Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

В данной работе нами будет исследована проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы
1.1. Особенности социометрической структуры малых групп
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
1.3. Понимание феномена эмпатии в психологии и его роль в общении.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
2.1. Программа исследования
2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.1.2. Характеристика выборки
2.1.3. Методы исследования и обработки результатов
2.2. Исследование характеристик общения у студентов
2.3. Исследование социометрической структуры студенческих групп
2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

Статистическая гипотеза о связи двух метрических переменных проверяется в отношении коэффициента корреляции r-Пирсона. [27]

 

2.2. Исследование характеристик общения у студентов

 

    В первой  серии эксперимента  мы провели  исследование на изучение уровня  эмпатийности, экстравертированности и потребности в общении в двух студенческих группах с помощью ряда методик.

     Эмпатийность  студентов мы исследовали с  помощью методики «Диагностика  уровня поликоммуникативной эмпатии».

    Результаты в сырых тестовых баллах по методике «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» представлены в приложении № 1.   Результаты по каждой группе и по общей выборке представлены в таблице № 1.

 

Таблица 1. Уровень  поликоммуникативной эмпатии студентов 

(в % от общего количества  опрошенных)

 

 

Уровень эмпатии

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

3 курс

14

62

24

5 курс

23,5

53

23,5

Общая выборка

18,4

57,9

23,7


 

Для большей наглядности  результаты представлены на рисунках № 1, № 2 и № 3.

Рис.1. Уровень поликоммуникативной эмпатии студентов 3 курса.

 

 

Рис.1. Уровень поликоммуникативной эмпатии студентов 5 курса.

 

Рис.3. Уровень поликоммуникативной эмпатии студентов в общей выборке.

 

     По результатам исследования эмпатийных качеств мы видим, что более половины респондентов как в первой (62%), так и во второй группе (53%)имеют средний уровень поликоммуникативной эмпатии. Предположительно таким людям не чужды эмоциональные проявления, но чаще они держат их под самоконтролем. В общении внимательны, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Одним словом, такие люди не отличаются раскованностью чувств, но это не мешает их полноценному восприятию людей.

     Низкий  уровень эмпатии свойственен студентам обеих групп примерно в равных долях: в первой группе 24%, во второй - 23,5%. Такие студенты могут испытывать затруднения в установке контактов с людьми, неуютно чувствовать себя в шумной компании. Обычно отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, являются сторонниками точных формулировок и рациональных решений. Как правило, у таких людей мало друзей, зачастую они могут испытывать чувство отчужденности.

     Высокий  уровень свойственен меньшей  части студентов в первой группе (14%), и находится в равной доле с низким во второй группе (23,5%). Эти люди обычно чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, эмоционально отзывчивы и общительны. Окружающие обычно ценят таких за душевность. Такие люди стараются не допускать конфликтов и стараются найти компромиссные решения, хорошо переносят критику в свой адрес, но и постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Также не стоит особого труда вывести их из равновесия.

     Таким образом,  мы видим что в обеих группах  студенты склонны к поликоммуникативной  эмпатии. В большей части преобладают  студенты со средним уровнем  поликоммуникативной эмпатии, особенно  велика их доля в первой  группе. Студентов с низким и высоким уровнем эмпатии не так много. Низкий уровень свойственен приблизительно одинаковому количеству испытуемых, как в первой, так и во второй группе. Студентов с высоким уровнем эмпатии во второй группе большее количество, чем в первой.

     Для того, чтобы выявить наиболее значимые различия между показателями эмпатии в группах, мы использовали критерий Фишера.  Результат: φ*эмп = 0.021. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Таким образом, мы можем сказать, что у студенческих групп 3 и 5 курса между показателями эмпатии значительных различий не наблюдается.

     Из общей  выборки мы видим, что в целом  у студентов преобладает средний уровень поликоммуникативной эмпатии (57,9%), низкая эмпатийность свойственна 27,9% студентов, и менее всего испытуемых имеют высокий уровень (18,4%).

 

 

Экстравертированность испытуемых мы исследовали при помощи теста Г. Айзенка на определение  типа личности. Результаты в сырых  тестовых баллах по тесту Айзенка представлены в приложении №2. Результаты по каждой группе и по общей выборке представлены в таблице № 2.

Таблица 2. Уровень экстравертированности студентов в группе (в % от общего количества опрошенных)

 

 

Уровень экстравертированности

Экстраверты

Интроверты

3 курс

52

48

5 курс

47

53

Общая выборка

50

50


 

Для большей наглядности  результаты представлены на рисунках № 4, № 5 и № 6.

 

Рис.4. Уровень экстравертированности студентов 3 курса.

 

 

Рис.5. Уровень экстравертированности студентов 5 курса.

 

Рис.6. Уровень экстравертированности студентов в общей выборке.

 

 

     По результатам исследования экстравертированности студентов мы видим, что экстравертированность и интровертированность практически в равной степени свойственны студентам в обеих группах. В первой группе экстраверты преобладают над интровертами (52%), а во второй группе наоборот экстравертов чуть меньше (47%). Для данных студентов характерны открытость, общительность, они легко устанавливают контакты с собеседниками, комфортно чувствуют себя как в своей группе, так и в любой другой компании.

     Доля интровертов  наоборот в первой группе чуть  ниже ( 48%), а во второй группе  чуть выше, чем у экстравертов (53%). Такие студенты, как правило,  более замкнуты, нерешительны, им  комфортнее находится как бы «в стороне», оставаться наедине со своими мыслями.

     По критерию  Фишера получен результат φ*эмп = 0.325. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Таким образом, можно сказать, что у студенческих групп 3 и 5 курса между показателями экстраверсии-интроверсии значительных различий не наблюдается.

Потребность студентов  в общении была исследована с  помощью методики Ю.М. Орлова «Потребность в общении».

     Экстравертированность  и интровертированность в общей  выборке выражена у студентов абсолютно в равной степени (по 50%).

 

Результаты в сырых  тестовых баллах по методике «Потребность в общении» представлены в приложении №3. Результаты по каждой группе и по общей выборке представлены в таблице № 3.

 

 

Таблица 3. Уровень потребности в общении студентов в 1 группе (в % от общего количества опрошенных)

 

 

Уровень потребности  в общении

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

3 курс

24

76

0

5 курс

40

48

12

Общая выборка

31,5

63,2

5,3


 

Для большей наглядности  результаты представлены на рисунках № 7, № 8 и № 9.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.7. Уровень потребности в общении студентов  3 курса.

 

 

Рис.8. Уровень потребности в общении студентов  5 курса.

 

Рис.9. Уровень потребности в общении студентов в общей выборке.

 

     По результатам  исследования потребности в общении мы видим, что в обеих группах преобладают студенты со средним уровнем (76% в первой группе, 48%-во второй). Мы можем предположить, что для данных студентов характерна неопределенность в стремлении к поддержанию и восстановлению хороших отношений между людьми, возможно они не всегда готовы отказаться от собственных удобств ради других, не всегда стремятся расширить сферу своего общения. С ними не всегда можно поделиться переживаниями.

     Во второй  группе также высока доля студентов с высоким уровнем потребности в общении (40%), в первой чуть меньше – 24%. Для данных лиц характерно стремление к поддержанию и восстановлению хороших отношений между людьми, сильные переживания при разрыве хороших отношений с ними, способность простить проступок ради восстановления хороших отношений, стремление помогать другим. Обычно такие люди склонны к участию в совместных мероприятиях, целью которых является установление хорошего настроения и теплых взаимоотношений с людьми. Они, как правило, всегда готовы выслушать, поэтому с ними можно поделиться переживаниями.

     Во второй  группе студентов с низким  уровнем потребности общения  наименьшее количество (12%), а в  первой они отсутствуют вовсе.  Как правило, такие студенты  не склонны к поддержанию добрых  взаимоотношений, особо не стремятся помогать другим людям, не любят участвовать в совместных мероприятиях. Обычно к таким лицам не обращаются за поддержкой и помощью, потому что получить от них это тяжело.

     Таким образом,  мы видим, что у студентов  первой группы ярко выражена средняя потребность в общении, но также им свойственна и высокая. У студентов во второй группе средний и высокий уровень потребности в общении выражен примерно в равной степени, но среди них, в отличии от первой группы, также есть и лица с низким уровнем потребности в общении.

     По критерию  Фишера получены следующие результаты: φ*эмп = 1.149. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Таким образом, мы можем сказать, что у студенческих групп 3 и 5 курса между показателями потребности в общении значительных различий не наблюдается.

     Потребность в общении в общей выборке  студентов находится преимущественно на среднем уровне (63,2%),  в два раза меньше студентов с высоким уровнем (31,5%) и самый маленький процент испытуемых с низким уровнем потребности в общении (5,3%).

     Таким образом,  можно сделать вывод, что среди  студентов преобладают лица со  средним уровнем эмпатии и  средним уровнем потребности  в общении. Меньшинство студентов  имеют высокий уровень эмпатии и низкий уровень потребности в общении. Экстраверсия и интроверсия выражены у студентов в равной степени.

 

2.3. Исследование  социометрической структуры студенческих групп

 

     Во второй  серии эксперимента нами было проведено социометрическое исследование студентов в обеих группах с целью исследования социометрической структуры группы. Результаты исследования занесены в таблицы № 4 и № 5 ( также см. приложение № 4), для большей наглядности мы представили их на рисунках № 10 и № 11.

 

Таблица 4. Распределение социометрических статусов у студентов 3 курса.

( в % от общего количества  опрошенных)

 

Социометрический статус

звезды

предпочитаемые

принятые

непринятые

отвергнутые

14

5

38

24

19


 

Рис.10. Распределение социометрических статусов у студентов 3 курса.

 

Таблица 5. Распределение социометрических статусов у студентов 5 курса.

( в % от общего количества  опрошенных)

 

Социометрический статус

звезды

предпочитаемые

принятые

непринятые

отвергнутые

18

24

24

29

5


 

Рис.11. Распределение социометрических статусов у студентов 5 курса.

 

   По результатам социометрического опроса мы видим, что доля «звезд» в обеих группах приблизительно одинаковая ( 14% в первой группе, 18%-во второй). Как правило, таких студентов в группах незначительное количество. Мы можем предположить, что они имеют лидерские позиции в группе. Таких людей ценят в группе, на них ровняются, всегда считаются с их мнением. Эти студенты обычно очень легко находят и поддерживают контакты с окружающими.

Информация о работе Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе