Взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Подборка литературы по данной проблеме.
Раскрыть понятие «Творческие способности» и «Компьютерная зависимость»
Провести диагностику у подростков с творческими способностями на выявление компьютерной зависимости.
Выявить взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.
Творческие способности как средство развития личности подростка.
Компьютерная зависимость у подростков.
Взаимосвязь творческих способностей и компьютерной зависимости.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Диагностика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
2.1. Методики выявления компьютерной зависимости.
2.2. Обработка и анализ результатов диагностики компьютерной зависимости у творческих подростков.
2.3. Профилактика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие  и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после  игр. В данном случае ребенок потерял  контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В  этом и заключается суть игровой  зависимости: компьютер начинает управлять  самим человеком. Навыки общения  с другими людьми, эмоциональная  сфера маленького человека формируются, прежде всего, при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при  взаимодействии с непосредственно  окружающей средой. Каждый знает, что  виртуальная реальность не дает истинного  представления об окружающем и создает  представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание»  компьютеру.

Отдельно различают психологическую  зависимость: от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины  и последствия и распространяется на различные возрастные группы.

Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет.

Сетеголики - нередко представители  старшего поколения. Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут  потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь  в чатах и на форумах. Они заводят  бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность [8].

У сетеголиков наблюдается  самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, без уважительное отношение к  близким [9].

Помимо основных признаков  зависимости от компьютера, у сетеголиков  проявляются дополнительные симптомы [7]:

- навязчивое стремление  постоянно проверять электронную  почту;

- предвкушение следующего  сеанса он-лайн;

- увеличение времени,  проводимого он-лайн;

- увеличение количества  денег, расходуемых он-лайн.

В основном, сетеголики - это  новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они  стремятся на практике опробовать все  ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно «остывают» к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых  случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что  может привести к неприятным последствиям.

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры [5]:

I. Ролевые компьютерные  игры (максимальный уход от реальности).

II. Не ролевые компьютерные  игры (стремление к достижению  цели – пройти игру, азарт от  достижения цели, набора очков).

Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен и полон  опасностей. Вследствие этого они  пытаются жить в другом мире - виртуальном, где всё дозволено, где они  устанавливают правила игры. Дезадаптация, неадекватное восприятие себя и окружающего  мира - основной признак зависимости  от компьютерных игр. При этом данную зависимость осознают окружающие человека друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам.

Основными критериями, определяющими  данное заболевание, специалисты считают  следующие [13]:

- нежелание отвлечься  от игры;

- раздражение при вынужденном  отвлечении;

- неспособность спланировать  окончание сеанса игры;

- расходование больших  денег на обеспечение постоянного  обновления игр и устройств  компьютера;

- забывание о домашних  делах, служебных обязанностях, учебе,  встречах и договоренностях в  ходе игры на компьютере;

- пренебрежение собственным  здоровьем, гигиеной и сном  в пользу проведения большего  количества времени за компьютером;

- злоупотребление кофе  и другими подобными психостимуляторами;

- готовность удовлетворяться  нерегулярной, случайной и однообразной  пищей, не отрываясь от компьютера;

- ощущение эмоционального  подъема во время игры;

- обсуждение игровой тематики  со всеми мало знакомыми в  этой области людьми.

Характерными особенностями  зависимостей различного типа являются [6]: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

В большинстве случаев  компьютерная, Интернет- или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости  на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство  сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация человека [4]. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.

Подросток, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет  меньше внимания учебе и исполнению различных социальных функций.

Под влиянием компьютерной зависимости у подростка может  сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния [6]. Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, подросток меньше уделяет времени своим реальным увлечениям  и постоянно стремится вернуться в виртуальный мир.

Ученые определили, что  основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Компьютерный мир привлекателен  для подростка следующими аспектами [13]:

- наличием собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

- отсутствием ответственности;

- анонимностью и невозможностью  проверки предоставленной о себе  информации в интернете;

- возможностью соединения  в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных  качеств;

- реалистичностью процессов  и полным абстрагированием от  окружающего мира;

- возможностью исправить  любую ошибку путем многократных  попыток;

- возможностью самостоятельно  принимать любые решения в  рамках игры вне зависимости  от последствий.

В подростковом возрасте формируются  ценностные ориентации: понятия добра  и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная  холодность, замкнутость, не способность  к сопереживанию, психологический  инфантилизм (не умение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки). Адекватная личность формируется только в живом общении с другими людьми.

Таким образом, компьютер, как  и творчество, может являться средством  самовыражения подростка. Однако компьютер  носит и негативный характер –  может вызвать зависимость.

1.3. Взаимосвязь творческих способностей и компьютерной зависимости.

 

Природа наделила человека врожденной способностью к высшей форме  самосовершенствования и самовыражения  – творчеству. Современные музыкальные  компьютерные технологии в современном  мире достигли грандиозных достижений.

Музыкальные редакторы предоставляют  широкие возможности по написанию  и аранжировке разнообразной  музыки, будь то незатейливая песенка  или полновесное симфоническое  произведение.

На самом деле создание музыки без инструментов возможно лишь при использовании выработанных годами, привычных музыкальных слуховых представлений [8]. По-новому звучащая музыка, выходящая за рамки слухового опыта композитора, должна быть озвучена инструментально. Даже глухой Л.-В. Бетховен, обладавший феноменальным внутренним слухом, пользовался деревянной палочкой, один конец которой помещал в корпус фортепиано, а другой, играя, держал в зубах. Это давало ему возможность воспринимать звуковые колебания не ухом, а через кости черепа. Что же можно сказать о компьютерной инструментовке? Писать партитуру и ни разу не услышать её в живую? Это то же самое, как если бы программист писал программу из тысяч строк, никогда не компилируя проект для выявления ошибки. Даже акустический инструмент здесь не будет помощником, ведь надо сразу представить вещь в исполнении оркестра. Поэтому в докомпьютерную эру после того, как произведение было написано, композитор должен был собрать и оплатить оркестр, что стоило недешево. Нередко после прослушиваний произведение неоднократно корректировалось. Аранжируя на компьютере, вы слышите и сразу корректируете партитуру в реальном времени. Компьютер уподобляется музыкальному инструменту, который воспроизводит немыслимые с точки зрения исполнения пассажи. Заметим, что даже композиторы-классики не всегда могли сыграть на инструменте то, что написали. Для этого искали виртуозов, а потому представление произведения на суд публики откладывалось на годы. Конечно, нужно признать, что способность писать без инструмента вырабатывается годами и ценна тем, что дает сочинителю относительную свободу, ведь он не зависит от компьютера и может записать ноты на клочке бумаги, сидя в вагоне метро. Иначе приходится брать в дорогу ноутбук. Итак, доказательства справедливы для классической или джазовой музыки, но неприменимы к электронной сэмплированной музыке, создание которой немыслимо без компьютера и не требует знания нот. Классическая музыка хоть и сдает свои позиции поп-культуре, по-прежнему остается стандартом де-факто для звукового сопровождения в мировом кинематографе.

В кинематографе, в отличие  от музыки, компьютер действительно  может порождать проблемы [5]. Во-первых, компьютерные эффекты достигли такой реалистичности, что их почти невозможно отличить от живых трюков. Во-вторых, труд компьютерщиков в кино пока остается непонятым даже коллегами по цеху. Супервайзеры спецэффектов жалуются на режиссеров, которые, слабо представляя всю сложность технологий, заставляют переделывать уже законченные сцены, следуя своему изменчивому режиссерскому замыслу. Отныне создание фильма со спецэффектами должно планироваться особенно тщательно на подготовительном этапе. Любые неожиданные «откаты назад» чреваты конфликтами и срывом съемочного процесса. Известны случаи, когда супервайзеры, освобождаясь от режиссеров, становятся одновременно и режиссерами, и постановщиками спецэффектов.

Очень интересным и удивительно  плодотворным жанром является также  компьютерная графика [9]. В мультипликации компьютер избавил художника от мультстанка, что значительно ускорило процесс производства фильма. Кроме того, если раньше, чтобы начать снимать, художник должен был ехать в другой город (искать мультстанок), то теперь все сидят дома и каждый сам себе режиссер.

В последних версиях трёхмерных редакторов 3D Studio MAX, Maya, Blender существует множество функций. Кроме высоких эстетических переживаний компьютерная графика может так же, как и музыка в принципе, приносить хорошие доходы. Лучшие дизайнеры трехмерной компьютерной графики уже сегодня преодолели барьер фотореалистичности, и их творческая фантазия вырвалась на необозримые просторы сверхреализма. Виртуальная реальность в художественном смысле побеждает невиртуальную. В настоящее время появилась объективная техническая возможность для того, чтобы целеустремленный творческий человек мог даже в одиночку в домашних условиях с помощью персонального компьютера создать полнометражный художественный фильм, где в предельном варианте и персонажи, и декорации, и сценарий отражали бы только ему одному присущий виртуальный мир.

На первый взгляд кажется, что именно на литературу компьютер повлиял меньше всего. Действительно, компьютер никак не искажает наши тексты: какие они на бумаге, такие и в компьютере. Однако не все так очевидно. Интернет способствовал расцвету литературных сайтов, на которых авторы выкладывают на суд публики свои творения, объединяются в группы и совместно работают над одним произведением. Настоящее творчество - процесс сакральный, мало совместимый с экстравертной сетевой литературой, зачастую представляющей собой не творческую переработку реальности, а пересказ, фотографию жизни [10].

В настоящей фотографии значение использования персонального компьютера также остается неоднозначным [10]. Многие работали в программе Photoshop, применяли к своим фото различные эффекты. Но вопрос заключается в следующем: остается ли фотография фотографией после подобной компьютерной обработки? Известный фотограф Юрий Рост считает: «Чем меньше участие человека в делании фотографии, тем она ценнее. Владение камерой и хорошее знание печати ему зачастую даже мешает. Делается попытка приближения фотографии к живописи или графике - у фотографии есть своя чрезвычайная ценность - она является смертью момента» [11].

В последние годы растет популярность цифровой живописи [13]. Художники с помощью электронных планшетов создают на экранах компьютеров картины в технике пастели, акварели, масла и пр. Работы выполняются в программах Corel Painter или Adobe Photoshop. Получаются удивительные по цветовым решениям и глубине проработки деталей рисунки, скорость выполнения которых при том же качестве во много раз выше, чем при ручной работе. Однако, не умея рисовать от руки и смешивать цвета, не владея академическим рисунком, и шагу шагнуть нельзя. Компьютер лишь избавляет от многих рутинных операций, связанных с обводкой линий и раскрашиванием работ. Неслучайно многие цифровые художники говорят, что им легче начинать компоновать рисунок на бумаге и лишь потом переходить к сканированию и оцифровке [8]. Однако современные мониторы и принтеры не обладают таким же разрешением и цветопередачей, как у системы «человеческий глаз — живописный холст», и считается, что «цифра» убивает энергетику картины. Может быть, поэтому мастера, работающие в традиционной технике, называют подобную живопись самодеятельностью. Показательно мнение заслуженного художника России Сергея Андрияки: «Самые лучшие дизайнеры автомобилей берут карандаш, а никакой не компьютер и не мышку компьютерную, они рисуют карандашом и создают какие-то формы, потому что это живое. Они только тогда могут лично создать что-то новое» [7].

Информация о работе Взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков