Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Исследование эмоционального интеллекта (Emotional Intelligence, EQ или EI) началось в психологии относительно недавно (по сравнению с исследованием некоторых других феноменов, например, восприятия, внимания, памяти). Начало изучению способностей человека к взаимодействию с другими людьми было положено приблизительно в 40-х годах XX века. В 80-х годах в своих исследованиях множественного интеллекта теме межличностных способностей уделил внимание Г. Гарднер.
Сам термин «эмоциональный интеллект» как способность человека осознавать и регулировать свои эмоции и понимать эмоции других был введен в психологию только в 1990-х годах – исследователями Дж. Мейером и П. Сэловеем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………….…………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ.
1.1. Понятие и модели эмоционального интеллекта …………….…………...6
1.2. Проявление и распознавание лицевой экспрессии……………………………………………………………….……….14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ
2.1.Обоснование выбора методик исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии…………………………………………………………………….....20
2.2.Описание результатов исследования…..……..………………………….21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….…..29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

1.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

 

ВЫВОДЫ: Таким образом, в главе 1 нами был проведен теоретический анализ литературы по темам эмоционального интеллекта и проявления и распознавания лицевой экспрессии. Мы выявили, что эмоциональный интеллект включает в себя самосознание и контроль импульса, настойчивость, энтузиазм и мотивацию, эмпатию (сочувствие) и социальную ловкость. Это те качества, которыми отмечены преуспевающие люди: их отношения процветают, они - звезды на работе.

Эмоциональный интеллект, включает также мотивационную составляющую – стремление к достижениям, активность, инициативу, подчинение эмоций реализации намеченных целей, а также общий  оптимистичный подход к жизни. Выделяются также необходимые общественные умения – способность вызывать у  других желаемую реакцию, достигать  взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых целей. Способность культивировать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих – важное свойство эмоционально интеллектуальных людей.

По мнению У. Эко лицевая экспрессия и пантомимика – это  специфический код (прасемика), который является одним из важнейших факторов коммуникации. Прасемика является абсолютно специфическим видом кода, т.к. с одной стороны она конвенционна (как и любой язык), а с другой стороны абсолютно натуральна (спонтанные мимические реакции и жестикуляция при переживании эмоций). Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему. Степень эмоциональной экспрессивности является одним из основных факторов организации межличностных отношений.

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ

 

 

2.1. Обоснование выбора  методик исследования взаимосвязи  эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии

 

В нашем исследовании мы использовали методику, выявляющую уровень  эмоционального интеллекта, а также  методики на распознавание лицевой  экспрессии. Для выявления уровня эмоционального интеллекта нами был использован опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина, в основу которого положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.[10]. Физиономический тест Кунина представляет собой шесть карточек с изображенным на них рисованным лицом одного и того же человека, но находящегося в разных состояниях, которые респондент должен соотнести с настроением человека. Данный экспресс-тест позволяет определить, насколько респондент распознает настроение другого человека. Также респондентам предъявлялись непосредственно фотографии, на которых были изображены люди, испытывающие определенные эмоции. Респондентам предлагалось назвать ту эмоцию, которая по их мнению изображалась на каждой фотографии.

С помощью выбранных методик  мы сможем оценить уровень эмоционального интеллекта респондентов и в дальнейшем соотнести результаты с количеством  верно распознанного настроения на карточках и эмоций на фотографиях.

 

 

 

 

2.2 Описание результатов  исследования

 

Выборку исследования составили 15 студентов в возрасте от 19 до 22 лет. Каждый из респондентов ответил на вопросы опросника для определения уровня эмоционального интеллекта.

 

В структуре ЭИ (эмоционального интеллекта) выделяется межличностный  ЭИ (МЭИ) – понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) – понимание собственных  эмоций и управление ими, способность  к пониманию своих и чужих  эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ).

Опросник «ЭмИн» дает баллы  по двум субшкалам, измеряющим различные  аспекты МЭИ (межличностный эмоциональный  интеллект), и по трем субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект). Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путем простого суммирования соответствующих  субшкал. Другой способ суммирования субшкал  дает еще две шкалы – ПЭ (способность  к пониманию своих и чужих  эмоций) и УЭ (способность к управлению своими и чужими эмоциями).  Для  корреляционного анализа нами будет  использован интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ, который получается путем суммирования субшкал МП, МУ, ВП, ВУ, ВЭ.

По шкалам опросника «ЭмИн» (кроме ОЭИ) нами были получены следующие  результаты:

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Результаты по шкалам, полученные в ходе исследования

 

 

 

Шкалы опросника  «ЭмИн»

№ п/п

МП

МУ

ВП

ВУ

ВЭ

МЭИ

ВЭИ

ПЭ

УЭ

1

32(оч. выс.)

27(оч. выс.)

28(оч. выс.)

19(оч. выс.)

18(оч. выс.)

59(оч. выс.)

65 (оч. выс.)

60(оч. выс.)

64(оч. выс.)

2

31(оч. выс.)

27(оч. выс.)

28(оч. выс.)

19(оч. выс.)

18(оч. выс.)

58(оч. выс.)

65(оч. выс.)

59(оч. выс.)

64(оч. выс.)

3

31(оч. выс.)

26(оч. выс.)

28(оч. выс.)

19(оч. выс.)

17(оч. выс.)

57(оч. выс.)

64(оч. выс.)

59(оч. выс.)

62(оч. выс.)

4

30(выс.)

26(оч. выс.)

27(оч. выс.)

18(оч. выс.)

16(оч. выс.)

56(оч. выс.)

61(оч. выс.)

57(оч. выс.)

60(оч. выс.)

5

29(выс.)

26(оч. выс.)

26(оч. выс.)

18(оч. выс.)

16(оч. выс.)

55(оч. выс.)

60(оч. выс.)

55(оч. выс.)

60(оч. выс.)

6

29(выс.)

25(оч. выс.)

26(оч. выс.)

17(выс.)

16(оч. выс.)

54(оч. выс.)

59(оч. выс.)

55(оч. выс.)

58(оч. выс.)

7

27(выс.)

25(оч. выс.)

26(оч. выс.)

17(выс.)

16(оч. выс.)

52(выс.)

59(оч. выс.)

53(выс.)

58(оч. выс.)

8

25(сред.)

25(оч. выс.)

25(выс.)

16(выс.)

15(выс.)

50(выс.)

57(оч. выс.)

50(выс.)

57(оч. выс.)

9

23(сред.)

24(выс.)

24(выс.)

16(выс.)

12(сред.)

47(выс.)

52(выс.)

47(сред.)

53(выс.)

10

22(низ.)

20(сред.)

23(выс.)

16(выс.)

12(сред.)

42(сред.)

51(выс.)

45(сред.)

49(выс.)

11

22(низ.)

15(низ.)

15(низ.)

13(сред.)

11(сред.)

37(низ.)

39(сред.)

37(низ.)

39(низ.)

12

20(низ.)

15(низ.)

15(низ.)

12(низ.)

9(низ.)

35(низ.)

36(низ.)

35(низ.)

36(низ.)

13

19(оч. низ.)

14(оч. низ.)

14(низ.)

11(низ.)

9(низ.)

33(оч. низ.)

34(низ.)

33(оч. низ.)

34(низ.)

14

18(оч. низ.)

11(оч. низ.)

13(оч. низ.)

11(низ.)

7(низ.)

29(оч. низ.)

31(оч. низ.)

31(оч. низ.)

29(оч. низ.)

15

15(оч. низ.)

10(оч. низ.)

13(оч. низ.)

9(оч. низ.)

7(низ.)

25(оч. низ.)

23(оч. низ.)

28(оч. низ.)

26(оч. низ.)


 

Таким образом, мы видим, что  по шкале МП (понимание чужих эмоций) у 3 респондентов имеются очень высокие  значения, у 4 респондентов – высокие, у 2 респондентов – средние, у 3 респондентов – низкие и также у 3 респондентов – очень низкие показатели по данной шкале.

По шкале МУ (управление чужими эмоциями) у 8 респондентов получены очень высокие показатели, у 1 респондента  – высокие, также у 1 респондента  – средние, у 2 респондентов – низкие, и у 3 – очень низкие показатели по данной шкале.

По шкале ВП (понимание  своих эмоций) очень высокие показатели имеются у 7 респондентов, высокие  – у 3 респондентов, низкие – у 3 респондентов и очень низкие показатели – также  у 3 респондентов.

По шкале ВУ (управление своими эмоциями) очень высокие результаты дали 5 респондентов, высокие – также 5 респондентов,  средние результаты показал 1 респондент, низкие и очень  низкие результаты – 3 и 1 респондент соответственно.

По шкале ВЭ (контроль экспрессии) у 7 респондентов выявлен  очень высокий результат, у 1 респондента  – высокий, у 3 респондентов – средний  и у 4 респондентов – низкий.

По шкале МЭИ (межличностный  эмоциональный интеллект) у 5 респондентов выявлены очень высокие результаты, у 3 – высокие, у 1 респондента –  средние результаты, у 2 респондентов – низкие результаты, и у 3 респондентов были выявлены очень низкие результаты.

По шкале ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект) 8 респондентов имеют очень высокие показатели, 2 – высокие, 1 – средние, 2 – низкие и также 2 – очень низкие показатели.

По шкале ПЭ (способность  к пониманию своих и чужих  эмоций) очень высокие результаты у 6 респондентов, высокие – у 2, средние  – у 2 и низкие также у 2, очень  низкие результаты по данной шкале  были выявлены у 3 респондентов.

По шкале УЭ (способность  к управлению своими и чужими эмоциями) очень высокие результаты были выявлены у 8 респондентов, высокие -  у 2, низкие и очень низкие – у 3 и 2 респондентов соответственно.

 

Также респондентам предъявлялись  тест на определение настроения другого  человека и фотографии с эмоциями.

Как уже отмечалось ранее, для дальнейшего анализа мы используем общий интегральный показатель эмоционального интеллекта.

Полученные результаты представлены ниже в Таблице 2.

 

Таблица 2. Данные, полученные по всем методикам в ходе результатов исследования.

 

№ респондента п/п

"ЭмИн", шкала ОЭИ

физиономический тест Кунина

предъявление фотографий

1

124(очень высокий)

6

11

2

123(очень высокий)

6

11

3

121(очень высокий)

6

11

4

117(очень высокий)

6

10

5

115(очень высокий)

5

10

6

113(очень высокий)

5

10

7

111(очень высокий)

5

9

8

106(очень высокий)

5

9

9

99(высокий)

5

9

10

93(высокий)

5

8

11

76(средний)

4

8

12

71(очень низкий)

4

7

13

67(очень низкий)

4

7

14

60(очень низкий)

4

6

15

54(очень низкий)

4

6


 

Из данной таблицы мы видим, что 8 респондентов по результатам опросника  «ЭмИн» имеют очень высокий уровень  общего эмоционального интеллекта, который  складывается из шкал МП(понимание чужих эмоций), МУ(управление чужими эмоциями), ВП(понимание своих эмоций), ВУ(управление своими эмоциями) и шкалы ВЭ(контроль экспрессий). У 2 респондентов общий эмоциональный интеллект находится на высоком уровне, у одного – на среднем, и у 4 респондентов он находится на очень низком уровне.

 

Переведём полученные результаты по выявлению уровня эмоционального интеллекта  в проценты.

 

Очень высокий общий эмоциональный  интеллект: 8 человек;

Высокий общий эмоциональный  интеллект: 2 человека;

Средний общий эмоциональный  интеллект: 1 человек;

Очень низкий эмоциональный  интеллект: 4 человека.

 

Таким образом, мы получаем, что 53% респондентов имеют очень  высокий общий эмоциональный  интеллект, 13% обладают высоким общим  эмоциональным интеллектом, 6%  - средним  и 26% - имеют очень низкий эмоциональный  интеллект.

 

По результатам исследования теоретических аспектов в главе 1 мы можем сделать вывод о том, что большая часть респондентов (53%) на очень высоком уровне способны к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, то есть установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, то есть установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

У другой части респондентов, а именно у 26% эмоциональный интеллект находится на очень низком уровне, что может говорить о затруднении анализа собственных и чужих эмоций, сложности их распознавания.

 

По физиономическому тесту  Кунина на распознавание настроения человека были получены следующие результаты: 4 респондента полностью справились с заданием, 6 респондентов допустили  одну ошибку  и 5 респондентов допустили 2 ошибки при распознавании настроения другого человека.

То есть 26% респондентов полностью  справились с заданием, одну ошибку допустили 40% респондентов и две ошибки допустило 33% респондентов.

 

При предъявлении фотографий нами было выявлено, что ни один респондент не смог верно распознать все эмоции. 3 респондента верно распознали 11 эмоций из 13 предъявленных, также 3 респондента  верно распознали 10 эмоций, 5 респондентов распознали 8 эмоций, 2 респондента верно  распознали 7 эмоций и 2 респондентами  верно было распознано 6 эмоций.

Таким образом, при переводе в проценты, получаем следующие результаты.

20% респондентов смогли верно распознать 11 эмоций из 13 предъявленных, 20% респондентов распознали 10 эмоций, 33% респондентов верно распознало 8 эмоций, 13% респондентов смогли верно распознать 7 эмоций и также 13% распознали 6 эмоций.

 

Для выявления взаимосвязи  уровня эмоционального интеллекта и  распознавания лицевой экспрессии нами был проведен корреляционный анализ.

В ходе корреляционного анализа была выявлена прямая  корреляционная  связь на уровне  значимости 1% между уровнем эмоционального интеллекта и распозанаванием лицевой экспрессии.

В Таблице  представлены полученные значения коэффициента корреляции между данными.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Значения коэффициента корреляции между данными

 

 

"ЭмИн" Д.В. Люсина

Физиономический тест Кунина

Фотографии с эмоциями

"ЭмИн" Д.В. Люсина

1

   

Физиономический тест Кунина

0,921019208

1

 

Фотографии с эмоциями

0,973289356

0,91459812

1


 

Из полученных данных можно  сделать вывод о том, что между  эмоциональным интеллектом и способностью к распознаванию лицевой экспрессии существует прямая положительная взаимосвязь. Это говорит о том, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем лучше человек распознает свои эмоции и эмоции других людей. И наоборот, чем ниже уровень эмоционального интеллекта, тем более затруднительно человеку понять и распознать настроение и эмоции у себя и у других.

 Представим взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и способностью к распознаванию лицевой экспрессии в виде корреляционных плеяд (Рис.1)

Рис1. Корреляционная связь

 


Физиономический тест Кунина



«ЭмИн» Люсина


 


 


Предъявление фотографий



 

Обозначения:

- прямая положительная  взаимосвязь на уровне значимости 1% 


На рисунке 1 хорошо видно, как коррелируют между собой  данные полученные по всем трем методикам.

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии