Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

В данной работе нами будет исследована проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы
1.1. Особенности социометрической структуры малых групп
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
1.3. Понимание феномена эмпатии в психологии и его роль в общении.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
2.1. Программа исследования
2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.1.2. Характеристика выборки
2.1.3. Методы исследования и обработки результатов
2.2. Исследование характеристик общения у студентов
2.3. Исследование социометрической структуры студенческих групп
2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

    Целевое обобщенное условие понимания звучит так: человек обычно понимает только то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям. В совместной деятельности каждый ее участник вынужден делать прогнозы, относящиеся как к предмету деятельности, так и к психологическим качествам, а также ценностно-смысловым позициям партнеров. » [13, с. 160]

     На эмпатическом  условии общения мы более подробно остановимся в следующем параграфе. Что же касается нормативного условия, автор считает, что для достижения взаимопонимания партнеры по общению должны исходить из одних и тех же постулатов общения и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образцами, нормами поведения. «Понятое знание о мире обязательно включает представление понимающего субъекта о том, каким должен быть мир. Понимание в этом смысле и есть процесс и результат сопоставления существующего с должным.» [13, с. 166]

 

 

1.3. Понимание феномена  эмпатии в психологии и его роль в общении

 

 Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако это понятие имеет более широкое трактование и глубокое понимание. Во-первых, это нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, вчувствование. Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных эмоций. Понятие «эмпатия» впервые ввел в психологию Э. Титченер, опираясь на представление Липпса о вчуствовании как перцептивном акте. В последующие годы, войдя в европейские языки, этот термин приобрел множество лексических и психологических значений, во многом потеряв свою специфику. Так, значительная часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивного процесса, как восприятия и понимания внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведения искусства, природы.

Изучением эмпатии в зарубежной психологии занимались представители различных направлений. В клиент-центрированной терапии Карла Роджерса и психоаналитической Я-психологии Хайнца Кохута эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента. Кохут отстаивал позицию, что основным инструментом в психоаналитическом исследовании является именно эмпатия аналитика.[ягнюк]

Карл Роджерс, представитель клиент-центрированной терапии, предложил одно из определений эмпатии, которое заключается в следующем: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации». [34]

Важно отметить, что Роджерс говорит  об эмпатии не как о состоянии, а как о процессе. Он объясняет  суть данного процесса тем, что эмпатический способ общения с другой личностью  имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого. Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, гневу или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает человек. Это означает временную жизнь другой жизнью, улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение человеком впечатлений о внутреннем мире другого. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. В какой то степени человек выступает доверенным лицом для собеседника.[ 33]

Исходя из описания данного процесса, Роджерс делает вывод, что «быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время — тонким и чутким.» [33]

Над осмыслением проблемы эмпатии  в аналитической психологии много  работал Хайнц Кохут. Уже в первых своих работах Кохут утверждал, что психологические факты собираются только путем интроспекции или эмпатии, которая, по его мнению, является викарной формой интроспекции. Он также утверждал, что факты, полученные методами эмпатии и интроспекции, являются психологическими, а все остальные — нет. Эмпатия была признана не только обязательным условием аналитической работы, но самой сутью метода.

Кохуту мы обязаны двум точкам зрения на эмпатию. Прежде всего Кохут выдел  в эмпатии способ наблюдения и  сбора данных. По его мнение эмпатия - есть ничто иное как "близкое  к опыту наблюдение". Кохут полагал, что эмпатия позволяет терапевту переживать опыт другого без потери способности объективно оценивать психические состояния другого. Кроме того, Кохут считал эмпатию универсальной потребностью развития. Переживание младенцем эмпатического отзеркаливания заботящегося лица - необходимая составляющая в развитии связного Я и, наоборот, травматические провалы в обеспечении эмпатического отзеркаливания играют критическую каузальную роль в развитии дефектов и патологии Я. [43]

Не менее значимое место эмпатия занимает и в психологии управления.

Американский психолог, выпускник Гарвардского университета, Дэниел Гоулман первым заговорил об исключительной важности эмоционального интеллекта. В своей книге «Эмоциональный интеллект» он выделил место и понятию эмпатии.

Гоулман говорит о  том, что из всех измерений эмоционального интеллекта эмпатию распознать проще всего. Все люди испытывали на себе эмпатию чувствительного учителя или друга, всех потрясает ее отсутствие в нечувствительном начальнике. Но когда дело доходит до бизнеса, мы редко слышим, чтобы людей хвалили, не говоря уже о том, чтобы награждали, за их эмпатию. Само слово кажется неделовым, не вписывающимся в жесткую реальность современного рынка. Но эмпатия не означает что-то типа мягкотелого «У меня все хорошо, и у тебя все хорошо». То есть, для лидера это не означает принимать чужие эмоции как свои собственные и пытаться удовлетворить всех. Наоборот, эмпатия означает осознанное учитывание чувств сотрудников в процессе принятия разумных решений. Эмпатия в особенности важна сегодня как составляющая лидерства по крайней мере по трем причинам: увеличение доли командной работы, быстрые темпы глобализации, растущая необходимость удерживать таланты. [9]

Гоулман уточняет, что эмпатия не стоит в особом почете в бизнесе. Люди думают, как лидеры смогут принимать жесткие решения, если они «чувствуют» за всех людей, на которых эти решения скажутся. Но лидеры, обладающие эмпатией, делают больше, чем симпатизируют окружающим их людям: они используют свои знания, чтобы улучшать свои компании тонкими, но важными путями.

В отечественной психологии многие авторы рассматривают эмпатию  с точки зрения педагогической психологии.

Т.П. Гаврилова занималась изучением эмпатии у детей младшего и школьного возраста. На основании своих исследований она доказывает, что различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны: затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизирует, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. [8]

Также Т.П. Гаврилова выделяет два вида эмпатийных переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия – альтруистические. Сопереживание является более простой формой эмпатии, а сочувствие – более сложной. Проведя серию экспериментов по методике проективного типа, Гаврилова установила, что сопереживание характерно для младшего школьного возраста, а сочувствие – для подростков. [8]

В.В. Бойко рассматривает эмпатию  как рационально – эмоционально -интуитивную форму отражения, которая  является средством «вхождения»  в пространство другого человека.[6] На основе этого он различает следующие этапы эмпатии:

1) рациональная эмпатия, которая  осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому интенсивной  аналитической переработки информации  о нем, то есть  позволяет реализовать возможность наблюдения за другим, способность восприятия его состояния и переживания;

2) эмоциональная эмпатия, реализуемая  посредством эмоционального опыта  (переживаний, чувств) в процессе  отражения состояний другого, она играет важную роль для понимания поведения, образа мыслей других людей;

3) интуитивная эмпатия, включающая  в себя в качестве средств  отражения другого интуитивность,  позволяющую обрабатывать информацию  о партнере на бессознательном  уровне, даёт возможность быстро и верно реагировать в нестандартных ситуациях. [7]

По его мнению, эмпатия  является «ценнейшим средством познания человеческой индивидуальности в целях  воспитания и обучения, лечения и  профилактики». [7]

Среди причин низкой эмпатийности В.В. Бойко называет отчужденность, безразличие к личности. Отчужденность стала социальным нормативом поведения - каждый стремиться к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. Другая причина, о которой говорит автор, психологический дискомфорт личности. Если человек тревожен, агрессивен, депрессивен или просто слишком озабочен текущими проблемами, то ему не до того, чтобы глубоко постигать партнеров. В его психологическом состоянии нет необходимых «степеней свободы», голова занята чем-то иным. Впечатление о причинах и следствиях поведения партнера становится поверхностным. Отсюда проистекают спешные выводы, необоснованные советы или требования к другому. Эмпатийное постижение индивидуальности партнера подменяется стереотипными выводами о поведении среднестатистической личности.

В.В. Бойко отмечает, что человек  нередко необоснованно проецирует на партнера свои качества – недостатки, привычки, эмоциональный опыт. Или  применяет сомнительные эталоны, мерки  для оценки другой личности. Например, это могут быть устаревшие взгляды, житейские псевдомудрости или предвзятые суждения. [7]

Таким образом, в педагогической профессии, принадлежащей к типу «человек –  человек», эмпатия необходима для  восприятия состояний и переживаний  другого, для быстрого и верного  реагирования в нестандартных ситуациях. Высокая эмпатийность способствует успешности деятельности. Однако существуют различные причины, препятствующие глубокой и проникающей эмпатии. Это могут быть высокая степень психологической защиты от негативных эмоциональных состояний; синдром хронической усталости или синдром эмоционального выгорания; отчужденность; психологический дискомфорт личности, а также проецирование своих переживаний, «приписывание» собственного внутреннего мира другому.

Эмпатия играет ключевую роль в тех видах деятельности, эффективность которых в большой степени зависит от межличностного взаимодействия, как, например, торговля, управление, а, в первую очередь, обучение.

Общей чертой профессионалов, занятых в сфере образования, по мнению Е.А. Климова, является значительный объём и интенсивность контактов при взаимодействии с различными людьми. Педагогам необходимо  ориентироваться на настроение, поведение, образ жизни людей и формы их активности.

Большое значение Е.А. Климов придаёт умению слушать и слышать другого человека. Важно постижение чувств другого на основе эмоционального опыта, через эмоциональные ассоциации и переносы.[16]

Исследователи отмечают, что главное в области познавательных процессов педагога – это своеобразная направленность ума, наблюдательность к проявлению чувств и характера человека. Очень важно уметь представлять внутренний мир человека, а не приписывать ему свой собственный.

   И. М. Юсупов в своей диссертации рассматривал «эмпатийное понимание как явление социально-психологического происхождения, возникающее при взаимодействии человека с человеком или антропоморфизованным объектом как интегральное взаимодействие осознанной и подсознательной инстанций психики.» [42] Он утверждал, что понимание эмпатируемого объекта происходит при взаимодействии аффективных и когнитивных процессов. Понимание начинает формироваться в надсенсорном уровне организации психических процессов - в представлениях, где возникают непредставленные в перцепции способы гностических действий, благодаря которым субъект может поставить себя на место другого человека, т.е. сознательно изменить свою реальную позицию в представлениях.

   Также Юсупов  отмечает, что эмпатийный потенциал  личности имеет тенденцию к  спонтанному затуханию с возрастом,  но в то же время он подвержен произвольной регуляции путем специально организованных тренингов. Но следует отметить, что этот тренинг применим не ко всем характерологическим типам личности. Например он не результативен применительно к шизоидным акцентуантам и может вызвать непредсказуемое поведение эпилептоидов, гипертимно-эксплозивных и лабильно-аффективных типов личностей.

  Еще в одном  своем положении Юсупов отмечает, что эмпатия является продуктом  социализации личности и во  всех своих гранях имеет как  индивидуальные, так и групповые проявления. В онтогенезе личности развитие явления проходит от фазы эмоционального заражения в период новорожденности до просоциального поведения в более поздние возрастные периоды.

   Наконец автор  говорит об эмпатии «как о  системообразующем факторе, лежащим в основе педагогической направленности личности и несущем ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия.» [42]

   Теперь рассмотрим  какую роль играет эмпатия  непосредственно в межличностных  отношениях между людьми.

   Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.

Информация о работе Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе