Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

В данной работе нами будет исследована проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы
1.1. Особенности социометрической структуры малых групп
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
1.3. Понимание феномена эмпатии в психологии и его роль в общении.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
2.1. Программа исследования
2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.1.2. Характеристика выборки
2.1.3. Методы исследования и обработки результатов
2.2. Исследование характеристик общения у студентов
2.3. Исследование социометрической структуры студенческих групп
2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

   Количество «предпочитаемых» студентов значительно различается в группах( во первой группе 5%, во второй- 24%). Эти студенты также пользуются достаточно высоким авторитетом у одногруппников, они общительны, активны, легко находят контакты с окружающими.

   «Принятые» студенты  являются преобладающей частью первой группы (38%) и находятся наравне с «предпочитаемыми» во второй группе (24%). Данные студенты не претендуют на лидерские позиции, менее популярны в группе, но все же они умеют находить контакт с окружающими людьми и  группа их принимает.

   «Непринятых»  студентов примерно поровну в  обеих группах (24% в первой группе  и 29%-во второй). Обычно такие  студенты общаются с ограниченным  количеством людей, всегда находятся  в тени и большая часть группы  не принимает их.

   «Отвергнутых» студентов во второй группе самое незначительное количество (5%), в первой группе их больше (19%). Мы предполагаем, что эти люди замкнуты, не общительны, не принимают участия в жизни группы, возможно вовсе редко появляются там. Обычно окружающие отвечают им взаимностью и не принимают в коллектив.

     Таким образом, мы видим что в обеих выборках выявлено пять социометрических статусов: звезды, предпочитаемые, принятые, непринятые и отвергнутые. В обеих группах большинство таких студентов, которые положительно принимаются группой, но также и значительное количество непринятых. Более резко различается в группах процент «предпочитаемых» и «отвергнутых» студентов. Так во второй группе значительное количество «предпочитаемых», в отличии от первой, где таковых меньше всего. Процент «отвергнутых» в первой группе достаточно высок, тогда как во второй группе их меньшинство.

 

 

2.4. Исследование  взаимосвязи  особенностей характеристик общения и социометрического статуса студентов

 

     Последняя  серия нашего эксперимента была направлена на выявление взаимосвязи особенностей характеристик общения и социометрического статуса студентов  в группе.

     Для выявления  взаимосвязи особенностей общения  и социометрического статуса  студентов мы провели корреляционный  анализ при помощи компьютерных средств Microsoft Excel. Мы рассчитали коэффициент корреляции между социометрическим статусом студентов и характеристиками общения: эмпатийностью, экстравертированностью и потребностью в общении. Полученные коэффициенты мы занесли в таблицу № 6.

 

Таблица 6. Коэффициенты корреляции между социометрическим статусом студентов и характеристиками общения.

№ группы

f(x)

эмпатия и соц.статус

f(x)

экстравертированность и соц. статус

f(x)

потребность в общении  и соц. статус

1(3 курс)

0,479

0,377

0,542

2(5 курс)

0,643

0,324

0,494


 

     Рассчитав  коэффициенты корреляции, мы получили  наиболее значимый  коэффициент  между социометрическим статусом  и эмпатией у студентов 5 курса  (f(x)=0, 643). Также значимые коэффициенты получились при сравнении социометрического статуса и эмпатии на 3 курсе (f(x)=0,479), а также при сравнении социометрического статуса и потребности в общении на обоих курсах (f(x)=0,542; f(x)=0,494). Таким образом, мы можем сделать вывод, что эмпатия и потребность в общении взаимосвязаны с социометрическим статусом студента. Чем выше уровень эмпатии и потребности в общении, тем выше социометрический статус студента в группе.

При сравнении социометрического  статуса и экстравертированности  студентов, мы получили незначимые коэффициенты корреляции в обеих группах (f(x)=0,377; f(x)=0,324). Таким образом, мы можем сделать вывод, что между социометрическим статусом и экстравертированностью взаимосвязь отсутствует.

 

 

     Мы представили   обобщенные результаты в процентах  по обеим группам в таблицах № 7 и № 8.

 

 

Таблица 7.Социометрический статус студентов 3 курса с разным уровнем характеристик общения.

( в % от общего количества  опрошенных)

Исследуемые качества

Социометрический статус

 

 

Уровень поликоммуникативной  эмпатии

уровни

звезды

предпочитаемые

принятые

непринятые

отвергнутые

высокий

9,6

4,7

0

0

0

средний

4,7

0

38

14,3

4,7

низкий

0

0

0

9,6

14,3

Уровень экстравертированности

экстраверты

14,3

0

28,6

9,6

0

интроверты

0

4,7

9,6

14,3

19

Уровень потребности  в общении

высокий

9,6

0

14,3

0

0

средний

4,7

4,7

23,8

23,8

19

низкий

0

0

0

0

0




 

     Результаты  по первой выборке испытуемых (студенты 3 курса) свидетельствуют о том, что каждому социометрическому статусу соответствует определенный уровень той или иной характеристики общения:

Эмпатия: Звездам соответствует высокий (9,6%) и средний (4,7%)  уровень эмпатии; предпочитаемым – высокий уровень эмпатии (4,7%); принятым – средний уровень (38%); непринятым – средний (14,3%) и низкий (9,6%) уровни; отвергнутым также - средний (4,7%) и низкий (14,3%) уровни.

Экстраверсия: Звезды являются экстравертами (14,3%); предпочитаемые – интровертами (4,7%); среди принятых есть и экстраверты (28,6%), и интроверты (9,6%); среди непринятых также – экстраверты (9,6%) и интроверты (14,3%); отвергнутые являются интровертами (19%).

Потребность в общении: Звездам соответствует высокий (9,6%) и средний (4,7%) уровень потребности в общении; предпочитаемым – средний уровень (4,7%); принятым – высокий (14,3%) и средний (23,8%) уровень; непринятым – средний (23,8%); отвергнутым  - также средний уровень(19%).

     Таким образом,  мы можем сделать выводы о  том, что социометрическим звездам соответствует в большей степени высокий уровень эмпатийности и потребности в общении, и все они являются экстравертами.

     Предпочитаемым студентам соответствует высокий уровень эмпатии, средний уровень потребности в общении и они являются интровертами.

     Принятым  студентам свойственен средний  уровень эмпатии, высокий и  преимущественно средний уровень  потребности в общении и большинство из них являются экстравертами.

     У непринятых студентов преобладает средний уровень эмпатии, а также присутствуют и лица с низким уровнем. Потребность в общении  у них на среднем уровне.

     Отвергнутым  студентам соответствует в большей степени низкий уровень эмпатии, средний уровень потребности в общении и являются они интровертами.

 

Таблица 8. Социометрический статус студентов 5 курса с разным уровнем характеристик общения.

( в % от общего количества  опрошенных)

 

Исследуемые качества

Социометрический статус

 

 

Уровень поликоммуникативной  эмпатии

уровни

звезды

предпочитаемые

принятые

непринятые

отвергнутые

высокий

17,6

25,8

0

0

0

средний

0

11,7

17,6

23,5

0

низкий

0

6

6

6

6

Уровень экстравертированности

экстраверты

17,6

6

11,7

11,7

0

интроверты

0

17,6

11,7

17,6

6

Уровень потребности  в общении

высокий

17,6

6

11,7

6

0

средний

0

17,6

11,7

17,6

0

низкий

0

0

0

6

6




 

     Результаты  по первой выборке испытуемых (студенты 3 курса) свидетельствуют о том, что каждому социометрическому статусу также соответствует определенный уровень той или иной характеристики общения:

Эмпатия: Звездам соответствует высокий (17,6%) уровень эмпатии; предпочитаемым – высокий (25,8%) и средний (11,7%) уровень эмпатии; принятым – средний (17,6%) и низкий (6%) уровень ; непринятым – средний (23,5%) и низкий (6%) уровни; отвергнутым - и низкий (6%) уровень.

Экстраверсия: Звезды являются экстравертами (17,6%); предпочитаемые – экстравертами (6%) и интровертами (17,6%); среди принятых одинаковое количество экстравертов (11,7%) и интровертов (11,7%); среди непринятых также есть и экстраверты (17,6%) и интроверты (6%); отвергнутые являются интровертами (6%).

Потребность в общении: Звездам соответствует высокий (17,6%) уровень потребности в общении; предпочитаемым – высокий (6%) и средний (17,6%) уровень ; принятым – в одинаковой степени высокий (11,7%) и средний (11,7%) уровень; непринятым – высокий (6%), средний (17,6%) и низкий (6%) уровни; отвергнутым  - низкий уровень(6%).

    Таким образом,  мы можем сделать выводы о том,  что социометрическим звездам соответствует высокий уровень эмпатийности, потребности в общении  и все они являются экстравертами.

     Предпочитаемому социометрическому статусу соответствует в большей степени высокий уровень эмпатийности, но средний и низкий также свойственны для него. Интровертов среди предпочитаемых выделено больше, чем экстравертов. В такой же доле средний уровень потребности в общении преобладает над высоким, низкий уровень данного качества у предпочитаемых отсутствует.

     Принятым студентам в большей степени свойственен средний уровень эмпатии, но также отмечается и низкий. Экстравертов и интровертов среди этих студентов равное количество. Уровень потребности в общении в одинаковой степени выражен на высоком и среднем уровнях.

     У непринятых студентов преобладает средний уровень эмпатии, а также в незначительной степени низкий. Среди них присутствуют как экстраверты, так и интроверты. Уровень потребности в общении находится преимущественно на среднем уровне.

     Отвергнутые студенты имеют низкий уровень эмпатии и потребности в общении, а также являются интровертами.

 

 

 

 

 

 

Выводы

1. В результате эмпирического исследования выявлено, что среди студентов преобладают лица со средним уровнем эмпатии и средним уровнем потребности в общении, что характеризует их как людей контролирующих свои эмоциональные проявления и достаточно избирательных в установлении контактов с людьми. Меньшинство студентов характеризуется высоким уровнем эмпатии, что говорит об их высокой чувствительности к окружающим и эмоциональной отзывчивости. Также для меньшей части испытуемых характерен низкий уровень потребности в общении, что свидетельствует об отчужденности данных людей от группы. Экстравертов и интровертов среди студентов выявлено одинаковое количество. При сравнении всех характеристик общения между двумя группами студентов 3 и 5 курса, значимых различий не обнаружено.

2. Социометрический опрос показал, что большинство испытуемых вошли в категорию «принятых», но также велика принадлежность студентов и к категории «непринятых». Меньшая часть студентов характеризуется высокими статусами «звезд» и «предпочитаемых» и низким статусом «отвергнутых».

3. Выявлена прямая  взаимосвязь между социометрическим  статусом студентов и такими  характеристиками общения как эмпатия и потребность в общении. Таким образом, чем выше уровень эмпатии и потребности в общении, тем выше социометрический статус студента в группе. Взаимосвязь между экстравертированностью и социометрическим статусом не выявлена.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Наше исследование посвящено проблеме взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе. Теоретический анализ литературы показал, что неотъемлемой частью взаимодействия людей в малой группе является межличностное общение, благоприятному формированию которого, в свою очередь, способствуют такие характеристики общения как эмпатийность и экстравертированность.

     Для выявления взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе мы использовали ряд психологических методик. В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство студентов  в обеих группах характеризуются средним уровнем эмпатии и средним уровнем потребности в общении. Экстравертированность у студентов выражена в равной степени с интровертированностью. Также выявлена прямая взаимосвязь между социометрическим статусом и такими характеристиками общения как эмпатия и потребность в общении. Взаимосвязь между экстравертированностью и социометрическим статусом не выявлена. Таким образом, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично: чем выше уровень эмпатии и потребности в общении, тем выше социометрический статус студента в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Аверинцев А. "Аналитическая  психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. "Вопросы литературы", 1970, 3, с. 113—143.

2. Адлер А. Понять  природу человека. СПб.: Гуманитарное  агентство "Академический проект", 1997.

3. Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. — 464 с. — ISBN — 5896920148.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,Изд-во МГУ 1990.-367 с.

5. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. - М., 2000.

6. Бойко В.В., Клиценко О.А. Оценка эмпатии личности. - СПб., 2002.

Информация о работе Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе