Взаимоотношения родителей и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Объект: объектом данного курсового проекта является изучение методик диагностики взаимоотношений родителей и детей.
Предмет: взаимоотношения родителей и детей.
Цели и задачи: изучить методики диагностики взаимоотношений родителей и детей и дать их описания, научиться применять методики на практике, сделать вывод, как существующие методы диагностики помогают изучить взаимоотношения родителей и детей и для чего это необходимо.

Файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 92.69 Кб (Скачать файл)

Шкалы № 3 и 4. Степень удовлетворения потребностей ребенка: Важно отметить по результатам ответов всех трех семей, что можно говорить и о таком явлении, как потворствовании - родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель и т.п. Игнорирование потребностей подростка не наблюдается ни в одной семье.

Шкалы № 5 и 6. Представления о требованиях - обязанностях ребенк: В отличие от первых двух семей, в семье № 3 от ребенка ожидают значительных и не соответствующим его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т.п.). Родители подчеркивают в беседе те условия, которые прилагают для организации его успехов.

Можно отметить, что в семье № 1 ребенок имеет минимальное количество обязанностей. Эта особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому.

          Шкалы № 7 и 8. Определяют степень  самостоятельности ребенка, возможность  самому выбирать способ поведения: В семье № 1 наблюдается чрезмерность требований - запретов. В этом случае ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.

В отличие от первой семьи, в семье № 3 - недостаточность требований - запретов к ребенку. В этом случае ребенку «все можно». Даже если существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

Шкалы № 9 и 10. Представление о строгости наказаний, применяемых к ребенку родителями, за невыполнение семейных требований: В семье № 1 наблюдается чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости. В семьях же № 2 и 3 родители склонны обходится без наказаний или применять их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Шкала № 11. Неустойчивость стиля воспитания: Оценки по этой шкале позволяют говорить о резкой смене стиля воспитания, приемов воспитания в испытуемой семье № 2. Они свидетельствуют о «колебаниях» родителей: от очень строгого стиля к либеральному и наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом, родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах (частоту этих колебаний).

В результате рассмотрения первой группы шкал важно отметить, что устойчивые сочетания, формирующие типы неправильного воспитания (см. Приложение № 1) в исследуемых семьях наблюдаются лишь частично.

Так в семье № 3 наблюдается предпочтение в подростке детских качеств (ПДК). Этот вид нарушения воспитания обусловлен потворствующей гиперпротекцией. У родителей появляется стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, и на них в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая ребенка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфантилизма.

В семье № 2 можно говорить о воспитательной неуверенности родителей (ВН). Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, как потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований - максимум прав». Типичная ситуация в такой семье - бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель. В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами характера родителя. В других - существенную роль в формировании стиля семейного воспитания могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. Характерный признак таких родителей - доминирование в их высказываниях реплик с признанием массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей, и находят довольно много поводов уступить им.

При анализе результатов, можно отметить, что в семье № 1 наблюдается проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК) родителей. Причиной такого воспитания подростка нередко является то, что в ребенке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель извлекает из того эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством кого-то другого помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителей сквозит неверие в подростка, нередки инквизиторские интонации, с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т.е. негативную причину. В качестве такой причины чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознанно борется.

Таким образом, в результате анализа проведенной методики важно отметить, что в исследуемых семьях наблюдаются некоторые отклонения в воспитательном процессе, при этом нужно сказать, что, так как подростковый возраст - очень важный период в жизни каждого человека для формирования его личности, то крайне важным является своевременное выявление, учет и профилактика данных отклонений в воспитании, а также в поведении родителей - как самых важных воспитателей в жизни ребенка. ( См. приложение № 3; таб. № 3)

         3.2 Интерпретация результатов ( ВВР )

Сравнительный анализ сводной таблицы результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по имеющимся шкалам.

1 шкала: нетребовательность-требовательность  родителя: Особая повышенная требовательность наблюдается у родителей первой семьи, причем и у сына в данной семье отмечается более высокий уровень ответственности по сравнению со своими сверстниками из других семей.

2 шкала: мягкость-строгость  родителя: По результатам этой шкалы можно судить о том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к сыновьям, наблюдается у отцов. Анализ же результатов ответов матерей говорит о том, что при всей требовательности к личности сына, меры наказания отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. На примере второй семьи хотелось бы отметить, что при невысокой требовательности и строгости родителей к сыну, в личности подростка отмечается высокий потенциал ответственности за свои поступки и серьезность в поведении.

3 шкала: автономность-контроль  по отношению к ребенку: Результаты таблицы позволяют сделать вывод о том, что родители всех трех семей относятся к сыновьям вполне адекватно. Средние показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится в норме. Поэтому можно судить о том, что родители вполне адекватно оценивают личность ребенка и особенности подросткового периода. Можно сделать и предположение о том, что более высокое количество баллов по данной шкале у матери в первой семье говорит о проявлении доверия к ребенку и стремлении родителя привить ему самостоятельность, что также можно отметить у отца в третьей семье.

4 шкала: эмоциональная  дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю: Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка в первых двух исследуемых семьях, можно судить о точности представлений родителей, об адекватной оценке близости к ним ребенка. В первых двух семьях можно говорить о более полном понимании и разделении взглядов и желаний между родителями и детьми, нежели в третьей семье.

Также следует отметить, что эмоциональная дистанция между матерью и сыном наблюдается в третьей семье, причем анализ ответа ребенка говорит о том, что он нуждается в более близком контакте с родителями, чем это представляется его матери. Причем отношения отца и сына в данной семье более доверительные и близкие чем у сына с матерью.

5 шкала: отвержение-принятие  ребенка родителем: Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, причем важно отметить, что в первой семье родители стремятся принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Но в то же время поведение родителей воспринимается ребенком как недостаточно принимающим, это может говорить о том, что ребенку не хватает положительных установок со стороны родителей, что вполне характерно для подросткового возраста. Результаты анализа ответов второй семьи говорят о том, что со стороны матери наблюдается некоторое неприятие личности ребенка, критичное отношение к поступкам и желаниям подростка. Дистанция между матерью и ребенком довольно велика. Причем поведение матери принимается ребенком как вполне приемлемое и здоровое. Подросток понимает, что то, что он делает не всегда правильно и своевременно, поэтому критика матери вполне уместна. Отец же старается более гибко относится к поступкам ребенка, принимать его достоинства, учитывать недостатки, но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в их отношениях.

6 шкала: отсутствие  сотрудничества-сотрудничество: Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Уровень баллов по данной шкале у второй и третьей семьи указывают на высокий процент сотрудничества между родителями и подростком, что является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Отсутствие такового в первой семье может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7 шкала: несогласие-согласие  между ребенком и родителем: Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная данной шкалой во всех трех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые жизненные ситуации. Так как количество баллов по данной шкале в семьях не превышает среднего уровня, то можно также предположить, что данная ситуация вполне приемлема в связи с периодом «трудного возраста» ребенка.

8 шкала: непоследовательность-последовательность  родителя: Показатели данной шкалы у всех семей говорит о том, что родители стараются быть последовательными и постоянными в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрении и т.д. Лишь некоторая непоследовательность имеет место у мамы ребенка из третьей семьи, что может быть следствием эмоциональной неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя.

9 шкала: авторитетность  родителя: Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка. При этом важно отметить, что во всех семьях оценка родителей вполне адекватна, что дает основание предположить уровень баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия родителей являются достаточно авторитетными для ребенка, сила влияния на личность подростка которых вполне ощутима.

10 шкала: удовлетворенность  отношениями ребенка с родителем: По данным десятой шкалы из сводной таблицы результатов можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, как с той, так и с другой стороны. Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре родительско-детских отношений, о низком уровне возможных конфликтов и дают основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией можно не говорить в данном случае.

Таким образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том, что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях, то это говорит о вполне здоровой семейной атмосфере, где ребенок достиг подросткового возраста. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и поступки ребенка, быть к нему ближе, быть ему в первую очередь не наставником, а другом, что крайне важно в данный возрастной период для ребенка. ( См. приложение № 5; таб. № 4)

 3.3 Интерпретация результатов ( ОРО )

Информация о работе Взаимоотношения родителей и детей