Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности. Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об актуальности данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования – «Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.1. Профессиональное самосознание
1.2. Специфика становления профессионального самосознания психолога
2 глава. Термин «профессиональные предпочтения»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть диплома.docx

— 87.07 Кб (Скачать файл)

 Сценарная теория обращает  внимание на то, что человек,  руководствующийся неосознанно  сценарием, не является субъектом  выбора профессии. Каждый человек  включает в себе три психологические  позиции: Ребенка, Взрослого и  Родителя. Общая схема сценарного  построения выбора профессии  и карьеры человека такова: решающее (мотивирующее) воздействие при построении  карьерного или профессионального  плана индивида исходит от  Ребенка родителя противоположного  пола. Взрослое состояние Я родителя  того же пола дает человеку  образцы, программу поведения.  Родительские состояния двух  родителей (матери и отца) наделяют  человека рецептами, правилами  и предписаниями поведения, которые  составляют антисценарий человека. Например, мальчик-сын, выбирающий  профессию и карьеру, получает  от матери (от состояния Ребенка  Я-матери) побуждение быть врачом, но не просто врачом, а еще  и "победителем". И отец (Родительское  состояние Я-отца) и мать (Родительское  состояние Я-матери) мальчика указывают  ему на необходимость стать  хорошим врачом, а отец (Взрослое  состояние Я-отца) раскрывает перед  мальчиком секреты профессиональной  подготовки врача. Если мальчик,  наделенный к тому же определенными  способностями, воспринял сценарий, то в итоге мы имеем дело  с примером хорошей карьеры.  Для того чтобы "хорошие"  карьерные сценарии действительно  имели место, необходимо выполнение  ряда условий: родители желают  передать, а ребенок готов, предрасположен  к принятию этого сценария; у  ребенка должны быть развиты  соответствующие сценарию способности  и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии "победителей" (т. е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

Сценарная теория рассматривает  возможные негативные для последующей  карьеры субъекта сценарии: жесткое  половое предпочтение родителей  при воспитании ребенка, очередность  рождения ребенка в семье и  наличие братьев и сестер, компенсация  родительских профессиональных неудач, продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных  намерений, запретительство превышения ребенком родительских профессиональных достижений и пр.

 В структурном разделе  сценарной теории дается объяснение  содержанию профессиональных выборов  в связи со строением личности  субъекта и доминированием одного  из состояний Я (Родителя, Взрослого,  Ребенка). По терминологии структурного 

 анализа, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются  друг с другом; для хорошей  профессиональной карьеры важна  способность людей к изоляции  Родителя, Взрослого и Ребенка  так, чтобы позволить каждому  из них выполнять свои функции.  Для некоторых людей доминирующее  состояние Я становится "главной  характеристикой их профессии:  священники в основном Родители; диагносты — Взрослые; клоуны  — Дети".

Так, психологическая позиция  Родитель догматично влияет на личность, экономит энергию личности, принимает  и неукоснительно выполняет решения, преуспевает в случаях соответствия принимаемых им решений окружающей культурной среде. Различают два  типа Родителя: догматический, карающий Родитель и опекающий кормилец. Личность, ведущая себя как догматический  Родитель, — напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и  манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с  реализацией власти над другими  людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, постоянно ведущая себя как родитель-кормилец, выступает  как постоянная нянька, спаситель, великодушный диктатор, святой. Среди людей этого  типа встречаются секретари, проявляющие  заботу о каждом сотруднике, начальники, которые пытаются вмешиваться в  личную жизнь подчиненных, но не умеющие  разумно повлиять; социальные работники.

 Личность, ведущая себя  как постоянный Ребенок, стремится  к импульсивным реакциям, не умеет  самостоятельно мыслить и принимать  решения, не берет ответственность  за свое поведение. В профессиональной  жизни Ребенка привлекают сферы  деятельности, где не требуется  принятия самостоятельных решений,  но необходимо исполнение чьих-то распоряжений (работа на сборочном конвейере, на игровом поле).

 Личность, ведущая себя  как постоянный Взрослый, беспристрастна, сосредоточена на фактах и  логике, стремится обработать и  классифицировать информацию в  соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии,  где не надо иметь дело с  людьми, где ценится абстрактное  мышление (экономика, вычислительная  техника, химия, физика, математика).

Теория профессионального  развития Д. Сьюпера

 По мнению Д. Сьюпера,  индивидуальные профессиональные  предпочтения и типы карьер  можно рассматривать как попытки   человека осуществлять Я-концепцию.  Я-концепция представлена всеми  теми утверждениями, которые личность  желает сказать о себе. Все  те утверждения, которые субъект  может сказать относительно профессии,  определяют его профессиональную  Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как  для его общей Я-концепции,  так и для его профессиональной  Я-концепции, образуют словарь  понятий, который может быть  использован для предсказания  профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе  как об активном, общительном,  деловом и ярком человеке, и  если он думает о юристах  в таких же понятиях, он может  стать юристом. Если тот же  человек может думать об ученом  как о спокойном, необщительном,  пассивном и умном, но только  одна из этих профессиональных  характеристик заключается в  его собственной Я-концепции,  то он будет избегать профессии  ученого. 

 Профессиональная Я-концепция  может быть также получена  путем ранжирования профессий  по степени их привлекательности  или путем принятия действительной  профессии испытуемого за утверждение  его Я-концепции. Таким образом,  многочисленные профессиональные  выборы могут быть в разной  степени совместимы с личностными  Я-концепциями. 

Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему  выполнение согласующейся с его  Я-концепцией роли. Так, например, если профессия инженера воспринималась одними студентами как научная, другими  — как материалистическая, третьими — как обеспечивающая социальное благополучие, то студенты предполагают принять на себя определенные роли в профессии инженера с сохранением  их собственных ценностей.

 

 

 

Типологическая  теория Дж. Холланда

 Теория профессионального  выбора американского исследователя  Холланда, развиваемая с начала 70-х  годов, выдвигает положение, что  профессиональный выбор обусловлен  тем, какой тип личности сформировался. 

В западной культуре можно  выделить шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип — продукт типичного  взаимодействия между многообразием  культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается  предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут ртать сильными увлечениями, приведут к  формированию определенных способностей, обусловят  внутренний выбор определенной профессии.

1. Реалистический тип  имеет следующие характеристики: честный, открытый, мужественный, материалистический, настойчивый, практичный, бережливый. Его основные ценности: конкретные  вещи, деньги, сила, статус. Он предпочитает  ясные, приказные по характеру  работы, связанные с систематической  манипуляцией с объектами, избегает  преподавательской и терапевтической  видов деятельности, связанных с  социальными ситуациями. Он отдает  предпочтение занятиям, требующим  моторных навыков, ловкости, конкретности. В профессиональном выборе реалистического  типа: сельское хозяйство (агроном,  животновод, садовод), механика, техника,  электротехника, мануальные работы.

2. Исследовательский тип  имеет следующие характеристики: аналитический, осторожный, критический,  интеллектуальный, интроверт, методичный, точный, рациональный, непритязательный, независимый, любопытный. Его основные  ценности: наука. Он предпочитает  исследовательские профессии и  ситуации, связанные с систематическим  наблюдением, творческими исследованиями  биологических, физических, культурных  феноменов для контроля и понимания  этих феноменов. Избегает предпринимательских  видов деятельности.

3. Социальный тип имеет  следующие характеристики: лидерство,  общительность, дружелюбие, понимающий, убеждающий, ответственный. Его основные  ценности: социальные и этические.  Он предпочитает деятельность, связанную  с воздействием на других людей  (учить, информировать, просвещать, развивать, лечить). Осознает себя  как обладающего преподавательскими  способностями, готового помочь, понять других. В профессиональном  выборе у этого типа: педагогика, социальное обеспечение, медицина, клиническая психология, профконсультирование. Он решает проблемы, опираясь, главным  образом, на эмоции, чувства, умение  общаться.

4. Артистический (художественный, креативный) тип: эмоциональный,  с богатым воображением, импульсивный, непрактичный, оригинальный, гибкость, независимость решения. Его основные  ценности — эстетические качества. Он предпочитает свободные, несистематизированные  виды деятельности, занятия творческого  характера — музицирование, живопись, литературное творчество. Вербальные  способности преобладают над  математическими. Избегает систематизированных  точных видов деятельности, бизнеса,  клерковских занятий. Осознает  себя как  экспрессивную, оригинальную  и независимую личность. В профессиональном  выборе — искусство, музыка, язык, драматургия. 

5. Предпринимательский тип:  рискованный, энергичный, властный, амбиозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствий, любящий приключения. Его основные  ценности — политические и  экономические достижения. Предпринимательский  тип предпочитает такие виды  деятельности, которые позволяют  манипулировать другими людьми  для достижения организационных  целей и экономических выгод.  Избегает монотонной умственной  работы, однозначных ситуаций, занятий,  связанных с ручным трудом. Предпочитают  задачи, связанные с руководством, статусом и властью. В профессиональном  выборе: все виды предпринимательства. 

6. Конвенциальный тип  обладает следующими характеристиками: конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. Основные  ценности — экономические достижения. Отдает предпочтение четко структурированным  видам деятельности, в которых  необходимо манипулировать с  цифрами в соответствии с предписаниями  и инструкциями. Подход к проблемам  носит стереотипный, практический  и конкретный характер. Спонтанность  и оригинальность не присуща,  более характерны консерватизм, зависимость. Предпочитаются профессии,  связанные с канцелярией и  расчетами: машинопись, бухгалтерия,  экономика. Математические способности  развиты больше вербальных. Это  слабый  руководитель, так как  его решения зависят от окружающих  его людей. В профессиональном  выборе у конвенциального типа  — банковская служба, статистика, программирование, экономика.

Каждый тип стремится  окружить себя определенными людьми, объектами, нацелен на решение определенных проблем, т. е. создает соответствующую  своему типу среду .В соответствии с  личностными типами Холланд выделил  шесть типов сред или моделей  окружения. Люди ищут ту среду, которая  позволяет тренировать их мастерство, способности, установки и ценности и выбирать решаемые проблемы и роли. Личностное поведение детерминировано  взаимодействием между личностью  и особенностью окружения. Профессиональная удовлетворенность, достижения и стабильность зависят от согласованности между типом личности и типом окружения. Чем больше разница между личностным типом и образцом среды, тем в большей степени неудовлетворенными, некомфортными и деструктивными становятся взаимоотношения "личность — среда". Личность разрешает несоответствие поиском новой и соответствующей окружающей среды, или переоценкой окружающей его среды, или изменением своего поведения или "переделкой" среды (например, люди принимают на работу других нравящихся им людей).

Соответствие типа личности характеру профессиональной среды  является предпосылкой высоких трудовых достижений и удовлетворенности  своим трудом, что характеризует  социальное признание мастерства. Например, для педагогической профессии оптимальным  будет социальный тип личности. Также  определенных успехов в данной деятельности могут достичь представители  предприимчивого и артистического типов в отличие от реалистического, интеллектуального и конвенциального.

 Провести психодиагностику  типа личности и предполагаемой  профессии можно с помощью  теста Холланда.

Теория компромисса  с реальностью Э. Гинзберга

 В своей теории Эли  Гинзберг обращает особое внимание  на тот факт, что выбор профессии   — это развивающийся процесс,  все происходит не мгновенно,  а в течение длительного периода.  Этот процесс включает в себя  серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит  к окончательному решению. Каждое  промежуточное решение важно,  так как оно в дальнейшем  ограничивает свободу выбора  и возможность достижения новых  целей. Гинзберг выделяет в  процессе профессионального выбора  три стадии.

1. Стадия фантазии продолжается  у ребенка до 11 -летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо  от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить  работу по данной специальности  или иных реалистических соображений. 

Информация о работе Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования