Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 10:11, реферат

Описание работы

Формирование опыта происходило в процессе работы с учащимися 7- 9 классов при проведении учебных занятий. Уровень технического и литературно-методического оснащения в школах оставляет желать лучшего. Поэтому одним из возможных вариантов решения данной проблемы направленной на развитие изучения и применения законов физики в жизни я вижу в использовании информационных технологий, которые предоставила нам компьютеризация. Индивидуальные, познавательные и творческие потребности школьников реализуются через поиск и отбор информации, которые является сегодня важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.

Файлы: 1 файл

Степаненко В.П. опыт работы.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результативность опыта

Критерий результативности данного опыта – уровень познавательной активности. Показатели уровня познавательной активности – достижения в учебно-познавательном процессе за счёт развития личностных качеств.

Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился один раз в года в течение пяти лет с 7 по 11 класс по основным показателям познавательной активности:

  • уровню мотивации (модификации  теста-опросника Т.Д. Дубовицкой по изучению направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении биологии. ОНУМ)
  • мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. МУН (А.Реан)  
  • достижениям в учебно-познавательном процессе (качество знаний, результативность участия в конкурсах).

Результаты диагностики показали, что у учащихся 7 классов преобладают внешние мотивы познавательной деятельности (47%). Овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а является средством достижения других целей. В процессе обучения с применением технологии проблемного обучения  постепенно преобладание внешних мотивов уступает внутренним (в 11 классах: внешние – у 7% учащихся, внутренние – у 93%). Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащихся в процессе учебной деятельности.

Мониторинг уровней мотивации (2007-2010г) показал диаметрально- противоположную динамику высокого (увеличение на 8 %) и низкого (уменьшение на 10 %) уровней мотивации у учащихся. (Приложение 1)

Так как  толчком к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей, была проведена диагностика с  использованием тест-опросник МУН  А.Реан  в 7 и 9 классах. Эффект Зейгарник (незавершенного действия, которое запоминается лучше, чем завершённое) выражен в большей степени (на 24%)  у учащихся 9 классов      (Приложение 1). Следовательно, учащиеся стали более активны, инициативны, настойчивы в достижении цели, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.  Поэтому использование заданий проблемного характера  способствует улучшению деятельности у большинства, развитию  личностных качеств, повышению качества знаний.

Качество знаний в диагностируемых классах (2007-2010г) увеличилось на 8,8 % (с 49,4% до 58,2%) (Приложение1).

Система преподавания с использованием информационных технологии обучения привела и к  индивидуальным успехам отдельных учащихся.

 

Результаты олимпиад

№п/п

Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиады

Занятое место

Уровень олимпиады

1

Кадина Маргарита

2006-2007

9

физика

III

муниципальный уровень

2

Орищук Александр

2007-2008г

9

астрономия

I

муниципальный уровень

3

Ломакина Алена

2007-2008г

11

астрономия

III

муниципальный уровень


 

Результативность  деятельности по  развитию познавательной активности с использованием информационных технологий свидетельствует об эффективной работе. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

  1. Браеманн Э.М.Преподавание физики, развивающее ученика. – М.: «Ассоциация учителей физики», 2036.- 157с.
  2. Ожиганова С. В. Статья: Анализ урока с применением информационно-коммуникационных технологий. Статья. Преподавание физики. Общепедагогические технологии. –Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007г.
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: АРО, 2004. – 368с.
  4. Фридман Л.Н. Урок? Нет,тема. (Технология педагогического труда). Народное образование N1 1990г. стр.48-52.
  5. Василенко Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе. - СПб., 2001. - 202с.
  6. Фейдимен Дж., Фрейгер P.M. Личность и личностный рост. - М., 1994. Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995
  7. Кулькеневич С.В. Не  совсем обычный урок. –Воронеж: Учитель, 2001.-176 с.
  8. Игнатьев С.Т.Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.
  9. Майер Р.В. Использование компьютерных моделей для объяснения сущности физических явлений // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Сборник тезисов. --- М.: Первое сентября -- Чистые пруды, 2009. --- С. 80.
  10. Шамова Т.И. Управление образовательными процессами. – М.: Академия, 2002.- 384с.
  11. Шаталов В.Ф.Педагогическая проза.– М.: Педагогика, 1989..- 347с.
  12. Казакевич В.М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика. - 1998. - №6. - С. 43-47.
  13. Сенько В.Ю. Развитие учебно-познавательной деятельности старшеклассников с применением компьютера (на материале естественнонаучных дисциплин). Дисс. к.п.н. - 1991. - 174с.

 

 

 

 

Мультимедийные  средства обучения :

    • Интерактивный курс физики для 7-11 классов. «Физикон», 2004
    • 1С:Школа.Физика,7-11 классы. Библиотека наглядных пособий
    • «Живая физика», 2004
    • Полный интерактивный курс физики. Открытая физика 1.1, 2001
    • Открытая физика 2.5 части 1, 2. «Физикон», 2002
    • 1С:Физика,7-11 классы. Практикум.  «Физикон», 2004
    • Интерактивные творческие задания Физика 7-9, 2008
    • 1С: Репетитор. Физика 10 кл., под редакцией Н.К.Ханнанова, 2008
    • Ученический эксперимент по физике: механика, молекулярная физика и термодинамика, оптика, электродинамика, квантовые явления.
    • 1С: Репетитор.Решение задач по физике.
    • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия 7-11 классы, 2005.
    • Видеозадачник по физике части 1,2,3 под редакцией А.И.Фишмана, А.И.Скворцова, Р.В.Даминова.
    • Экспериментальные задачи лабораторного практикума, под редакцией А.И.Фишмана, А.И.Скворцова, Р.В.Даминова.

Интернет-ресурсы:

http://center.fio.ru

www.college.ru/booklet/1st.html

www.college.ru/teacher/virt_practice.html

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Результаты мониторинга

Год диагностики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2007-2008

23%

45%

32%

2008-2009

29%

48%

27%

2009-2010

35%

53%

22%


 

Динамика уровней  мотивации обучения


 

 

 

 

Результаты диагностики вида мотивации (успеха или боязни неудачи)  с  использованием тест-опросник МУН  А.Реан

Количество набранных баллов

Мотивация

Коли-чество учащих-ся в % (7 классы)

Коли-чество учащих-ся в %(8 классы)

Коли-чество учащих-ся в% (9 классы)

1-7

Боязнь  неудачи

43%

34%

26%

8-13

Мотивационный плюс ярко не выражен

38%

31%

23%

14-20

Мотивация успеха

24%

35%

46%


 

 

Динамика качества знаний

Год диагностики

Качество знаний

2007-2008

49,4%

2008-2009

54,2%

2009-2010

58,2%



 

 

 

 

 

Результаты ЕГЭ по физике

Год диагностики

Количество

участников ЕГЭ

Максимальный балл

Средний балл

2008-2009

6

57

45,4

2009-2010

5

58

48,5



 

 

 

 

В сравнении с 2008-2009 учебным годом отмечается рост среднего балла на 3,1%.

 


 



Информация о работе Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся