Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Исследование эмоционального интеллекта (Emotional Intelligence, EQ или EI) началось в психологии относительно недавно (по сравнению с исследованием некоторых других феноменов, например, восприятия, внимания, памяти). Начало изучению способностей человека к взаимодействию с другими людьми было положено приблизительно в 40-х годах XX века. В 80-х годах в своих исследованиях множественного интеллекта теме межличностных способностей уделил внимание Г. Гарднер.
Сам термин «эмоциональный интеллект» как способность человека осознавать и регулировать свои эмоции и понимать эмоции других был введен в психологию только в 1990-х годах – исследователями Дж. Мейером и П. Сэловеем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………….…………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ.
1.1. Понятие и модели эмоционального интеллекта …………….…………...6
1.2. Проявление и распознавание лицевой экспрессии……………………………………………………………….……….14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ
2.1.Обоснование выбора методик исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии…………………………………………………………………….....20
2.2.Описание результатов исследования…..……..………………………….21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….…..29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

1.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………….…………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ.

1.1. Понятие и модели эмоционального интеллекта …………….…………...6

1.2. Проявление и распознавание лицевой экспрессии……………………………………………………………….……….14

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ

2.1.Обоснование выбора  методик исследования взаимосвязи  эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии…………………………………………………………………….....20

2.2.Описание результатов  исследования…..……..………………………….21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….…..29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………31 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследование эмоционального интеллекта (Emotional Intelligence, EQ или EI) началось в психологии относительно недавно (по сравнению с исследованием  некоторых других феноменов, например, восприятия, внимания, памяти). Начало изучению способностей человека к взаимодействию с другими людьми было положено приблизительно в 40-х годах XX века. В 80-х годах  в своих исследованиях множественного интеллекта теме межличностных способностей уделил внимание Г. Гарднер.

Сам термин «эмоциональный интеллект» как способность человека осознавать и регулировать свои эмоции и понимать эмоции других был введен в психологию только в 1990-х годах  – исследователями Дж. Мейером и П. Сэловеем.

В 1995 году была издана книга  Дениэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», где были обобщены основные результаты исследований эмоционального интеллекта. Согласно определению Гоулмана, эмоциональный  интеллект – это комплекс навыков  и способностей в области понимания, распознавания своих и чужих  чувств/эмоций, а также в области  контроля/управления своими чувствами  и чувствами других людей.

 Дж. Мейером и П.  Сэловеем эмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.

Можно предположить, что  люди, обладающие высоким уровнем  эмоционального интеллекта способны лучше  распознавать эмоции и настроения как  собственные, так и других людей.

 

Гипотеза исследования: существует прямая взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и способностью к распознаванию лицевой экспрессии.

 

Объект – эмоциональный интеллект.

 

Предмет – взаимосвязь  эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии.

Задачи исследования:

1.Изучить эмоциональный интеллект;

2.Изучить особенности лицевой экспресии;

3.Дать качественную оценку  взаимосвязи эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии.

 

Методологическая основа исследования: исследование опирается  на работы Джона Мэйера, Питера Саловея и Дэниела Гоулмана, а также на   модели эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, Д. Мэйера и П. Саловея. Основополагающими для исследования лицевой экспрессии были использованы работы У. Эко, Ч, Дарвина и экспериментальные данные К. Лэндиса.

 

Методы исследования представлены следующими группами:

1. теоретический анализ литературы по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и основных принципов психологической науки;

2. эмпирические методы исследования: «Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн Д.В. Люсина», «Физиономический тест» Кунина, набор фотографий с людьми, испытывающими определенные эмоции

3.  методы количественной и качественной обработки полученных данных с использованием методов математической статистики: критерий Пирсона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ

 

    1. Понятие и модели эмоционального интеллекта

 

Первоначально понятие "эмоциональный  интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением  Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект  хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два понятия могут  быть представлены как пересекающиеся области [17].

Термин эмоциональный  интеллект - пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по - прежнему не существует четкого определения  этого понятия.

Впервые обозначение коэффициент  эмоциональности, по аналoгии коэффициентом  интеллекта - ввел в 1985 году клинический  физиолог Рувен Бар - Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели  пoнятие "эмоционального интеллекта". Вместе с Дэниелом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти  ученые составляют "тройку лидеров" в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный  интеллект [1].

Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар - Он, автор аббревиатуры "EQ", например, определяет эмоциональный  интеллект как набор некогнитивных  способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды [6]. Дэниел Гоулман - как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [1].

Освещая тему с прикладной точки зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а  не об эмоциональном интеллекте. Высокий  эмоциональный интеллект сам  по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом  и основана на нем. Определенный уровень  эмоционального интеллекта необходим  для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что  чувствует другой человек, дает возможность  развить такие компетенции как  способность влиять на других людей  и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять  своими эмоциями, легче развивать  такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных  компетенций необходим для прогноза успешности в работе. [14].

Весь двадцатый век  внимание в основном уделяли "обычному" интеллекту, IQ. Именно на основании  умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. [15].

Дэниел Гоулман в своей  книге "Эмоциональный интеллект", представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25% [5].

В своей книге Гоулман  убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и  чувства. Именно люди с высоким эмоциональным  интеллектом лучше принимают  решения, эффективнее действуют  в критических ситуациях и  лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице [5].

Необходимо отметить, что  тема эмоций далеко не нова в научном  мире. В двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество  различного рода исследований. О взаимосвязи  эмоциональной и когнитивной  сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л.С. Выготского, о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта  тема привлекла в последнее десятилетие XX века [1].

Это связано в первую очередь  с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось, невозможно предсказать успешность деятельности. Эмоциональный интеллект подразумевает, как возможность погрузиться  в свои эмоции, чтобы осознать и  почувствовать их, так и необходимость  рационального анализа эмоций и  принятия решения на основе этого  анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, человек может действовать значительно  более эффективно.

Д. Гоулман, в своей модели эмоционального интеллекта выделяет такие  компоненты как: эмоциональное самосознание, контроль, социальная чуткость, управление отношениями. Д. Гоулман считает, что  люди с высоким эмоциональным  самосознанием прислушиваются к  своим внутренним ощущениям и  осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое  состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные  ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения  в сложной ситуации, воспринимая  благодаря своему чутью картину  в целом.

Люди, наделенные развитым эмоциональным  самосознанием, часто бывают справедливыми  и искренними, способными открыто  говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал. Так же важна точная самооценка. Человек с высокой  самооценкой обычно знает свои сильные  стороны и осознает пределы своих  возможностей.[11].

В компоненте контроль Д. Гоулман  выделяет такие показатели как уверенность  в себе - это знание своих способностей позволяет человеку полноценно использовать свои сильные стороны. Человек обладающим таким качеством как обуздание  эмоций, способен контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и  даже использовать их на пользу делу.

Под открытостью автор  понимает - искреннее выражение своих  чувств и убеждений. Адаптивность, по мнению Д. Гоулмана, способность ловко  расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности  и энергии. Волю к победе автор  рассматривает, как способность  человека ориентироваться на высокие  личные стандарты, заставляющие постоянно  стремиться к совершенствованию - повышению  качества собственной работы.

Инициативность - это способность  использовать благоприятные возможности  для достижения поставленных результатов. Под оптимизмом понимается способность  найти выход из сложной ситуации, позитивно воспринимать других людей, ожидая от них самых лучших проявлений.

К социальной чуткости, Д. Гоулман  относит сопереживание - способность  прислушиваться к чужим переживаниям, умение настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет понимать невысказанные  чувства, как отдельных людей, так  и целых групп, участливо относится  к окружающим и мысленно встать на место другого человека. Благодаря  эмпатии человек прекрасно ладит  с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

К деловой осведомленности, автор относит способность выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях  властной иерархии. Предупредительность, по мнению Д. Гоулмана - это способность, стремится создать в организации  положительный эмоциональный климат.

К управлению отношениями, Д. Гоулман относит воодушевление - это способность вызвать у  других отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Влияние-это  способность оказывать воздействие на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы.

Помощь в самосовершенствовании - это способность, проявлять неподдельный интерес к тем, кому помогают совершенствоваться, видят их цели, достоинства и недостатки. Содействие изменениям, автор рассматривает, как способность разглядеть необходимость  в изменениях, бросить вызов установившемуся  порядку вещей и отстаивать новый. К урегулированию конфликтов относится  способность понять разные мнения и  затем нащупать точку соприкосновения - идеал, который смогут разделить  все. Командная работа и сотрудничество - это умение создать в организации  атмосферу общности и подать пример уважительного, отзывчивого и товарищеского  отношения к людям. Умение вовлекать  остальных в активное стремление к общим идеалам [1, 2].

Эмоциональный интеллект  в трактовке Р. Бар-Она - это все  некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться  с различными жизненными ситуациями [5].

Р. Бар-Он выделяет следующие  сферы эмоционального интеллекта: внутриличностная сфера, касается способности понимать себя и управлять собой.

Во внутриличностной сфере  автор выделяет такие способности  как самоанализ - способность распознавать, что человек чувствует и почему это чувствует. Ассертивность (самоутверждение) - способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым  и защищать свою точку зрения. Независимость - способность направлять и контролировать самого себя.

Самоуважение - способность  признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о  себе, несмотря на слабости. Самореализация - способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.

Межличностная сфера касается "общественных навыков", способности  взаимодействовать и ладить с  другими.

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии