Взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Подборка литературы по данной проблеме.
Раскрыть понятие «Творческие способности» и «Компьютерная зависимость»
Провести диагностику у подростков с творческими способностями на выявление компьютерной зависимости.
Выявить взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.
Творческие способности как средство развития личности подростка.
Компьютерная зависимость у подростков.
Взаимосвязь творческих способностей и компьютерной зависимости.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Диагностика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
2.1. Методики выявления компьютерной зависимости.
2.2. Обработка и анализ результатов диагностики компьютерной зависимости у творческих подростков.
2.3. Профилактика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия»

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

Выполнил: студент 31 группы ФСИ

 

Руководитель: к.психол.н.,

доцент кафедры психологии

Дьяченко Елена Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.

    1. Творческие способности как средство развития личности подростка.
    2. Компьютерная зависимость у подростков.
    3. Взаимосвязь творческих способностей и компьютерной зависимости.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Диагностика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.

2.1. Методики выявления компьютерной зависимости.

2.2. Обработка и анализ  результатов диагностики компьютерной  зависимости у творческих подростков.

2.3. Профилактика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.

Вывод по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Появление таких неизвестных  ранее зависимостей, как компьютерная зависимость и Интернет-зависимость  связано с бурным внедрением в  жизнь человека мультимедийных технологий, поражающих психику человека в результате длительного взаимодействия с компьютерными  виртуальными программами и играми, подавляющих сознание.

В большей степени компьютерными  аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные  семейные и школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном  мире отдушину и считают свои успехи в компьютерной игре достаточными для  самоутверждения и для улучшения  психического состояния. Дети и подростки  нуждаются в самовыражении. За неимением  других средств выражения своих  мыслей они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают  иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия  оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками.

Так же под «шапку» компьютерной зависимости попадают дети, с широко развитыми творческими способностями, которые развиваются либо в плохую, либо хорошую сторону. Например, подросток, учащийся в музыкальной школе  может втянуться в сферу компьютера и видеть в нем лишь попытку  самоутверждения, тем самым зарывая  далеко свой талан в землю, или  же он увидит компьютер как средство самовыразительности музыки. Известно, что на компьютерах давно появились  программы, так называемые «Секвенсоры», с помощью которых можно самому создавать собственные произведения без участия живых инструментов, и если ребенок направляет свои творческие способности в нужное русло, пускай и при помощи компьютера, он сможет и дальше совершенствовать свои таланты.

Таким образом, в рамках данного  исследования была поставлена цель: изучить особенности взаимосвязи творческих способностей и компьютерной зависимости у подростков.

Объект исследования: подростки.

Предмет исследования: особенности взаимосвязи творческих способностей и компьютерной зависимости у подростков.

Задачи:  
1.    Подборка литературы по данной проблеме. 

  1. Раскрыть понятие «Творческие способности» и «Компьютерная зависимость»
  2. Провести диагностику у подростков с творческими способностями на выявление компьютерной зависимости.
  3. Выявить взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.

Методы исследования: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, опросные методы, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Практическая  значимость исследования: результаты работы могут оказать методическую помощь  по  организации  учебного  процесса  на  уроках  музыки направленного на развитие творческих способностей в практической работе школы.

Глава 1. Теоретические  аспекты взаимосвязи компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.

    1. Творческие способности как средство развития личности подростка.

 

Способности  - это индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и  являющиеся условием успешности её выполнения [3]. При этом под творческими способностями  подразумеваются такие, которые  определяют процесс создания предметов  духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений (Б. М. Теплов, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Лук, Я. А. Пономарёв). Иными словами, творческие способности  определяют успешность творчества в  различных областях деятельности.

Развитие способностей является сложным процессом. Каждая специальная  способность проявляется в своё время. Так, раньше всего проявляются  музыкальные способности, художественные способности проявляются позже  и наиболее ярко выражены в 13-14 лет, в детские годы проявляются также  литературные, математические и прочие способности.

Подростковый возраст  является сложным периодом для развития творческих способностей. Подростки  стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, однако недостаточный жизненный  опыт, неадекватные суждения о происходящем подвергают подростка случайным  влиянием [2].

Изучение основных аспектов развития способностей выявляет два  ключевых условия развития творческих способностей подростков [1].

  1. Влияние на подростка творческой личности;
  2. Организация творческой деятельности подростка.

Первое условие проявляется  в зависимости, которую сформулировал  А. Н. Лук: «… если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одарённые ученики добиваются блистательных успехов» [1]. И наоборот, если учитель не обладает направленностью  на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. У нетворческого  учителя одарённые дети не смогут в полной мере реализовать свои возможности, более того, нередко менее способные  ученики при его системе оценивания достигают более высоких успехов. Педагог, которому чуждо творчество, просто не может увидеть творческий потенциал в ребёнке, принимая оригинальность мышления за незнание рационального  способа решения учебной задачи.

Второе условие, по мнению В. А. Левина [3], заключается в том, что для развития способности к творчеству необходимо развивать творческую деятельность, а не сводить обучение только к овладению знаниями, умениями и навыками. В противном случае многие качества творческой личности (художественный вкус, стремление к новому, чувство прекрасного и др.) остаются невостребованными и прекращают развиваться.

Актуальность развития творческой деятельности именно в подростковом возрасте обусловлена ещё и тем, что подросток стремится к  решению максимально трудных  для него задач. При этом следует  помнить, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится коммуникативная, и в связи с  этим особенно эффективна творческая деятельность, реализуемая в процессе общения.

Современные представления  об организации и развитии творческой деятельности подростков основываются на использовании в учебном процессе нестандартных заданий, создании для  учащихся ситуаций затруднения, преодолеть которые можно только путём поиска новых решений.

Применение проблемных ситуаций (ситуаций затруднения) в учебном  процессе обеспечивает включение подростков в самостоятельную поисковую  деятельность, направленную на разрешение специально созданных учителем проблем. Однако не всякая проблемная ситуация содержит творческую задачу. Например, ситуация выбора из двух или более  известных ученику способов решения  относится к проблемным, хотя не предполагает решения творческих задач. Творческая задача возникает только тогда, когда ученику необходимо найти новый для него способ, сформулировать новое знание, применить что-то уже известное в принципиально новых условиях.

Итак, можно выделить следующие  пути развития творческих способностей подростков [2]:

  1. стимулирование ученического творчества с помощью системы оценивания, учитывающей специфику творческой деятельности;
  2. использование в учебном процессе творческих учебных задач;
  3. создание проблемных ситуаций творческого характера;
  4. организация учителем творческой деятельности, в которой он сам выступает творцом, сотрудничающим с учениками и направляющим их творческую активность;
  5. организация самостоятельной творческой работы учащихся.

Таким образом, творческие способности  подростков являются одним из основных способов актуализации важной для данного  возраста потребности – потребности в самовыражении, следовательно, являются одним из основных средств развития личности подростка, в целом.

1.2. Компьютерная  зависимость у подростков

 

Термин «компьютерная  зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или  проведению времени за компьютером [14]. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Компьютерная зависимость  является одной из разновидностей аддитивного  поведения и характеризуется  стремлением уйти от повседневности методом изменения собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким  образом, люди уходят от решения различных  проблем в своей жизни.

По данным российских психологов [14] от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

Одной из причин формирования компьютерной зависимости у подростка  является жажда приключений, которые  ребенок может получить в различных  компьютерных играх. Другой причиной может  стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие  родители не интересуются успехами в  школе, чувствами и переживаниями  ребенка, они не знают, чем живет  их ребенок и что он хочет. Они  просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили  свой родительский долг. И ребенок  имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей  причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит  эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную  реальность становится физическое, эмоционально-психологическое  насилие со стороны одноклассников или сверстников.

Развод родителей также  может послужить поводом для  ухода в другую реальность, где  нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми  людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно, отношение  родителей к нему или их образ  жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях  у ребенка возникает чувство  отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир  поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые  наказания за провинности или  непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой  реальности его никто не будет  обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным  и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем  повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный  мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют  необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая  система страдает, что выражается в появлении приступов панического  ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим  питания, они теряют чувство времени  и могут не спать сутками [6].

Информация о работе Взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков