Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 10:11, реферат

Описание работы

Формирование опыта происходило в процессе работы с учащимися 7- 9 классов при проведении учебных занятий. Уровень технического и литературно-методического оснащения в школах оставляет желать лучшего. Поэтому одним из возможных вариантов решения данной проблемы направленной на развитие изучения и применения законов физики в жизни я вижу в использовании информационных технологий, которые предоставила нам компьютеризация. Индивидуальные, познавательные и творческие потребности школьников реализуются через поиск и отбор информации, которые является сегодня важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.

Файлы: 1 файл

Степаненко В.П. опыт работы.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Создание рефератов на компьютере.

                  Старшеклассникам важно научиться  в школе писать небольшие реферативные  работы, так как поступив в  техникумы и ВУЗы такая деятельность будет неотъемлемой частью их учёбы. Создание реферата предполагает изучение большого материала, выделение из него главного, важного для данной темы, правильное оформление на компьютере. Писать всё это на бумаге не вызывает интерес у ребят. А вот оформить на компьютере - это совсем другое дело. А за одно и незаметно для самих учащихся в их  памяти откладываются  новые знания.

        Тест на  компьютере.

  На уроках физики я использую  тестирование на компьютере. Это  помогает экономить время как на уроке, так и после него, так как  дети за выполненную работу сразу получают оценку. После чего можно посмотреть свои ошибки  и тут же проанализировать результаты всего класса. Это я делаю ещё и для того, чтобы дети учились работать с тестами, так как это особый вид деятельности, требующий определённых навыков при ответе на вопросы.  Особенно перспективной новая техника становится в период  перехода к Единому государственному экзамену, который предусматривает в основном тестовую форму проверки знаний выпускников. Нужно признать, что учеников психологически и технически необходимо готовить к такой форме проверки знаний заранее, а не ставить перед фактом в конце 11 класса.  Компьютерные тренажерные программы, выпускаемые компаниями "Кирилл и Мефодий", 1С под условным названием "репетитор" позволяют обеспечить индивидуальную подготовку и предварительную оценку готовности к единому экзамену по физике. Все мультимедийные программы "Уроки физики компании "Кирилл и Мефодий" содержат средства тренинга и итогового контроля обученности, для каждого класса и учебной темы, постепенно подготавливая школьников к тестовым процедурам проверки знаний. В настоящее время мною составлены тесты по физике по всем классам (с 7 по 11) в "компьютерном исполнении" и в виде карточек. Тесты сгруппированы в логически цельные задания и при этом соблюден ряд жестких требований к вводимым неправильным или неполным ответам. Основное требование - правдоподобность неправильных ответов и включение типичных ошибок учащихся (т.е. я на основе статистических анализов по ошибкам включаю наиболее часто встречаемые, здесь идет неслучайный выбор включения неправильного ответа, а четко прослеженная работа). Составление ответов к тестам -один из приёмов     отслеживания результатов. 

 При проведении тестирования  я преследую несколько целей:

1.     Широкий набор заданий  позволяет автоматизировать контроль  знаний, охватывая большой объем  теоретического материала.

2.     Помочь ученикам  при самоконтроле, в закреплении  знаний. Начиная с 7-го, 8-го класса такое понятие как самоконтроль и самооценка формируют у учащихся уверенность в своих знаниях, а отсюда из года в год, обучаясь в школе, выпускник может уже анализировать не только задачи, но и жизненные ситуации, ориентироваться в окружающем нас мире.

3.     Огромный выигрыш  во времени при такой системе  контроля.

4.     Дети никогда не  доверяют полностью знаниям компьютера, сделанные в тестировании ошибки  они проверяют, анализируют, в надежде  на то, что компьютер ошибся, и  почти все обнаруживают "подвох", если он есть (специально неправильно отвеченный вопрос).

Разные виды уроков.

 Подводя итоги, хочу коротко  сказать, как я использую новые  информационные технологии на  уроках различного вида.

1.     Уроки с объяснением  нового материала.

                  На таких уроках основной акцент  делается на возможность использования  огромного количества наглядного  материала, что очень важно на  уроке физики. Недаром говорят: "Лучше  один раз увидеть, чем сто раз  услышать!". Фотографии позволяют показать ученику реальность происходящих событий, их жизненную необходимость, практическую значимость науки. Ребята видят своими глазами, что физика, действительно, вокруг нас. Яркие запоминающиеся схемы, которых нет в учебниках, нет на плакатах (их столько всё равно не нарисуешь!) позволяют ученику лучше усвоить тему, выделить из неё главное. Видеозаписи физических экспериментов дают возможность более детально изучить суть физического явления, а также увидеть опыты, которые не всегда есть возможность провести на уроке. 

2.     Закрепление нового  материала.

                    Обычно закрепление  материала  происходит  во второй части  урока, после объяснения. Оно сопровождается  различными вопросами, дополненными  фотографиями. Удобно использовать  мультимедийный проектор  при работе с графиками, так как такой вид деятельности вызывает затруднения у ребят. Ученикам очень нравится разгадывать кроссворды, особенно на компьютере. Заполнение обобщающих таблиц, создание схем тоже способствует лучшему усвоению материала.

3.     Уроки решения задач.

                     Как порой бывает тяжело учащимся  решать задачи целый урок! Один  и тот же алгоритм накапливает  усталость, уже не хочется думать  и что-то понимать. Но стоит  немного подумать, как сразу замечаешь  широкие возможности новых информационных технологий. Во-первых, можно организовать моментальную проверку самостоятельно решённых задач, спроецировав их решение на доску. Во-вторых, можно придумать не совсем традиционные способы работы с задачей.  Давайте попросим учащихся заполнить недостающие фрагменты решения задачи прямо на компьютере (или на карточке), а потом вместе с помощью проектора проверим на доске. Мы сразу видим, как оживились детские глаза. А потом усложним им задание - попросим найти ошибку в решении задачи!  Вот тут уже ученикам придётся хорошенько подумать. А ещё можно попробовать по готовому решению сформулировать условие задачи. Необычность такого задания заинтересует любого. 

4.     Лабораторные работы.

                    Слайды урока оказывают хорошую помощь учащимся при проведении лабораторной работы. Они помогают грамотно организовать эксперимент, последовательно указывая шаг за шагом. Ученики с помощником компьютером чувствуют уверенность в своих силах и выполняют работу с удовольствием. А неизвестность, именно в экспериментальных работах, вызывает у детей страх перед уроком. 

5.     Тестовые и контрольные  работы.

                    При проведении традиционной  контрольной работы мы порой  теряем самое важное - это своевременную  работу над ошибками. Любой учитель может заметить, что, уходя после контрольной работы, ребята пытаются свериться ответами, спрашивают у учителя или одноклассников как решить не получившуюся задачу. А ответить всем невозможно.  И уходят ученики с каким-то тревожным чувством с урока, с какой-то неопределённостью. Затем всё утихает. Наступает следующий урок, и половина учащихся даже позабудет, что была контрольная работа. Другая часть поинтересуется полученной оценкой. И лишь единицы из класса заинтересуются своими ошибками. Уже нет желания решать задачу заново или искать ошибки. А как было бы замечательно сразу же в конце урока проверить контрольную работу, по "свежим следам" разобрать решения задач. Но как это сделать, если времени мало?  И тут на помощь приходит программа создания тестов, тестовых контрольных работ, которая моментально показывает ребятам результат.  Каждый ученик видит, в каком вопросе он сделал ошибку, какую задачу решил правильно, а какую, может быть, и нет. Учитель тоже видит результат. И тут же проблема разрешается. Вслух звучат правильные ответы, недопонимание исчезает. С вычислительными задачами дело обстоит немного сложнее. Но и здесь есть выход - решения задач можно спроецировать на доску, или ребята могут посмотреть их на компьютере. Ученик замечает, где он допустил ошибку: в начале задачи или просто неправильно выбрал ответ? (что бывает очень часто и на это необходимо обратить внимание) Такая работа над ошибками более эффективна. Урок становится завершённым, сразу виден результат. Без современных технических средств такая проверка была бы невозможна.  

 Урок викторину, как показывает  мой опыт, очень полезно проводить  на уроках обобщения знаний, особенно  перед контрольными работами. Игровая  форма заинтересовывает ребят, полностью, и душой, и мозгом окуная в научный мир. "Вся наша жизнь - игра". Поэтому, играя на уроке, ученики живут, и живут именно нашим уроком.  Набранные в игре баллы зажигают команды. Дети, сами того не замечая, мыслят, запоминают, повторяют. Им интересно, скучать и смотреть в окно некогда! Самое главное разворачивается на уроке! Урок-викторина удобен в использовании: автоматический подсчёт набранных командами баллов экономит драгоценное время. Важно учителю не полениться, подготовить викторину. А результат не заставит себя ждать. Его вы увидите на следующем уроке.

7.     Уроки-игры, путешествия.

                 Это чаще всего обобщающие  уроки, проводимые в нетрадиционной  форме. Их можно умело сочетать  с углублением изучаемого материала, ведь путешествие у детей ассоциируется с новыми открытиями, или использованием уже изученного, как путешествие по родным местам. При проведении игровых уроков можно использовать известные учащимся виды игр из телевизионных программ. Ведь дети всегда мечтают об участии в такой игре. А использование проектора позволяет сделать игру реальной, настоящей, насыщенной фотографиями, рисунками и видеосюжетами. Такие уроки увеличат детскую любовь к учителю и его предмету. И учение будет действительно с увлечением.

  Широкое  использование компьютеров на своих уроках даёт  мне возможность сделать следующие выводы.

1)     У детей сразу  повысился интерес к моим урокам. Использование компьютеров при  создании презентаций заинтересовывает  ребят, и они с удовольствием  берутся за эту работу.

2)     Знания учащихся стали глубже и системнее.

3)     Учащиеся стали правильнее  говорить и лучше давать развёрнутый  ответ на поставленный вопрос.

4)     Использование тестов  на уроке дисциплинирует учеников, они тщательно готовятся к  урокам, стремясь к тому, чтобы компьютер им поставил хорошую оценку.

Методы и формы, организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся

Беседа – такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, практический опыт и демонстрации, презентации, с помощью вопросов приводит к пониманию и усвоению новых знаний. При изложении материала методом беседы происходит диалог между учителем и учеником. В 7–8–х классах в преподавании физики метод беседы – один из основных методов изучения нового материала и контроля качества знания учащихся. Его применяют:

  • При формировании физических понятий в сочетании с демонстрацией, презентацией опытов и наглядных пособий.
  • При изучении физических законов в сочетании с демонстрацией, презентацией опытов и фронтальным экспериментом.
  • При выявлении сущности физических явлений (в сочетании с опытом).
  • При повторении ранее пройденного материала.
  • При выяснении путей решения поставленной проблемы.
  • При проверки качества усвоения материала, изученного на данном уроке.

В указанных случаях метод беседы является основным, а все остальные подсобными. Он позволяет в данных случаях лучше, чем другие вызвать интерес ученика, активизировать его деятельность.

Рассказ – это последовательное, образное изложение материала учителем, не прерываемое диалогом, применяемое с целью:

  • Ознакомления учащихся с историей изобретений и открытий физических законов, с биографиями выдающихся учёных и изобретателей.
  • Ознакомления с достижениями и перспективами развития науки.
  • Ознакомления с применением изучаемых физических явлений и законов, приборов и технических устройств в науке и технике.
  • Описания явлений, наблюдаемых в природе и технических установках.

В первых из двух приведённых случаев рассказ – это единственно возможный способ устного изложения материала. Метод бесед здесь неприменим, так как у учащихся отсутствует запас знаний, на основе которых могла развернуться бы беседа. Метод рассказа позволяет в данном случае дать ученикам цельное представление по изучаемому вопросу и вызвать к нему интерес, желание получить дополнительные сведения из дополнительных источников (научно–популярная литература, Интернет), активизировать его деятельность.

В остальных случаях рассказ можно сочетать с беседой. Метод рассказа применяется в сочетании с демонстрацией, презентацией опытов и наглядных пособий. Рассказ должен быть чётким, логически последовательным, образным, эмоциональным.

Объяснение – это последовательное, строгое в логическом отношении изложение учителем наиболее сложных вопросов курса. Этот метод применим, когда нужно доказать, обосновать, объяснить. В преподавании физики этот метод применяют:

  • При изучении принципов устройства и действия приборов.
  • При раскрытии сущности физических явлений на основе наиболее общих физических теорий.
  • При объяснении физических свойств тел на основе об атомно-молекулярном строении вещества и электронной теории.
  • При изучении сущности физических законов и выяснении связи между ними.
  • При изучении сущности технологических процессов. Основанных на физических явлениях и законах.

Объяснение обеспечивает прочное усвоение материала, если оно сопровождается применением средств наглядности. Объяснение можно сочетать с методом беседы, чтобы привлечь внимание учащихся, проверить ход мыслей, понимание объясняемого материала.

Информация о работе Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся