Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Исследование эмоционального интеллекта (Emotional Intelligence, EQ или EI) началось в психологии относительно недавно (по сравнению с исследованием некоторых других феноменов, например, восприятия, внимания, памяти). Начало изучению способностей человека к взаимодействию с другими людьми было положено приблизительно в 40-х годах XX века. В 80-х годах в своих исследованиях множественного интеллекта теме межличностных способностей уделил внимание Г. Гарднер.
Сам термин «эмоциональный интеллект» как способность человека осознавать и регулировать свои эмоции и понимать эмоции других был введен в психологию только в 1990-х годах – исследователями Дж. Мейером и П. Сэловеем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………….…………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ.
1.1. Понятие и модели эмоционального интеллекта …………….…………...6
1.2. Проявление и распознавание лицевой экспрессии……………………………………………………………….……….14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ
2.1.Обоснование выбора методик исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии…………………………………………………………………….....20
2.2.Описание результатов исследования…..……..………………………….21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….…..29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

1.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

 

Комплексный анализ: обобщив результаты, полученные по всем методикам и проведя корреляционный анализ, можно говорить о том, что уровень эмоционального интеллекта и способность к распознаванию лицевой экспрессии напрямую взаимосвязаны между собой. Таким образом, выдвинутая гипотеза о прямой взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии в ходе проведенного нами исследования подтвердилась. То есть человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, скорее всего, будет с большей точностью распознавать свои и чужие эмоции и с большей долей вероятностью сможет  этими эмоциями управлять.  И с другой стороны, обладатели низкого уровня эмоционального интеллекта будут испытывать затруднения при анализе и управлении эмоциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Эмоциона́льный интелле́кт (EQ) — это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они  означают и, соответственно управлять  ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному  росту. Понятие эмоционального интеллекта ввели Питер Сэловей и Джек Майер в 1990 году. В отличие от привычного всем понимания интеллекта (IQ), является cпособностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании EQ - это "здравый смысл".

Лицевая экспрессия и пантомимика – это  специфический код, который является одним из важнейших факторов коммуникации. Люди обычно обмениваются многими невербальными сигналами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, контакты глазами, жесты. С помощью этих средств передается важная информация. Сходным образом обмениваются информацией с сородичами животные в стае, используя выразительные движения, особые звуки. Ч. Дарвин (1872) был первым, кто предположил, что лицевая экспрессия играет особенно важную роль в кооперации, объединении членов сообщества, так как позволяет сообщать об эмоциях и намерениях действовать. Наиболее важным каналом эмоционального, невербального общения является зрительный, через который принимается информация, содержащаяся в выразительных жестах и экспрессивных реакциях лица.

Проведя теоретический анализ литературы по темам эмоциональный  интеллект и лицевая экспрессия, мы определили основные методики, необходимые  для эмпирического исследования. Нами были использованы три методики: «ЭмИн» Д.В. Люсина на выявление уровня эмоционального интеллекта, «Физиономический тест» Кунина для выявления того, насколько точно респонденты распознают настроение других людей, а также набор фотографий, на которых изображены люди, испытывающие определенные эмоции.

Проведя эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии, мы выявили, что уровень эмоционального интеллекта и способность к распознаванию лицевой экспрессии имеют между собой прямую положительную взаимосвязь на уровне значимости 1%. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась в ходе исследования. То есть мы можем сделать вывод о том, что люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, лучше распознают эмоции других людей и собственные и может их контролировать. Однако следует отметить, что постоянный высокий уровень эмоционального интеллекта может сыграть отрицательную роль: человек может стать слишком восприимчивым и ранимым. Оптимальным является средний уровень эмоционального интеллекта.

Поставленные нами задачи были успешно реализованы. Гипотеза подтверждена, цель курсовой работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.57-65.
  2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С.78-86.
  3. Выготский Л.С. Проблема эмоций / Вопросы психологии. - 1958. -№ 3. - С.125-134.
  4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
  5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.
  6. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.
  7. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и у животных. // Сочинения: в 8 т. – М., 1953. Т. 5, с. 431-480
  8. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 1999.
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
  10. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.
  11. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974.
  12. Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 2008.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 1999.
  14. Стайн С., Бук Г. Преимущество эмоционального интеллекта. Эмоциональная культура и ваш успех: пер. / Маргариты Маркус, 2000.
  15. Узнайте ваши интеллектуальный и эмоциональный коэффициенты /PSYCHOLOGIES. - № 2007. - С.24 -33.
  16. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 1998. Сс. 188-192
  17. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. - № 4. - С.131-139.
  18. Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. – Спб, 1998.
  19. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личности и творческого развития / Вопросы психологии. - 1997. -№ 4. - С. 20-27.

 


Информация о работе Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии