Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности. Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об актуальности данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования – «Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.1. Профессиональное самосознание
1.2. Специфика становления профессионального самосознания психолога
2 глава. Термин «профессиональные предпочтения»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть диплома.docx

— 87.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, задача проверки точности профессионального самоопределения, направляющая сознание на более глубокий анализ собственных способностей и  возможностей, с новой силой возникает  перед студентами третьего курса, рост специализации которых обостряет  проблему их соответствия требованиям, предъявляемым к будущему психологу. Особенно сензитивным конструктом  самосознания в связи с этим выступает  самопонимание, в содержании которого содержатся основные противоречия, связанные  с переходом от студенческой идентичности к профессиональной.

Что касается специфики профессионально  важных качеств самосознания студентов-психологов четвертого и пятого курсов, то они  обладают значительным сходством, одновременно отличающим старшекурсников от лиц, обучающихся на факультете первые три  года. В частности студенты, завершающие  учебно-профессиональную подготовку, считают себя более способными к  рефлексии, чем первокурсники факультета психологии (U = 350,5 при p < 0,05 и U = 288,5 при p < 0,05 соответственно) (см. Таблицы 4 и 5).

Таблица 4 . Уровень развития профессионально важных качеств  самосознания у студентов факультета психологии четвертого курса обучения (средние показатели, %)

 

ПВК самосознания 

Параметры

   

Реальный уровень 

Самооценка

 

1

Рефлексивность

59,4

76,6

2

Самопонимание

70,9

69,5

3

 

Уверенность в себе

72,1 

66,2

4

Самоуважение 

80,9 

69,7

5

Ответственность

68

74,8

6

Социальная зрелость личности

51,4 

65,6


 

 

Таблица 5. Уровень развития профессионально важных качеств  самосознания у студентов факультета психологии пятого курса обучения (средние  показатели, %)

ПВК самосознания 

Параметры

   

Реальный уровень 

Самооценка

 

1

Рефлексивность

59,2

77,1

2

Самопонимание

65,0 

68,3

3

 

Уверенность в себе

77,8

68,7

4

Самоуважение 

86,0 

74,1

5

Ответственность

66,8

71,4

6

Социальная зрелость личности

50,5

64


 

Центрация самосознания старшекурсников  приходится на самоуважение и уверенность  в себе, достигающих к завершению обучения максимальных значений. В  частности, при изучении уровня самоуважения наблюдается отчетливая тенденция  его возрастания от первого к  пятому курсу (ср. показатели по курсам 70,7 %, 76 %, 78,9 %, 80,9 % и 86 % соответственно). Несмотря на то, что значимые различия были обнаружены только между студентами первого и пятого курсов (U = 311 при p = 0,056), учитывая обнаруженную закономерность увеличения показателей, полагаем, ее можно проецировать на полученные результаты, утверждая, что в процессе учебно-профессиональной подготовки психологов происходит рост уважения к себе. Подобная эмпирическая картина была получена и в отношении показателей уровня уверенности в себе – их увеличение от первого курса к пятому (ср. показатели 67,4 % и 77,8 % соответственно, U = 325 при p = 0,081).

При этом, самоуважение обнаруживает устойчивую связь с уровнем самопонимания  личности, как у студентов четвертого (r=0,691 при p<0,001), так и пятого курсов (r=0,36 при p<0,05). Разрешение кризиса  середины обучения проявляется в  формировании адекватного образа себя, в частности, как специалиста. В  связи с чем, осознание своих  особенностей, возможностей, достижений за годы подготовки, повышает авторитет  студента в собственных глазах, вызывая  должное уважение. Важно также  отметить, что корреляция самопонимания  и самоуважения с различным уровнем  значимости характерна для студентов  факультета психологии всех курсов обучения. Данная тенденция может быть объяснена  тем, что изначально являясь целью  учебного процесса, самопонимание постепенно становится инструментом профессиональной деятельности, и, следовательно, успехи в сфере понимания человека могут  провоцировать уважительное отношение  к себе как к профессиональному  психологу.

Несмотря на высокую степень  сходства портрета самосознания студентов  четвертого и пятого курсов, нами все  же были обнаружены и их отличительные  черты. Для четверокурсников характерна связь самоуважения и уверенности  в себе (r=0,513 при p<0,001), тогда как  уважение себя пятикурсниками обнаруживает зависимость от уровня ответственности (r=0,45 при p<0,05).

Таким образом, чем более  студент четвертого курса уверен в себе, в том числе с профессиональной точки зрения, тем сильнее у  него основания относится с уважением  к собственной личности. Как впрочем, и наоборот: доверие своим мыслям, чувствам, поступкам, принятие и уважение своей индивидуальности обусловливает  адекватную самоуверенность. В свою очередь выпускники, ориентированные  в большей степени на новую  ситуацию развития, с одной стороны, осознают высокую ответственность  перед окружающими и собой  как молодые специалисты, с другой, испытывая при этом уважение к  себе как к человеку, вопреки разнообразным  препятствиям, достигшему поставленной цели – получение высшего профессионального  образования. В определенной степени, взаимосвязи, выявленные на пятом курсе, частично повторяют связи качеств  самосознания первокурсников, что можно  расценивать как признак сходства этих групп учащихся на событийном уровне: достижение желаемых социальных ролей заставляет относиться к себе с уважением при осознании  огромной ответственности за последствия  своих дальнейших действий.

Подводя общий итог исследования особенностей формирования профессионального  самосознания в процессе получения  психологического образования, можно  кратко обозначить его основные черты, обусловленные этапом обучения студентов. Уровень развития самосознания студентов  факультета психологии достаточно высокий  при преобладании положительной  динамики его компонентов в процессе обучения - наименьшие показатели свойственны  студентам первого курса, наивысшие, по многим параметрам, - старшекурсникам. Особенно ярко эта тенденция проявляется  на примерах уверенности в себе и  самоуважения, показатели которых увеличиваются  от курса к курсу, достигая пика к  окончанию обучения. Одновременно с  этим присутствует неоднородность психодиагностических показателей - по некоторым параметрам самосознания оптимум может быть достигнут раньше, а по другим фиксируется  смена динамических тенденций в  процессе обучения, отражаясь то в  резком снижении, то возрастании показателей (см. Таблицу 6).

 

Таблица 6. Уровень развития профессионально важных качеств  самосознания у студентов факультета психологии разных курсов обучения (средние  показатели, %)

ПВК самосознания

Курс обучения

1 курс

2 курс 

3 курс

4 курс

5 курс

1

Рефлексивность

60,5

55,5 

64,2

59,4

59,2

2

Самопонимание 

61,6

59

21,6

70,9

65,0

3

Уверенность в себе

67,4

72,6

72,7

72,1

77,8

4

Самоуважение 

70,7

76

78,9

80,9

86,0

5

Ответственность 

61,8

70,0

71,5

68

66,8

6

 

Социальная зрелость личности

45

51,4 

52

51,4

50,5


 

В связи с этим, наиболее сензитивными периодами для оптимального уровня развития рефлексивности и ответственности  является третий год обучения, самопонимания – четвертый, уверенности в себе и самоуважения – пятый год учебно-профессиональной подготовки психологов. Критичным для формирования самосознания будущих психологов (показателем выступает резкое снижение уровня самопонимания) является окончание третьего года обучения, что связано с переходом от учебно-академического к учебно-профессиональному периоду развития, требующему поиска новой, профессиональной идентичности, отличной от уже достигнутой студенческой.

В качестве положительной  тенденции следует выделить особенности  самооценки лиц, получающих психологическое  образование. В большинстве случаев  оценка уровня развития качеств самосознания самими студентами совпадает с реальным уровнем выраженности характеристики, что свидетельствует о реалистичности и адекватности самооценки студентов-психологов, с одной стороны, и действительно  высоком уровне развития их самосознания, с другой (см. Таблицу 7).

 

Таблица 7. Уровень самооценки профессионально важных качеств  самосознания у студентов факультета психологии разных курсов обучения (средние  показатели, %)

ПВК самосознания

Курс обучения

1 курс

2 курс 

3 курс

4 курс

5 курс

1

Рефлексивность

65

74,1 

72

76,6

77,1

2

Самопонимание 

61,3

70

70,8

69,5 

68,3

3

Уверенность в себе

60

68

67,8

66,2

68,7

4

Самоуважение

66,7

72,3

80,7

69,7

74,1

5

Ответственность 

59,4

80,6

66,4 

74,8

71,4

6

Социальная зрелость личности

57,5

64 

63,8

65,6

64


 

В целом следует констатировать следующую закономерность: первоначально  самосознание студентов психологического факультета направлено на себя, достижение своих личных, субъективно значимых целей, затем под воздействием обучения начинает служить целям деятельности будущего специалиста за счет формирования его профессионально важных компонентов. Таким образом, самосознание студентов  факультета психологии выступает мощным профессиональным ресурсом, реализация и совершенствование которого происходит уже в процессе обучения, при этом данный процесс осознается и отслеживается самими студентами, в конечном счете, приводя к формированию их профессионального самосознания.

Круг научно-практических перспектив исследовательской деятельности в рамках проблематики профессионального  самосознания психологов на этапе учебной  подготовки могут составить следующие  направления:

· проведение сравнительных  исследований студентов факультета психологии с их ровесниками, обучающимися на других специальностях;

· внедрение лонгитюдной  формы изучения самосознания, с целью  выявления его динамических закономерностей  развития;

· расширение списка профессионально  важных качеств самосознания психолога  и проведение соответствующих исследовательских  срезов;

· выявление возрастных особенностей самосознания лиц, получающих психологическое  образование, за счет привлечения студентов  разных форм обучения;

· разработка программ психологического сопровождения профессионального  становления студентов факультета психологии с учетом обнаруженных закономерностей.

 

 

2 глава. Термин  «профессиональные предпочтения»

Профессиональные предпочтения ассоциируются с приданием большей  ценности одним профессиям по сравнению  с другими и в целом отражают некую динамику профессионального  самоопределения старшеклассников, их профессионального выбора. Очевидно, что процесс профессионального  самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления  зачатков профессиональных интересов  и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в  избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и  социальное, а вместе с тем и  жизненное самоопределение личности на основании той или иной системы  ценностей. Однако не следует путать термины предпочтение и самоопределение. Предпочтения отвечают нашим желаниям, устремлениям и фантазиям, самоопределение  же в большей мере отвечает некой  реальности и указывает на сформированность окончательного решения по тому или  иному вопросу. Тоже можно сказать  и о профессиональном предпочтении и профессиональном самоопределении.

Исследуя проблему, кто  влияет на выбор профессии, следует  рассмотреть множество факторов:

 — влияние родителей,  которые разными способами оказывают  свое воздействие; 

 — прямое наследование  профессии родителей, продолжение  семейного бизнеса; 

— родители оказывают влияние, обучая своей профессии;

 — родители влияют  на интересы и занятия детей  с самого раннего возраста, поощряя  или осуждая их интересы и  увлечения, воздействуя своей  семейной атмосферой;

 — родители воздействуют  своим примером;

 — родители направляют  или ограничивают выбор своих  детей, настаивая на продолжении  или прекращении обучения, на  определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние  мотивы родителей могут быть  при этом различны, неосознанное  желание родителей осуществить  свои профессиональные мечты  через детей; неверие в возможности  ребенка; материальные соображения,  желание, чтобы ребенок достиг  более высокого социального статуса  и пр.);

Информация о работе Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования