Возрастная физиология и гигиена анализаторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 08:05, доклад

Описание работы

1.Учение И.П. Павлова об анализаторах
2. Роль сенсорного восприятия в раннем детстве.
3. Возрастные особенности пространственного видения.

Файлы: 1 файл

Возрастная физиология и гигиена анализаторов.docx

— 32.64 Кб (Скачать файл)

Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова

Филологический факультет

Кафедра русской филологии

 

 

 

Доклад

 

Тема: Возрастная физиология и гигиена анализаторов

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка  РО 32 УВЗ

Титяева О.А.

 

 

 

 

 

2015 год

 

Содержание.

1.Учение И.П. Павлова об анализаторах

2. Роль сенсорного восприятия  в раннем детстве.

3. Возрастные особенности  пространственного видения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Учение И.П. Павлова  об анализаторах

Все раздражения, оказывающие действие на организм, воспринимаются при помощи чувствительных нервных окончаний - рецепторов, заложенных как в специальных органах чувств (глаз, ухо), так и во всех других органах нашего тела (кожа, мышцы, внутренние органы и др.). В процессе исторического развития у различных животных и у человека возникли рецепторы, приспособленные к восприятию определенного вида раздражителей: световых, цветовых, температурных и др. Возбуждение, вызванное раздражением рецепторов, достигает коры головного мозга, в которой возникают ощущения боли, тепла, зрительные, звуковые и др. Таким образом мы воспринимаем существующие независимо от нас предметы внешнего мира, познаем их.

И. П. Павлов, исследуя деятельность коры головного мозга, создал учение об анализаторах. Анализатор представляет собой единую функциональную систему, состоящую из трех отделов: периферического, или рецепторного, проводящего, центрального, или мозгового. Периферический отдел анализатора представлен чувствительными нервными окончаниями - рецепторами, воспринимающими определенные раздражения. Проводящий отдел состоит из чувствительных нервных волокон спинномозговых или черепномозговых нервов и соответствую-щего восходящего проводящего пути, по которым возбуждение, возникшее в рецепторах, передается в кору головного мозга. Центральный отдел заложен в коре головного мозга. Здесь происходит высший тончайший анализ поступившего возбуждения, в результате чего возникает ощущение. Например, зрительный анализатор состоит из периферического отдела - глаза, прово-дящего отдела - зрительного нерва и центрального отдела - участка коры в затылочной доле полушария. В сетчатке глаза происходит восприятие световых раздражений. Возникшее воз-буждение передается по зрительному нерву в головной мозг. В коре головного мозга осуществляется анализ световых раздражений, и возникают зрительные ощущения. Необходимым условием возникновения ощущения является нормальное состояние всех отделов анализатора. Выпадение функции хотя бы одного из них, например, в результате повреждения или заболевания, приводит к нарушению деятельности всего анализатора. Так, заболевание сетчатки глаза или повреждение зрительного нерва вызывает нарушение зрения.

Из сказанного вытекает, что органы чувств, или рецепторы, являются периферическими отделами анализаторов. Все рецепторы принято подразделять на две группы: рецепторы, воспринимающие раздражение, возникающие внутри организма,- интерорецепторы, и рецепторы, воспринимающие раздражение из внешней среды, - экстерорецепторы.

 

И. П. Павлов впервые создал представление об анализаторе как о единой системе анализа информации, состоящей из трех взаимосвязанных отделов: периферического,

проводникового

центрального.

• Рецепторы являются периферическим отделом анализатора. Они представлены нервными окончаниями или специализированными нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде.

• Центростремительные нейроны, проводящие пути от рецептора до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел анализатора.

• Участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторных образований, составляют центральную часть, или корковый отдел, анализатора.

Все части анализатора действуют как единое целое. Анализ воспринимаемых раздражений начинается уже в рецепторной части анализатора. Здесь идет простейший анализ, и раздражение трансформируется в процессе возбуждения. Более совершенный анализ происходит в подкорковых образованиях, результатом чего является выполнение сложных врожденных актов (вставание, поворот головы к источнику света или звука, поддержание положения тела и др.). Высший, наиболее тонкий анализ осуществляется в коре больших полушарий головного мозга, в корковом отделе анализатора.

2. Роль сенсорного восприятия  в раннем детстве

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Очень важным в развитии ребенка является его своевременное обучение особенностям, которыми наделены предметы этого мира, а именно формирование восприятия форм, цветов, величин, положений в пространстве, запахов и вкусов.

 Сенсорное воспитание детей раннего возраста – это фундамент всего умственного развития, но и имеет довольно важное индивидуальное значение, так как правильное восприятие окружающей среды необходимо будет не только для успешного образования в детском саду, а пригодится и во многих сферах деятельности.

Когда малышу два-три годика он еще не совсем готов усваивать сенсорные эталоны, но в это время он уже имеет довольно-таки хорошее представление о величинах, формах, цветах и других свойствах окружающих предметов. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

В два года ребенок уже неплохо умеет глазами оценивать форму и размер предмета. Также активно развивается слуховое восприятие. Главной задачей родителей в этом возрасте является формирование нормальных условий для восприятия. Ведь через сенсорное восприятие ребенок получает всю информацию об окружающей среде. Поэтому он должен максимально хорошо научиться пользоваться этим инструментом.

Чем младше ребенок, тем больше он открыт для познания посредством ознакомления со свойствами предметов. Сенсорное воспитание ребенка продолжается в течение нескольких лет. Условно сенсорное развитие можно разделить на два возрастных этапа:

-ранний возраст от рождения то 3 лет

- дошкольный возраст с 3 до 6 лет

Предлагая ребенку прикоснуться к различным материалам, узнать их свойства, идет ориентация на образование обратных связей в мозге. Учитывая, что обучение происходит в процессе игры, занятия не кажутся ребенку скучными. 
Прежде чем мыслить ребёнок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребёнка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предыдущего опыта суммируются в целостное восприятие данного предмета.

В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3-м годам достигает высокого уровня развития: ребёнок тонко дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, различает предметы по цвету, величине, узнаёт знакомые мелодии, различает темп музыки, получает первые числовые представления (много, мало) и др. У него развиваются различные сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям и т.д.

Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами

Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре.

Очень рано (на 3-м-4-м месяце) игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

 

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.(1)

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь если палка слишком коротка, с ее помощью не удается достать мяч.

Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в предмете ребенок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков, оттого, знаком или не знаком ему предмет, назван или не назван в слове. Так, подбирая пару к незнакомому предмету, малыши ориентируются на цвет, а к знакомому - на форму.

Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрешку, закрывая коробочку, застегивая пуговицы, кнопки, завязывая шнурки, ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определенных неизменных условий.

В конечном счете, дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает использовать мерку для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Например, меркой становится самое маленькое кольцо пирамидки, с которым ребенок сравнивает все остальные. Такое сравнение первоначально требует от малыша развернутых ориентировочных действий. Так, он прикладывает все кольца пирамидки к мерке и устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.

На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с крышей, красные с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и ее содержание. Ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребенку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по ветчине и лишь затем по цвету. То есть новые действия восприятия осваиваются, прежде всего, в отношении более знакомых и более важных с точки зрения практической деятельности признаков.

Освоение новых ориентировочных действии приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т.п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете - его функции, выраженной в названии предмета. Важно, как установили Л.А. Венгер, Э.И. Пилюгина, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создает основу для усвоения в более старшем возрасте сенсорных эталонов.

Информация о работе Возрастная физиология и гигиена анализаторов