Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 10:11, реферат

Описание работы

Формирование опыта происходило в процессе работы с учащимися 7- 9 классов при проведении учебных занятий. Уровень технического и литературно-методического оснащения в школах оставляет желать лучшего. Поэтому одним из возможных вариантов решения данной проблемы направленной на развитие изучения и применения законов физики в жизни я вижу в использовании информационных технологий, которые предоставила нам компьютеризация. Индивидуальные, познавательные и творческие потребности школьников реализуются через поиск и отбор информации, которые является сегодня важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.

Файлы: 1 файл

Степаненко В.П. опыт работы.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Правильная организация работы приводит к  следующим действиям учащихся:

  • применение знаний о изучаемом явлении;
  • определение алгоритма решения на основе известных способов или принципиально нового подхода;
  • практическое  решение задачи;
  • поиск  способов проверки правильности действий и результатов;
  • анализ результатов, определение выводов, применение  новых знаний.

Полученные знанияà алгоритм решения задачиà поиск способов ее решенияà решение задачиà выводы

По Л.С. Выготскому,  преподаватель должен быть организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с каждым учащимся. Ш. Амонашвили же пришёл к выводу, что «пробуждать жажду знаний у учеников, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – всё это возможно только при таком обучении, которое основано на гуманистических началах».

Таким образом, в рамках работы учителя, познавательная активность – это стремление  и умение учащегося без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающего мира. Проблемное обучение является «пусковым механизмом» процесса ведущего к достижениям в учебном процессе, развитию личности школьника.

Технология опыта.

1. Определение цели и  задач педагогической деятельности.

Целью педагогической деятельности является создание  условий для развития познавательной активности учащихся  через систему форм и методов обучения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить причины мотивации образовательного процесса ученика;
  • определить дарования и способности учащихся, создав условия для активизации образовательного процесса, накоплению субъективного опыта, развития личности;
  • создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;
  • способствовать становлению активной жизненной позиции каждого.

 

Таким образом, основной задачей учителя является - принять ученика таким, каков он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые стремления к познанию. Создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика. Ученика необходимо учить учиться…

2. Организация учебно-воспитательного  процесса

Организация образовательного процесса основывается на возникновении внутренних противоречий. Учащиеся должны испытывать необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, способами действий, умениями и навыками. Полноценное обучение возможно при кооперации учащихся между собой, без прямого вмешательства преподавателя. Необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения. Восприятие учебной информации может происходить при фронтальных занятиях, а вот усвоение знаний, овладение учащимися учебными умениями и навыками – при собственной деятельности каждого.

 Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы может усилить потребности учащихся в получении образования.

Учитель:

    • использует электронные и информационные ресурсы в качестве учебно-методического сопровождения.
    • применяет  различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку;
    • непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний);
    • для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала

Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на несколько блоков:

- создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;

- использование компьютерных  датчиков для демонстрационных  опытов;

- применение компьютерных  тренажеров для организации контроля  знаний;

- использование компьютера  для подготовки к ЕГЭ;

- использование компьютера во внеурочной деятельности.

Образовательный процесс подразделяется на три этапа:

1. Вводно-мотивационный.

 На этом этапе осуществляется  вызов у учащихся познавательного  интереса к предстоящей работе, создание у них ясного общего  представления о её целях и содержании. Самостоятельное определение и формулирование темы и целей урока, приводит к актуализации субъективного опыта, совершенствованию важнейших качеств интеллекта. Чем острее встаёт проблема, тем активнее процесс познания.

2. Операционно-познавательный

Создаются условия для изучения учащимися учебного материала, усвоения  знаний, овладения умениями и навыками, различными действиями. Изучение учебного материала производится путём развёртывания исходной проблемной задачи в систему более частных. Постановка  их перед учащимися и решение осуществляется на фронтальных, индивидуальных и коллективных занятиях. Чем выше ступень обучения, тем  больше самостоятельных и коллективных форм познания.

3. Рефлексивно-оценочный.

Проводится обобщение изученного материала, а затем итоговый контроль и оценка выполнения всей программы изучения учебного минимума.  Для дальнейшей мотивации учения создаются условия для выявления причин, способствующих достижению учебных целей и препятствующие  этому.

 Кроме урока как традиционной формы обучения ученикам дается возможность выбора других форм учебных занятий: индивидуальных занятий,  консультаций, внеклассных занятий.

Организация такого учебно-воспитательного процесса основана на использовании различных способов включения учащихся в учебную деятельность. Главный вопрос – «Почему?» преключает внимание школьников на вопрос «Как?» Это позволяет активизировать знания учащихся, что  приводит к правильному выводу.

Различные способы использования мультимедийных презентаций.

 При изучении раздела "Физика  атомного ядра" и при итоговом  повторении в 11 классе организую  проектную деятельность учащихся.

       Раздел "Физика  атомного ядра"  является последним  в изучении физики курса 7-11 класса. Учащиеся уже имеют большой опыт в использовании компьютеров и могут на уроке сами почти полностью заменить учителя.

Вначале я разбиваю изучаемый материал на темы:

1.     Методы регистрации  элементарных частиц. 2.     Радиоактивность. Открытие радиоактивности. 3.     Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. 4.     Изотопы. Открытие нейтрона. 5.     Ядерные реакции. 6.     Ядерный реактор. 7.     Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. 8.     Получение радиоактивных изотопов и их применение. 9.     Биологическое действие радиоактивных излучений. 

       Каждую тему  начинают разрабатывать 2-3 учащихся. Для этого им отводится четыре  урока физики. Кто не успевает - может доделать дома или на  каникулах.

            Ребята изучают тему, используя  учебник и ресурсы из Интернет, с дисков- репетиторов по физике. Используя данные материалы , ребята разрабатывают план своей презентации . На всех этапах работы они могут консультироваться с учителем. А когда материал готов, то он помещается на слайды презентации. На этом первая часть работы заканчивается. После чего ребята ждут урок с темой их презентации для того, чтобы всему классу последовательно и интересно рассказать свою тему. Такая работа возлагает на детей большую ответственность, вовлекает их полностью в дело, они погружаются в работу так, что их трудно оторвать от неё.    Создание собственной презентации учит детей анализировать и выбирать главное, излагать тему последовательно. Ребята стремятся найти что-то новое и интересное, чтобы удивить всех. Просмотр презентаций длится от 15 до 25 минут в зависимости от широты темы и эрудиции рассказчика. Такая форма работы позволяет хорошо усвоить материал, даёт возможность раскрыться каждому ребёнку, развивает умение общаться, а ,главное, вызывает интерес у слушателей.   Показ презентаций с рассказами детей сочетается и чередуется с уроками по решению задач, тестированием, зачётами. Использование новых ИТ помогло активизировать познавательную деятельность учащихся.

Использование интерактивных уроков на лазерных дисках, обучающих программ.

                      Практически на каждом уроке  объяснения нового материала  я использую лазерные диски  с интерактивными уроками по  физике для 7-8, 9 классов "Кирилла  и Мефодия",  для 7-11 классов, репетитор  по физике фирмы 1С Репетитор, модели опытов из "Открытой физики", электронный учебник Физика-10 "Илекса", мультимедийный курс физики для X-XI классов и VII-IX классов  при объяснении нового материала с показом через мультимедийный проектор. С их помощью можно как объяснять новую тему, так и проводить тестирование, и решать задачи.Использую репетитор по физике 1С Репетитор для 10-11 классов и программу "Интерактивные творческие задания" для 7-9 классов. Их ребята используют при самостоятельном изучении  некоторых тем (обычно тех, которые хорошо объясняются в этих программах), при решении задач, а также при знакомстве с учёными- физиками, с интересными фактами из их жизни, открытиями. Электронный  учебник обладает рядом преимуществ перед печатным, поэтому я считаю целесообразным  его использование на уроках физики:

1.     Каждый печатный  учебник (на бумажном носителе) рассчитан  на определенный исходный уровень  подготовки учащихся и предполагает  конечный уровень обучения. Электронный  учебник по физике содержит  материал нескольких уровней сложности. При этом он весь помещается на одном лазерном компакт-диске, содержит иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

2.     Наглядность в электронном  учебнике значительно выше, чем в печатном. Число фотографий больше в сотни раз. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов  и  т.п.

3.     Электронный учебник обеспечивает разнообразие проверочных заданий и тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

 

4.     Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе использования.

5.     Для обеспечения  многофункциональности при использовании  и в зависимости от целей  разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронные учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу. Можно создавать электронные учебники по принципу вертикального изучения учебного материала.

           В  качестве проектной деятельности я  организовываю работу с учащимися по созданию своих учебников, а также сайтов  по физике и астрономии. Это коллективный творческий проект, выводящий  процесс обучения на совершенно новый уровень, когда учащиеся сами создают учебники.

 Использование компьютерного моделирования физических опытов.

                   На уроках физики в 8 классе  при изучении темы "Электрический  ток" мы используем виртуальные  электрические цепи. Это мы делаем, используя специальную программу-конструктор  "Электрические цепи". На компьютере учащиеся моделируют и собирают электрическую цепь, задают параметры источника тока и потребителей тока, а потом проводят опыты: измеряют силу тока, напряжение, рассчитывают сопротивление проводников. Это позволяет быстро и качественно опытным путём подтверждать изученные законы, а также делать лабораторные работы. На диске сделана видеозапись урока, частью которого было проведение опытов по изучению законов последовательного соединения проводников с помощью компьютерного моделирования. 

Разгадывание кроссвордов, заполнение таблиц.

При обобщении знаний очень полезным бывает разгадывание физических кроссвордов. Особый интерес, конечно же, вызывают у ребят кроссворды, сделанные на компьютере. Они с удовольствием  отгадывают слова, сами того не замечая, что им не раз пришлось перелистать странички книги и ещё раз прочитать некоторые темы. Конечно же, все это способствует систематизации и обобщению знаний учащихся. Интересны ребятам и задания, сделанные в виде таблиц, которые позволяют обобщить материал, разбить его по темам, выделить главное. Еще я использую обобщающие таблицы, как средства обобщения и систематизации материала, которые могут служить результатом отслеживания работы каждого ученика. Составление таблиц помогает школьникам научиться выделять существенные общие признаки фактов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями, приводить в систему свои знания по применению физических формул, оценить значительность практического использования физики и т.п. При этом, работа по составлению таблиц всегда требует от учащегося активной мыслительной деятельности.

 Использование раздаточного  материала.

               Использование компьютера позволило  готовить для уроков огромное  количество карточек с контрольными работами, самостоятельными работами. Появилась возможность дифференцированного подхода в обучении: каждому учащемуся есть возможность дать задание по силам. Составление индивидуальных заданий, которые не повторяются, полностью удалило элементы "списывания друг у друга" с моих уроков, ребята работают в спокойной обстановке, никто никого не отвлекает.

Информация о работе Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся