Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

В силу подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять звуки человеческой речи. И ещё до образования условных связей на слова у него начинают появляться первые речевые шумы – глоточные, гортанные, небные, губные и т.д., которые затем постепенно дифференцируются, приводя к образованию речевых звуков.

Файлы: 1 файл

анатомия.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

                                      Министерство общего и профессионального образования

                                 Свердловской области

                    Свердловский музыкально–эстетический

                                   педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Контрольная работа по предмету

    Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

                                                                                              Исполнитель:

                                                                                              студентка 107 гр.,

                                                                                              специальность 050704

                                                                                              «Дошкольное

                                                                                               образование»

                                                                                              Руководитель:

                                                                                              Букина.И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Екатеринбург

                                                   2009

 

Вариант№4

 

1.Развитие речи у детей.

 

С первых месяцев жизни  ребенка окружают люди. Он их видит, слышит человеческую речь, которая очень рано становиться условным раздражителем, который сигнализирует о присутствии человека. К 3-5 месяцам ребенок различает мать и других людей, соприкасающихся с ним. И всегда существенным признаком различия оказывается голос.

В силу подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять звуки человеческой речи. И ещё до образования условных связей на слова у него начинают появляться первые речевые шумы – глоточные, гортанные, небные, губные и т.д., которые затем постепенно дифференцируются, приводя к образованию речевых звуков. Каждый произносимый ребенком звук вызывает у него афферентные импульсы как с органа слуха (ребенок слышит произносимые звуки), так и с органов речи — от голосовых связок, языка и всего речевого аппарата. Эти импульсы, достигая коры, становятся сигналами, приобретающими впоследствии важнейшее значение в установлении речевых условных связей.

       Во второй половине первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Однако, как правило, эти раздражители действуют в комплексе с другими раздражителями, например окружающей обстановкой, положением тела ребенка, видом говорящего человека, его мимикой. Да и сам речевой раздражитель лишь условно может быть назван речевым, ибо ребенок различает не слова с их смысловым значением, а высоту и тембр голоса и интонацию. Поэтому замена произносимых слов другими при сохранении интонации не окажет влияния на реакцию ребенка, тогда как изменение обстановки и особенно вида говорящего человека может привести к торможению реакции. Так, ребенок 8 месяцев на вопрос матери «Где папа»? повернет голову в сторону отца. Но если вместо матери тот же вопрос задает постороннее лицо, реакция может отсутствовать.

    Лишь постепенно доминирующее значение приобретает само слово как определенное сочетание речевых звуков. Ребенок начинает реагировать не на весь комплекс, включающий даже обстановку, а на отдельные, произносимые окружающими слова или фразы, которые становятся сигналами определенных безусловных, а позднее и условных раздражителей. Постепенно слова становятся сигналами определенных действий, явлений и отношений между этими явлениями.

Ранний этап развития речи.

Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становясь такими же сигналами определенных непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. Формирование первых слов и установление правильного их произношения обычно происходит не сразу, требуя длительного периода времени. Произносимые ребенком комбинации речевых звуков сначала лишь отдаленно напоминают те слова, которые они должны обозначать, а затем, претерпевая ряд последовательных изменений, превращаются в правильно произносимые слова.

На 2-м году жизни ребенок, часто еще не сформировав произношения отдельных слов, начинает в своих речевых реакциях сочетать по два, а затем и по три слова, образуя, таким образом, первые простейшие комбинации слов, нередко приобретающие характер предложений например, от ребенка этого возраста можно услышать «да-ко» или «да-моко» (дай молоко), «по-го» или «по-гу» (пойдем гулять), «ми-ка» (Мише каши) и т. п. Эти комбинации слов могут появляться либо в результате усвоения готового речевого стереотипа, который следует рассматривать как комплексный раздражитель, либо, что обычно наблюдается несколько позднее, путем синтезирования отдельных ранее приобретенных слов с превращением их в новый стереотип. Появление речевых стереотипов представляет собой существенный момент в развитии речевой деятельности, а именно переход от простых речевых реакций к цепным, характеризующимся соединением слов в предложения.

Для первого  этапа развития речи (примерно до середины 2-го года жизни) характерно относительно быстрое образование условных связей между слышимым словом и непосредственным раздражителем, причем связи образуются не только на предметы, но и на действия с ними. Если, например, постепенно показывать ребенку различные новые манипуляции с куклой, сопровождая их соответствующими словами (дай, возьми, положи, покорми, покачай куклу), то очень быстро на каждый словесный раздражитель он будет отвечать правильным действием. Однако речевые реакции образуются у ребенка медленно, при условии многократного сопровождения речевого раздражителя показом и передачей в руки непосредственного раздражителя (например, той же куклы).

Если у  ребенка образовался прочный  речевой рефлекс на один определенный предмет, то первое предъявление, сходного предмета (например, куклы иного размера, в иной одежде) может не дать реакции. Вместе с тем если ребенок, несколько раз гладивший кошку, стал называть ее «ки» (киска), то при первом предъявлении меховой шапки, погладив ее, он может назвать ее «ки», тогда как речевая реакция будет отсутствовать при показе нарисованной или резиновой кошки. Для обобщения слова «ки» необходимо установление связи между этим словом и соответствующим раздражением зрительных, осязательных, слуховых и других рецепторов.

Развитие  речи в дошкольном возрасте. Если на 2-м году жизни ребенок начинает произносить новые слова лишь после многократного, настойчивого их повторения окружающими, а условная связь образуется между произносимым словом и конкретным непосредственным раздражителем, то после двух лет процесс овладения речью резко меняется. Слова становятся не только доминирующими сигналами, когда, они действуют на слуховые рецепторы, но и основной реакцией на эти сигналы, а также нередко на непосредственные раздражители. Постепенно все чаще речевые рефлексы образуются не путем подкрепления нового раздражителя безусловным (например, пищевым, оборонительным, ориентировочным) и не сочетанием непосредственного раздражителя с его речевым обозначением, а на базе ранее выработанных речевых условных рефлексов.

На 3-м году жизни ребенок  легко повторяет и запоминает новые для него слова, произносимые окружающими даже в тех случаях, когда смысл, значение этих слов остается ему непонятным. Такое запоминание впервые произнесенных и «непонятных» для ребенка слов может служить примером образования «с места» новых условных рефлексов. Словарный состав детской речи достигает 200—400 слов. Путем подражания ребенок усваивает произношение как отдельных слов, так и простейших речевых стереотипов, т. е. стандартных, заученных комбинаций слов. Уже к этому возрасту речевые сигналы, т. е. сигналы второй системы, начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.

Развитие  детской речи, т. е. придание языку  стройного, осмысленного характера с применением надлежащего грамматического строя, в сильной степени зависит от правильности построения речи окружающих людей. Путем подражания ребенок произносит те слова и те обороты речи, которые он воспринимает от окружающих.

К 2,5 — 3 годам речевой фонд ребенка состоит не только из отдельных слов и речевых стереотипов, но также из фраз, которые складываются в процессе речевой реакции и представляют собой различные комбинации ранее знакомых слов с применением падежных окончаний, глагольных форм и других особенностей грамматического строя речи.

   В 4 года речь еще больше обогащается новыми словами, а следовательно увеличивается число усвоенных понятий. В этом возрасте дети овладевают правильным грамматическим строем языка.

    В 4-5 лет в связи с формированием конкретного мышления во время речи наблюдаются сокращения скелетных мышц, не связанные с произнесением слов, например рук, а также отчетливое изменение вегетативных функций – учащение сердцебиений и повышение кровяного давления. Следовательно происходит иррадиация возбуждения из речедвигательного центра.

Образование устной речи заканчивается в основном к 6-7 годам. У дошкольников большую  роль в формировании речи приобретают  игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Речь дошкольника отражает его деятельность. С возрастом ребенок дошкольного возраста (3-7лет) все более приучается после словесной инструкции о молчании играть молча. В этом проявляется постепенное развитие торможения у детей, но еще в 7—8 лет возбуждение преобладает нал торможением.

В 6—7 лет во время речи двигательные реакции, не связанные с произнесением слов, резко уменьшаются, а вегетативные увеличиваются. Это обусловлено формированием абстрактного мышления и развитием эмоций.

Наиболее прочно запоминаются те слова или цепи слов, которые связаны с конкретной действительностью. Межсловарные связи менее прочны. Мышление ребенка в этом возрасте конкретное, образное. Отвлеченное мышление формируется постепенно. Устная речь является основой развития у младших школьников письменной речи. У дошкольника внутренняя речь развита слабо.

На первом этапе обучения младших школьников внутренняя речь развивается в связи с приучением обдумывать ответ на вопрос и чтением книги про себя. У подростков и юношей переживания и мысли связаны с внутренней речью, которая формируется в процессе умственного и нравственного развития личности. Точность речи, а следовательно, и мышления зависит от требовательности учителей и родителей и от овладения научной терминологией. По мере того как школьники овладевают письменной речью, уточняется и обогащается их устная речь.

 

2. Слуховой анализатор, его строение и развитие.

 

 



Молоточек

Наковальня



Наружний

слуховой

Проход



Слуховой нерв



Улитка



Слуховая  труба



 

 

 

Орган слуха  состоит из трех, основных частей — наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо служит для улавливания звуков. Оно состоит  из ушной раковины и наружного слухового прохода, ведущего в толщу височной кости; там расположены среднее и внутреннее ухо. Тонкая, но очень плотная барабанная перепонка отделяет слуховой проход от полости среднего уха, где находятся три связанные друг с другом слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек соединен с внутренней поверхностью барабанной перепонки, а стремечко — с перепонкой, закрывающей отверстие, которое ведет во  внутреннее ухо.

Для нормальной передачи звуковых колебаний чрезвычайно важно, чтобы давление воздуха в среднем ухе было таким же, как и атмосферное. Выравнивание давления происходит через слуховую трубу, т. е. канал, который соединяет полость среднего уха с полостью глотки. Обычно наружное отверстие этого канала закрыто и открывается в момент глотания. Когда атмосферное давление быстро меняется, например, при резком спуске самолета, рекомендуется производить частые глотательные движения для выравнивания давления  в  среднем ухе.

Периферический  отдел слухового анализатора  находится в передней части лабиринта внутреннего уха, а именно в улитке — спирально извивающемся канале, который делает два с половиной оборота. От центрального костного стержня улитки по всей ее длине отходит спиральная пластинка, вдающаяся внутрь канала. Между пластинкой и наружной стенкой канала натянута основная перепонка, состоящая из тончайших эластических соединительнотканных волокон. На верхней стороне основной пластинки находится рецепторный аппарат слухового анализатора — спиральный орган.

Воздушные звуковые волны, попадая в наружный слуховой проход, вызывают колебания барабанной перепонки. Система слуховых косточек, действуя как рычаг, усиливает звуковые колебания в 30—40 раз и передает их жидкости, находящейся между костным и перепончатым лабиринтом улитки. Разрушение барабанной перепонки ведет не к потере слуха, а лишь к его снижению. Это объясняется тем, что звуковые колебания могут передаваться' через воздух, находящийся в среднем ухе, без участия слуховых косточек, а следовательно,  без  усиления звука.

Колебания жидкости в костном канале улитки передаются основной перепонке, а тем самым и слуховым рецепторам спирального органа, чувствительным к звуковым колебаниям. Возникшие в рецепторах импульсы направляются в центральную нервную систему, достигая  коры  больших полушарий.

Информация о работе Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста