Взаимоотношения родителей и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Объект: объектом данного курсового проекта является изучение методик диагностики взаимоотношений родителей и детей.
Предмет: взаимоотношения родителей и детей.
Цели и задачи: изучить методики диагностики взаимоотношений родителей и детей и дать их описания, научиться применять методики на практике, сделать вывод, как существующие методы диагностики помогают изучить взаимоотношения родителей и детей и для чего это необходимо.

Файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 92.69 Кб (Скачать файл)

В результате заполнения сводной таблицы можно сделать следующие заключения по исследуемым шкалам:

1. “Принятие - отвержение”: Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы можно наблюдать в отношении обоих родителей из первой и третьей семьи - им нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка и симпатизируют ему. Родители стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родители из второй семьи. Они сомневаются, что ребенок добьется успехов в жизни (из-за низких способностей). Они не доверяют ребенку и не уважают его.

2. “Кооперация” - социально желательный образ  родительского отношения: Содержательно эта шкала раскрывается полностью более всего в первой семье: родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку. Родители третьей семьи, особенно это ярко выражено у матери, высоко оценивают индивидуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.

3. ”Симбиоз” - шкала  отражает межличностную дистанцию  общения с ребенком: Высокие баллы по этой шкале у родителей третьей и второй семьи дают возможность считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители второй семьи постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным.

4. “Авторитарная гиперсоциализация” - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка: В первой семье в родительском отношении (особенно у отца) просматривается авторитаризм. Родители требуют от ребенка безоговорочного поведения и дисциплины. За проявления самостоятельности ребенка строго наказывают. Родители третьей семьи следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными способностями, мыслями и чувствами.

5. “Маленький  неудачник” - отображает особенности  восприятия и понимания ребенка  родителем: При высоких значениях по этой шкале у родителей из третьей семьи просматриваются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несовместимость. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возвратом. Интересы, увлечения, мысли чувства ребенка кажутся родителю детскими. Ребенок представляется не приспособленным, открытым для дурных влияний. Можно также отметить, что родители второй семьи не доверяют своему ребенку, досадуя на его неспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудности жизни. Причем важно отметить, что при всей жесткости требований в первой семье, ребенка оценивают все же вполне адекватно по его умениям и способностям. ( См.приложение № 5; таб. № 7)

 

        

 

 

 

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Проблема семейных взаимоотношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме, особенно учитывая ту колоссальную роль, которая отводится семье в современном обществе.

Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от наличия надежных измерительных инструментов.    Исследовательская работа и развитие соответствующего методического инструментария, как показывает практика, должны идти параллельно. То, что современная психология стремиться помочь человеку разобраться в своих взаимоотношениях с семьей, позволяет надеяться, что количество разводов, сирот, неблагополучных семей будет снижаться, а люди смогут чувствовать себя полноценными членами собственной семьи.

Методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений, дали короткую характеристику некоторых из приведенных методов. Мы убедились, что семья, как объект психологического исследования, может быть изучена с разных точек зрения, а многообразие существующих методик психологической диагностики взаимоотношений родителей и детей позволяет выполнить эту задачу различными средствами.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: "Просвещение", 1991.

2. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. // М.: "Просвещение", 1991.

3. Возрастная и педагогическая  психология под ред. Гамезо и др. //М.,1994.

4. Волкова Е.М. Трудные  дети или трудные родители? // М.: "Профиздат", 1992.

5. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. // М.: "Просвещение", 1990.

6. Ковалев С.В. Психология  современной семьи. // М.: "Просвещение", 1998.

7. Кон И.С. Психология ранней  юности. // М.: "Просвещение", 1991.

8. Лесгафт П.Ф. Семейное  воспитание ребенка и его значение. // М.: "Педагогика", 1991.

9.  Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб.пособие – практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений/издательский центр «Академия», 2007. – 423c.

           10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // М., 2003.

11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. // М.: "Просвещение", 1996.

12. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, № 5, 1992.

13. Фурманов И.А., Аладьин  А.А., Фурманова Н.В. Психологическая  работа с детьми, лишенными родительского  попечительства: // Книга для психологов. Мн.: «Тесей», 1999.

 

 

Приложение № 1                                                                        Таблица № 1

Описание шкал опросника «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

№ шкалы 

Значение шкалы 

Обозначение 

1

Гиперпротекция 

Г+

Гипопротекция

Г-

Потворствование 

У+ 

4

Игнорирование потребностей подростка 

 

У-

Чрезмерность требований (обязанностей)

Т+ 

Недостаточность обязанностей подростка 

 

Т- 

7

Чрезмерность требований - запретов (доминирование) 

 

З+ 

Недостаточность требований - запретов к ребенку 

 

З- 

Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) 

 

С + 

10

Минимальность санкций  

С-

11 

Неустойчивость стиля воспитания  

Н 

12 

Расширение сферы родительских чувств  

РРЧ 

13

Предпочтение в подростке дет. качеств  

ПДК 

14

Воспитательная неуверенность родителей 

ВН

15 

Фобия утраты ребенка  

ФУ 

16

Неразвитость родительских чувств  

НРЧ 

17 

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 

 

ПНК

18 

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания  

 

ВК 

19

Предпочтение мужских качеств   

ПМК

20

Предпочтение женских качеств).

ПЖК


 

 

 

 

 

 

 

 

          Приложение № 2                                                                   Таблица № 2

          Диагностика типов семейного воспитания

 

 

 

Уровень протекции

П

Полнота удовлетв. потребн.У

Количество требований

Т

Число запрет.З

Жестк. санкцийС

Потворствующгиперпротекц.

Доминирующ. Гиперпротекц.

+- 

+ - 

+  

+- 

Жестокое обращение  

-

-

+- 

+- 

+  

Эмоциональн. отвержение

-

+- 

+- 

Повышенная моральная ответствен.

+

+- 

+- 

Безнадзорнос.  

-

+-


 

 

Примечание: знак «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания, «-» недостаточную выраженность, «+ -» означает, что при данном типе воспитания возможна как чрезмерность данной черты, так и ее недостаточность или невыраженность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Приложение № 3                                                             

Таблица № 3

Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

Сводная таблица результатов

№ шкалы

Значение шкалы

№ семьи

Семья №1

Семья №2

Семья №3

1

Г+

6

7

8

2

Г-

5

9

8

3

У+

8

6

7

4

У-

3

5

3

5

Т+

2

4

5

6

Т-

4

4

4

7

З+

5

1

5

8

З-

4

2

4

9

С+

3

2

4

10

С-

5

3

5

11

Н

5

7

4

12

РРЧ

6

6

8

13

ДК

5

4

4

14

ВН

4

2

5

15

ФУ

2

6

4

16

НРЧ

6

4

3

17

ПНК

5

2

2

18

ВК

4

3

4

19

ПЖК

5

1

5

20

ПМК

6

4

4


 

 

 

 

         

 

 

 

 

        

         

Приложение № 4                                                     

Таблица №4

Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей 

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

Сумма по шкале №

 

*

     

1

 

*

 

*

*

2

*

   

*

 

3

*

   

*

*

4

*

*

   

*

5.

*

*

 

*

 

6.

*

     

*

7

*

*

*

*

*

8

         

9

     

*

 

10


 

 

 

                                                                                  Таблица № 5                                

          Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР)

          Сводная таблица результатов 

 

 

шкалы №

Семья №1

Семья №2

Семья №3

Сумма баллов по шкалам

м

о

с

м

о

с

м

о

с

1

15

6

10

18

5

14

9

5

6

2

12

5

13

12

15

11

7

16

8

3

18

11

9

11

12

9

6

18

9

4

20

17

16

19

17

18

8

20

14

5

11

15

8

6

14

21

9

14

9

6

9

5

11

14

11

12

11

15

13

7

13

7

18

11

9

14

5

17

11

8

18

10

14

10

8

11

8

11

18

9

16

6

13

15

14

13

9

9

10

10

9

9

11

9

11

10

13

15

11

Информация о работе Взаимоотношения родителей и детей