Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.
Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;
· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;
· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2-5
Глава I Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1.Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический курс информатики………………………………………………………………...............6
1.2. Из истории пропедевтического курса……………………………………….7-11
1.3.Цели, задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе11-14
1.4. Методические особенности пропедевтического курса в начальной школе……………………………………………………………………………...15-19
1.5. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении………………………………………………………………………….19-20
1.6. Формы организации обучения информатике в начальной школе:……….20-23
1.6.1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
1.6.2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
1.6.3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
1.7. Учебно-методические материалы по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...23-53
Глава II Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...54-58
2.2. Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе…………………………….............58-63
Выводы……………………………………………………………………………64-65
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

- "Автомат" (позволяющий познакомить  с подходом к построению оптимального алгоритма методом половинного деления);

- "Машинист", "Конюх", "Переливашка", "Угадай-ка" - испололнители, в  руках умелого педагога становятся средством развития  
   мышления младших школьников и др. 

 

Курс рассчитан на два года обучения при двух часах занятий в неделю.

Как показала практика она успешно решает поставленные задачи: научить детей основам компьютерной грамотности, развить их творческие и исследователькие способности, умение выстраивать логические цепочки. Курс "Роботландия" рассчитан на два года обучения в начальной школе.

 

Аудитория — школьники младших классов и одарённые дошкольники, работающие под руководством наставника (родителя, гувернёра, воспитателя детского сада, школьного учителя).

 

Продуманная методическая структура курса дает большую свободу для творчества, для своих педагогических находок. Весь курс подкреплен программным продуктом. Удачный программируемый исполнитель «Кукарача», а особенно «Корректор», знакомит младших школьников с азами программирования, готовит к восприятию «больших» языков. Раздел «Редакторы» позволяет подготовить младших школьников к восприятию в старших классах информационных технологий.

Азы информатики

Состав курса:

Часть I. Знакомство с компьютером (3-5 классы)

Часть II. В мире информации (4-6 классы)

Часть III. Пишем на компьютере (5-7 классы)

Часть IV. Рисуем на компьютере (6-8 классы)

Часть V. Выходим в Интернет (7-11 классы)

Основные педагогические направления ПМК:

1) Мировозренческое. Ключевое слово - информация. Здесь рассматриваются понятия сбора, хранения, обработки и передачи информации, информационных процессов. В результате должно сформироваться понимание информационной сущности мира, умение увидеть и проанализировать информационные процессы.

2) Практическое. Ключевое слово - компьютер. Здесь формируется представление о компьютере как об универсальной информационной машине, рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, дети приобретают навыки общения с машиной.

3) Алгоритмическое. Ключевое слово - алгоритм. В курсе не изучаются  распространенные языки программирования. Программистская вершина Роботландии - язык управления исполнителями - хотя и содержит основные конструкции развитых языков, остается весьма примитивной, чтобы претендовать производственные применения. Путь к этой вершине лежит через решение алгоритмических задач, изучение “черных ящиков”, программирование простейших исполнителей. В результате формируется представление об алгоритмах, складывается операционный стиль мышления.  
Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств молодого человека. Для этого в руках педагога и ученика есть замечательный инструмент - компьютер. На уроках информатики школьник, как настоящий исследователь, наблюдает объекты и их поведение - информационные процессы, на основе наблюдений выдвигает гипотезу, проверяет ее, а затем превращает в создаваемый им алгоритм.

4) Исследовательское направление. Ключевое слово - творчество.

Эти четыре основных линии проходят через все темы курса. Каждая из них развивается по своей собственной логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга.

Компьютерная поддержка представлена простыми в управлении и надежными в использовании на всех видах IBM-совместимой техники, начиная IBM PC/AT 286, программами по следующим разделам:

  1. Тренажеры (программы: “Курсор”, “Меню”, “Правилка”, “Привет”, “Компьютер”).
  2. Алгоритмические этюды (программы: “Перевозчик”, “Монах”, “Конюх”, “Переливашка”, “Угадайка”).
  3. Исполнители (программы: “Квадратик”, “Машинист”, “Автомат”, “Плюсик”).
  4. “Черные ящики” (программа “ Буквоед”).
  5. Редакторы (текстовый редактор “Микрон”, графический редактор ”Художник”, музыкальный редактор “Шарманщик”).
  6. Сложные исполнители (“программа “Кукарача”).
  7. Игры (программа “Мудрый кот”, “Морской бой”).

Технические характеристики: ПМК может работать на IBM PC\XT\AT c видеоадаптером не ниже EGA, под управлением операционной системы MS-DOS.

Петя Кук, который= совершил= удивительное путешествие в компьютерную страну, а так же =Вася Кук и их папа - старший Кук.  
Их приключения описаны в книге Первина Ю.А., которая так и называется - 
"Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии"

 

Юный корреспондент детского журнала Петя Кук попадает в волшебную страну Роботландию, где, знакомясь с её обитателями, узнаёт много нового о роботах, компьютерах и информатике. По ходу приключений Пете приходится решать разные задачи. Некоторые из них предлагается решить читателям.

Описание программ

Оболочка пакета

Используется в качестве графической оболочки для запуска остальных программ. Так выглядят кнопки на рабочем столе Монитора. 
Монитор — это маленький роботландский Виндоус!

Тренажеры

Первые шаги в мир компьютера. Программы Курсор и Меню натренируют интерфейсные навыки. «Говорящий» робот Привет пообщается с юным пользователем. Мудрая Правилка расскажет об ошибках, возникающих при записи текста на клавишах и научит алгоритмам исправления. Программа Компьютер покажет, что там у него внутри.

Алгоритмика

Первое знакомство с миром исполнителей и способами их управления. Пока только в командном режиме. Практическая «обкатка» понятий «команда», «система команд», «алгоритм», «среда исполнителя». Работа проводится в средах программ:

  • Перевозчик — задача о перевозе волка, козы и капусты через реку.
  • Монах — задачи Ханойской башни.
  • Конюх — решение двух этюдов с конями на шахматной доске.
  • Переливашка — задачи на переливание.
  • Угадайка — игра с бинарным алгоритмом оптимальной стратегии.

Исполнители

Погружение в мир исполнителей. Схема знакомства, диагностические сообщения, непростые алгоритмы, линейные программы. Работа начинается с программы Квадратик, в которой предстоит исследование среды и системы команд исполнителя. Затем решаются содержательные задачи в средах Машиниста, Автомата и, наконец, Плюсика. С последним исполнителем связано много интересных вычислений на стеке.

Черные ящики

Одна из самых увлекательных страниц Роботландии. В «черные ящики» дети играют в классе, на перемене и дома. Отгадать задуманный алгоритм не просто, нужно быть внимательным и уметь правильно планировать эксперименты. Программа Буквоед предлагает среду для отгадывания 60 «ящиков», а программа Турбо-Буквоед позволяет самым дотошным готовить новые алгоритмы в дополнение к базовому пакету.

Программирование

Клетчатая среда исполнителя и простейшая система команд (ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО) позволяют очень наглядно увидеть результат работы программ. Знакомство с основыми алгоритмическими структурами (процедура, ветвление, цикл) происходит на базе простого языка программирования. Хотя в языке нет даже переменных, можно при желании, программировать очень сложные задачи. Так, на курсе 31 Роботландского Университета дети пишут трансляторы и даже запрограммировали для Кукарачи решение задачи о Ханойской башне.  
Редакторы

Эта картинка создана в Раскрашке — векторном редакторе Роботландии. В Раскашке нет кисти, зато картину можно не только рисовать, но и программировать. Художник — традиционный растровый редактор. А вот текстовый редактор Микрон — необычный. В нем можно не только писать тексты, но и выполнять контрольные, писать диктанты с автоматической проверкой. Редактор Шарманщик позволяет конструировать мелодии прямо на нотном стане.

Игры

В этом разделе собраны программы — логические головоломки. Решение задач принесет детям удовольствие и пользу.

Зачетный класс

Электронный экзамен в форме увлекательного путешествия по стране Кухоморье.

База данных

Блокнот-Календарь позволяет:

  • увидеть текущую дату и время;
  • посмотреть календарь на любой месяц любого года;
  • сделать памятные записи на любой день;
  • просматривать и редактировать записи, сделанные ранее;
  • автоматически показывать запись на сегодняшний день;
  • работать с алфавитным блокнотом от А до Я;
  • сохранять содержимое блокнота в текстовом файле.

Основные используемые методы:

  • лекция
  • беседа
  • рассказ
  • развивающая игра
  • демонстрация
  • практическая работа
  • самостоятельная работа
  • контрольная работа.

Результат обучения: приобретение учащимся суммы знаний, необходимых для обучения на следующем этапе программы.

 

Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы автор А.В. Горячев

Пояснительная записка

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в  возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных  разделов информатики.

   Современные профессии, предлагаемые  выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Информация о работе Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе