Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности. Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об актуальности данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования – «Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.1. Профессиональное самосознание
1.2. Специфика становления профессионального самосознания психолога
2 глава. Термин «профессиональные предпочтения»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть диплома.docx

— 87.07 Кб (Скачать файл)

2. Гипотетическая стадия  длится с 11-летнего до 17-летнего  возраста и подразделяется на 4 периода. В период интереса, с  11 до 12 лет, дети делают свой  выбор, главным образом, руководствуясь  своими склонностями и интересами. Второй период  — способностей, с 13 до 14 лет, характеризуется  тем, что подростки больше узнают  о требованиях, предъявляемых  данной профессией, приносимых ею  материальных благах, а также  о различных способах обучения  и подготовки, и начинают думать  о своих способностях применительно  к требованиям той или иной  профессии. В течение третьего  периода, периода оценки, от 15 до 16 лет, молодые люди пытаются "примерить"  те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной профессией требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями. Последний, четвертый период — это переходный период (около 17 лет), в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выборпрофессии к реалистическому, под давлением школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания среднего учебного заведения.

3.Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется  тем, что подростки стараются  принять окончательное решение  — выбрать профессию. Эта стадия  делится на период исследования (17-18 лет), когда прилагаются активные  усилия для приобретения более  глубоких знаний и понимания;  период кристаллизации (между 19 и  21 годами), во время которого значительно  сужается диапазон выбора и  определяется основное направление  будущей деятельности, и период  специализации, когда общий выбор,  например, профессии физика, уточняется  выбором конкретной узкой специализации. 

 У подростков из  менее обеспеченных семей период  кристаллизации наступает раньше. Первые два периода — фантазии  и гипотетический — протекают  одинаково у юношей и девушек,  а переход к реализму наступает  раньше у менее обеспеченных  юношей, но планы девушек отличаются  большей гибкостью и разнообразием.  Исследования показывают, что точные  возрастные границы периодов  профессионального самоопределения  трудно установить — существуют  большие индивидуальные вариации: некоторые молодые люди определяются  в выборе еще до окончания   школы, к другим зрелость профессионального  выбора приходит лишь к 30 годам.  А некоторые продолжают менять  профессии в течение всей жизни.  Гинзберг признал, что выбор  карьеры не заканчивается с  выбором первой профессии и  что некоторые люди меняют  род деятельности на протяжении  всей трудовой деятельности. Причем  представители малоимущих социальных  групп, национальных меньшинств  менее свободны в выборе профессии,  чем выходцы из более обеспеченных  социальных групп. Ряд людей  вынуждены по социальным и  прочим причинам менять свои  профессии в течение всей жизни,  но существует группа людей,  которые самопроизвольно меняют  профессии из-за особенностей  личности или из-за того, что  слишком ориентированы на удовольствия  и это не позволяет пойти  на необходимый компромисс.

К.М. Гуревич выделил три  типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

 — профессии, где  каждый здоровый человек может  достичь общественно приемлемой  эффективности деятельности;

 — профессии, в которых  далеко не каждый человек может  добиться нужной эффективности; 

 — профессии, которые  по своей сущности требуют  достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические  требования к индивидуальным  особенностям человека (профессии,  требующие абсолютной профессиональной  пригодности).

 Каждый тип профессии  предъявляет определенные требования  к тем или иным способностям  и качествам человека.

Психологические требования профессий типа "Человек —  Природа" к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая  зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать  изменчивые природные факторы; поскольку  результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым  работать вне коллективов, иногда в  трудных погодных условиях, в грязи  и т. п.

Профессия "Человек —  Техника". Большинство профессий  этого типа связано: 1) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают  процессы их изготовления. Из отдельных  узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); 2) с эксплуатацией технических  устройств (специалисты работают на станках,  управляют транспортом, автоматическими системами); 3) с  ремонтом технических устройств (специалисты  выявляют, распознают неисправности  технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

 Одно и то же техническое  устройство может быть предметом  труда для разных специалистов.

Психологические требования профессий "Человек — Техника" к человеку: хорошая координация  движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое  восприятие; развитое техническое и  творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать  внимание; наблюдательность.

 Большинство профессий  типа "Человек — Знаковая система"  связано с переработкой информации  и различается по особенностям  предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном  языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист,  наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы  (программист, оператор ЭВМ, экономист,  бухгалтер, статистик); 3) чертежи,  схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман,  геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий типа "Человек —  Знаковая система" к человеку: хорошая  оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными  знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

 Профессии "Человек  — Художественный образ". Большинство  профессий этого типа связано: 1) с созданием, проектированием  художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением  различных изделий по образцу  (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с  размножением художественных произведений  в массовом производстве (мастер  по росписи фарфора, шлифовщик  по камню и хрусталю, маляр,  печатник).

 Психологические требования  профессий типа "Человек —  Художественный образ" к человеку: художественные способности; развитое  зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное  мышление; творческое воображение;  знание психологических законов  эмоционального воздействия на  людей. 

 Профессии "Человек  — Человек". Большинство профессий  этого типа связано: 1) с воспитанием,  обучением людей (воспитатель,  учитель, спортивный тренер); 2) с  медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым  обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информационным  обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод,  лектор); 5) с защитой общества  и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие  должности: директор, бригадир, начальник  цеха, профсоюзный организатор —  связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям  предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий  типа "человек — человек".

Психологические требования профессий типа "Человек —  Человек" : стремление к общению: умение легко вступать в контакт  с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность  анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения  и настроение других людей, способность  разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между  ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого  человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность  находить общий язык с разными  людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

 Выбор профессии отражает  определенный уровень личных  притязаний, основанных на оценке  своих способностей и  возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное  самоопределение требуют высокой  активности субъекта, зависят от  уровня сформированности осознанной  психической саморегуляции, степени  развития контрольно-оценочной сферы.  Для эффективного профессионального  самоопределения необходимы:

 — способность адекватно  оценивать свои качества как  факторы выбора профессии; 

 — способность изучать  мир профессий, опираясь на  неслучайные факторы, формировать  адекватное представление о нем; 

 — способность выделять  главное для себя при выборе  профессии, т. е. сформировывать  индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценить  ситуацию выбора профессии. 

 Во многих случаях  выбор профессии был осуществлен  при наличии очень смутных  представлений о профессии. 

Ярко выраженные профессиональные интересы  — как элемент в  общей структуре мотивации личности — часто оказываются чрезвычайно  устойчивыми и всегда существенным образом влияющими на удовлетворенность  профессией в процессе обучения и  на успешность дальнейшей деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) являются чрезвычайно  важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения. Принципиальный характер имеет замечание  В.Д. Шадрикова (1982) о том, что "принятие профессии порождает желание  выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую  тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы  деятельности". При этом понятно, что и отрыв интересов от возможностей неоптимален. Поэтому не случайно в  процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Дело облегчается  тем, что профессиональные интересы и характерологические особенности  личности, вполне определенным образом  связаны друг с другом.

 Исследования показали, что между профессиональными  интересами и характерологическими  особенностями личности существует  определенная связь. Так, установлено  (И. Данч, 1985), что учащиеся, проявляющие  интерес к сфере "человек  — человек", обнаруживают большую потребность в общении, лучше работают в группе, нежели по отдельности.

 Проявляющие интерес  к сфере "человек — техника"  имеют более высокую стойкость  и ригидное поведение, более  реалистичны и независимы, более  радикальны и склонны к экспериментам.  Для выбравших сферу "человек  — художественный образ" 

 характерными являются  лабильность эмоций и потребность  в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность. Для сферы "человек — знаковая  система" характерны высокая  ригидность поведения, реалистичность  и независимость. 

Профессиональное самоопределение  включает этапы:

- первичный выбор профессии,  для которого характерны малодифференцированные  представления о мире профессий,  ситуативное представления о  внутренних ресурсах, необходимых  для данного рода профессий,  неустойчивость профессиональных  намерений. Этот этап характерен  для учащихся младшего школьного  возраста, когда еще не возникает  вопросов о содержании профессии,  условиях работы. Иногда на этой  стадии задерживаются и подростки; 

 — этап профессионального  самоопределения (старший школьный  возраст). На этом этапе возникают  и формируются профессиональные  намерения и первоначальная ориентировка  в различных сферах труда; 

 — профессиональное  обучение как освоение выбранной  профессии осуществляется после  получения школьного образования; 

 — профессиональная  адаптация характеризуется формированием  индивидуального стиля деятельности  и включением в систему производственных  и социальных отношений; 

 — самореализация  в труде (частичная или полная) связана с выполнением или  невыполнением тех ожиданий, которые  связаны с профессиональным трудом.

 

 Итак, профессиональное  самоопределение рассматривается  как процесс, охватывающий весь  период профессиональной деятельности  личности: от возникновения профессиональных  намерений до выхода из трудовой  деятельности. Он пронизывает весь  жизненный путь человека.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования /Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н.В. Алишева. М., 1987.- 167 с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980. Т. 1.-230с.
  3. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.,1973. -  280с.
  4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- 380с.
  5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности:
  6. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования локуса современного контроля// Психологический журнал, 1984. -Т.5. - №3. -с.36 - 42.
  7. Божевич Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог.
  8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.  - М., 1986. -206 с.
  9. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20-30е годы ХХ века)./Под ред. Зинченко В.П и др. -М.,1983. - 358с.
  10. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи /АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986. - 142с.
  11. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.
  12. Доценко Е.Л., Андреева О.С., Просекова В.М., Шевцова Т.С. Модель профессионального становления психолога // Психология в вузе. – 2007. – № 3. – С. 49–76.
  13. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг : учебное пособие. – Л., 1989. – 55 с.
  14. Зелинченко А.И. , Шмелев А.Г.//Вестник МГУ, серия "Психология", 1987,№4 - с.14-17.
  15. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. -с. 46 - 48.
  16. Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. - 45 - 53.
  17. Кайданов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 19774. - 238с.
  18. Кан - Калик К разработке теории общего профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.//Формирование личности в ВУЗе. Сб.науч. тр-Грозный,1980с.5-13.
  19. Климов В.А. Введение в психологию труда. М., 1988 - 300 с.
  20. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996. - 400с.
  21. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1970 - 391с.
  22. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.1. Л., 1957-1960.- 264с.
  23. Компьютерный психологический опросник 17ЛФ-4,. Руководство для пользователя// -М., МИП "Гуманитарные технологии", 1991.
  24. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности (Учеб. Пособие для пед. Ин-тов). - М., 1976 -175 с.
  25. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проспект, 1999. – 240 с.
  26. Краснощеченко И.П. Ценностные основания психологического образования // Психология в вузе. – 2007. – № 3. – С. 37–48.
  27. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятии решении о выборе профессии//профессиональная ориентации школьников : (Сборник статей/ Ред. коллегия: В.Б. Успенский (отв. Ред.) и др.). - Ярославль, 1976. - 84с.
  28. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности
  29. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. -  1984. - №1. -с. 20 - 27.
  30. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.,1985. - 32 с.
  31. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.., 1961. - 98 с.
  32. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984. - 215 с.
  33. Леви В.Л. Искусство быть другим. - М., 1980.- 207 с.
  34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
  35. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций.(СЖО).М., 1992. - 173 с.
  36. М., 1970. - 273 с.
  37. Маркова Психология труда учителя. - М., 1993. - 190 с.
  38. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособ. Для пед. ин-тов. - М., 1985. - 319 с.
  39. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. -М., 1994. - 215 с.
  40. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М. : Независимая фирма «Класс», 1994. – 144 с.
  41. Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладов к 7 съезду психологов СССР. М., - 1989.
  42. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., -1987 с. 124-128.
  43. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., - 1973. - 87 с.
  44. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., - 1969. - 659 с.
  45. Платонов К.К. Структуры и развитие личности /Отв. Ред. Глаточкин А.Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. - 254с.
  46. Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд. / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
  47. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. - С. - Петербург, 1991. - 152 с.
  48. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога//Вопр. Психол.-1965. -№6 - 126-135 с.
  49. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984. - 176 с.
  50. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. М., 1988. -136 с.
  51. Рудкевич Л.А. Талант : психология и становление//Социальная психология личности/ Науч ред. А.А. Бодалев. Л., 1974. - 246 с.
  52. Сапогова Е.Е. Возможности психологического сопровождения профессиональной карьеры провинциальных психологов // Психология в вузе, №3, 2007. – С. 5-18
  53. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. -Иркутск, 1996. - 25 с.
  54. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/М.Х. Титма. М., 1975. - 198 с.
  55. учителя и формирование личности. Л., 1967 - 183с.
  56. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В.И. Дорогайченко. -М., 1974. -231 с.
  57. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
  58. Халяпина Л.Н. Социализация учителя. -Кузбассвузиздат, 1995.-128с.
  59. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация / Советская педагогика.-1989, №9.-с. 54-60.
  60. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. т.1: Пер. с нем. -М., 1986.-392с.
  61. Цигарелли Ю.А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы / Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. научн. тр./ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена; [ Редкол.: Е.П. Ильин (овт. ред.) и др.]. -Л., 1981 -163 с.
  62. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981. -95 с.
  63. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М., 1994. -320 с.
  64. Шадриков В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. -М., 1982. -185 с.
  65. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. -Л., 1968. -120 с.
  66. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе./Вопр. психол. -1995. -№4. -с. 50-56.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования