Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.
Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;
· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;
· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2-5
Глава I Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1.Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический курс информатики………………………………………………………………...............6
1.2. Из истории пропедевтического курса……………………………………….7-11
1.3.Цели, задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе11-14
1.4. Методические особенности пропедевтического курса в начальной школе……………………………………………………………………………...15-19
1.5. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении………………………………………………………………………….19-20
1.6. Формы организации обучения информатике в начальной школе:……….20-23
1.6.1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
1.6.2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
1.6.3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
1.7. Учебно-методические материалы по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...23-53
Глава II Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...54-58
2.2. Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе…………………………….............58-63
Выводы……………………………………………………………………………64-65
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:

    • требуют обязательного наличия компьютеров,
    • предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3-4 классах,
    • уроки может проводить учитель начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель информатики.

Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:

    • не требуют обязательного наличия компьютеров,
    • проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента,
    • проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.

Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонент и определение их места в учебном процессе будет выполняться методистами и учителями.

    1. Технологический компонент

В образовательной программе «Школа 2100» изучение раздела «Информационные технологии» в рамках предмета «Технологии» направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в т.ч. каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Мой инструмент компьютер». В состав комплекта кроме учебников входят справочники-практикумы, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций.

Внутренняя структура задач раздела «Информационные технологии» допускает модульную организацию программы. Модульная структура программы создаёт возможность варьирования числа часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета «Технологии».

Предлагается следующий набор учебных модулей:

Название

Обязательность изучения

(по отношению к стандарту)

Число уроков

1

Знакомство с компьютером

обязательно

3-4

2

Создание рисунков

обязательно

5-7

3

Создание мультфильмов и живых картинок

желательно

6-8

4

Создание проектов домов и квартир

желательно

8-10

5

Создание компьютерных игр

желательно

6-8

6

Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

обязательно

1-2

7

Создание текстов

обязательно

6-8

8

Создание печатных публикаций

обязательно

6-8

9

Создание электронных публикаций

желательно

6-8

10

Поиск информации

обязательно

6-8


Следует отметить, что при недостаточном числе часов, отводимом в конкретной школе на изучение информационных технологий, методисту или учителю придется принимать решение об исключении из учебного процесса некоторых модулей, помеченных в таблице как «обязательные».

Учителя, имеющие возможность учить информационным технологиям со 2 класса,  могут использовать для этой цели учебник для 3 класса, выделяя больше времени на освоение модулей учебника.

Учебные модули не привязаны к конкретным программам. В каждом модуле приведены примеры программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор компьютерной программы осуществляет учитель. Такой подход не дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определенный кругозор.

Изучение каждого модуля (кроме модулей «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.

Тематическое планирование учебного материала

Модуль «Знакомство с компьютером»

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Учащиеся будут знать:    

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера.

Учащиеся будут уметь:    

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать и завершать компьютерные программы.

Модуль «Создание рисунков»

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Учащиеся будут уметь:    

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок»

Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

Учащиеся будут уметь:    

  • выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
  • сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание проектов домов и квартир»

Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей.

Учащиеся будут уметь:    

  • выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ
  • сохранять созданный проект и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание компьютерных игр»

Компьютерные игры. Виды компьютерных игр. Порядок действий при создании игр. Примеры программ для создания компьютерных игр. Основные операции при конструировании игр: создание или выбор  фонов, карт или полей, выбор и размещение предметов и персонажей. Другие операции.

Учащиеся будут уметь:    

  • выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ;
  • сохранять созданную игру и вносить в неё изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать компьютерную игру, предназначенную для какой-либо цели, и создавать её при помощи компьютера.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)»

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Учащиеся будут знать:    

  • что такое полное имя файла.

Учащиеся будут уметь:    

  • создавать папки (каталоги)
  • удалять файлы и папки (каталоги)
  • копировать файлы и папки (каталоги)
  • перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов»

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Учащиеся будут уметь:    

  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и  редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание печатных публикаций»

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Учащиеся будут уметь:    

  • вставлять изображения в печатную публикацию
  • создавать схемы и включать их в печатную публикацию
  • создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

Информация о работе Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе