Возрастная физиология и гигиена анализаторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 08:05, доклад

Описание работы

1.Учение И.П. Павлова об анализаторах
2. Роль сенсорного восприятия в раннем детстве.
3. Возрастные особенности пространственного видения.

Файлы: 1 файл

Возрастная физиология и гигиена анализаторов.docx

— 32.64 Кб (Скачать файл)

3. Возрастные особенности  пространственного видения.

Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде, которая включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование человека, сказывающееся на его индивидуально - психическом облике на формировании специфических для него стереотипов восприятия и системы отношений к действительности. Процесс восприятия происходит не только в силу действия предметов окружающего мира на наши органы чувств, а еще и в силу того, что воспринимающий человек и сам воздействуют на окружающие предметы в своей познавательной и практической деятельности. Познание человеком окружающего мира начинается с " живого созерцания " , с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия ( отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующие в данный момент на органы чувств ) . Накопление чувственных знаний о предметах окружающего ребенка мира - необходимая первая предпосылка для образования и развития восприятия пространства, которое имеет условно рефлекторную природу, а также определяется и гносеологическим аспектом, поскольку является онтогенетическим доказательством того, что познание пространства осуществляется в процессе освоения человеческого материального мира. Поэтому чувственное познание пространства расширяется пропорционально накоплению жизненного опыта и обобщению знаний о предметах внешнего мира. Восприятие и познание окружающего среды, ее психологическая интерпретация имеют очень важное значение, т. к. С помощью этого сложного психологического процесса мы предаем смысл окружающему миру, участвуем в различных формах общественной жизни, устанавливаем межчеловеческие отношения, выбираем пространства для отдыха тела и души. И именно под воздействием этой окружающей среды развивается ребенок как личность

 Пространственное  ориентирование – это особый  вид восприятия при помощи  зрительного, слухового, кинестетического  и кинетического анализаторов. Умения  и навыки пространственного ориентирования  формируются к семи годам при  полноценном развитии ребенка. Сюда  относятся и три категории  знаний о пространстве: - отражение  удаленности предмета и его  местоположения; - ориентировка в  направлениях пространства; - отражение  пространственных отношений между  предметами. Сформированные к данному  возрасту пространственные ориентировки  обеспечивают успешное освоение  письма. Двигательный акт письма  требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, статической  нагрузки, обусловленной неподвижной  позой при письме, а кроме того  зрительного и двигательного  контроля. Для большинства детей  этот вид учебной деятельности  является самым сложным, так как  предъявляет ребенку значительные  требования. Несформированные умения  и навыки пространственного ориентирования  и в недостаточной степени  развитая зрительно – моторная  координация являются причиной  возникновения оптической дисграфии и дислекси 
Так, одним из самых необходимых навыков является навык ориентации в пространстве. Его развитие у детей в возрасте 5-7 лет проводится в двух основных направлениях: ориентация на листе (в том числе в клеточку), ориентация окружающей обстановке (группе, классе, улице). Описываемый ниже опыт работы относится ко второму году обучения, занятия проводятся в подготовительной группе детского сада. Пропедевтикой этих занятий является выполнение развивающих заданий на компьютере, знакомство со стрелками, курсором, проводимые на первом году обучения и закрепляемые в подготовительной группе (второй год). Подробно останавливаться на ориентации на листе считаем не целесообразным, поскольку материал, относящийся к этой теме, хорошо изложен в методической литературе. Отметим только, что такие занятия проводятся по традиционной схеме – графический диктант на листе в клетку (3,4), далее используется программа Фантазия-1 с заданиями различного уровня трудности. Выпускники детского сада, как показывает оценка сформированности общеучебных навыков на начальной стадии обучения в школе, значительно легче осваивают правила выполнения заданий в тетрадях. 

Методы изучения анализаторов. Классификация рецепторных образований. Общие свойства и закономерности их деятельности: чувствительность, ее зависимость от величины рецептивного поля, генераторный и рецепторный потенциалы, спонтанная активность, торможение, адаптация. Взаимодействие анализаторов.

Зрительный анализатор. Строение глаза. Проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора. Световоспринимающий аппарат глаза. Строение сетчатки. Различия функции палочковых, колбочковых клеток. Механизмы фоторецепции. Цветовое зрение. Нарушение цветовосприятия.Светопреломляющий аппарат глаза. Построение изображения на сетчатке. Преломляющая сила глаза. Аккомодация, сила аккомодации, ее механизм. Нарушения рефракции: близорукость, дальнозоркость, причины, их вызывающие. Острота зрения.

Бинокулярное зрение. Пространственное зрение.

Адаптации зрительного анализатора.

Возрастные особенности зрительного анализатора. Изменение с возрастом величины глазного яблока. Сроки миелинизации волокон зрительного нерва. Возрастные особенности и сравнительная скорость созревания клеточных структур зрительного центра в среднем мозге, промежуточном и в коре больших полушарий.

Возрастные особенности преломляющих свойств глаза. Изменения аккомодации с возрастом. Кажущаяся близорукость и естественная дальнозоркость у детей. Возрастные особенности изменений остроты зрения и пространственного видения. Нарушения функции зрения у детей.

Световая и цветовая чувствительность в различном возрасте. Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций: зрачковые рефлексы, слезные, мигательные, ориентировочные.

Некоординированный характер движений глаз и век у детей первых месяцев жизни.

Гигиена зрения. Требования к естественному и искусственному освещению школьных помещений. Ориентация классных помещений. Окраска стен. Уход за окнами и осветительной арматурой. Нормы освещенности в различных помещениях школы. Простейшие приемы определения освещенности.

Значение мероприятий, предупреждающих чрезмерное напряжение зрения. Требования к показу детских диапозитивов, кинокартин, телевизионных передач, требования к наглядным пособиям, книгам. Гигиенические требования к организации уроков рисования и черчения.

Меры, направленные на увеличение чувствительности к различению цветов: экскурсии в природу, посещение картинных галерей и др. Значение уроков рисования и черчения в совершенствовании функций зрительного анализатора, для развития восприятия формы предмета, восприятия пространства, для формирования художественного вкуса и развития абстрактного мышления.

Слуховой и вестибулярный анализаторы. Строение слухового анализатора. Проведение звука. Внутреннее ухо. Строение улитки. Механизм восприятия звуков разной частоты и интенсивности.

Чувствительность слухового анализатора у детей. Возрастные изменения порога слышимости. Возрастные особенности и сравнительная скорость созревания клеточных структур слухового центра в среднем мозге, промежуточном и в коре больших полушарий. Ориентировочные звуковые реакции новорожденного ребенка. Возрастные особенности дифференцирования звуков.

Вестибулярный аппарат как анализатор положения и перемещения тела в пространстве. Его периферический отдел, афферентный путь и корковый отдел. Формирование рецепторов вестибулярного аппарата. Возрастные особенности протекания вестибулярных реакций.

Гигиена слуха ребенка. Акустика школьных помещений. Борьба с шумом в школе.

Гигиенические требования к организации музыкальных занятий и уроков пения. Значение различных анализаторов для воспитания музыкально-вокального слуха.

Обонятельный анализатор. Значение обонятельного анализатора. Периферический отдел, проводящие пути и корковый отдел обонятельного анализатора. Теория восприятия обонятельных раздражений. Формирование структуры обонятельного анализатора в процессе индивидуального развития организма.

Реакции новорожденных детей на запаховые раздражители. Возрастные особенности образования условных рефлексов на обонятельные раздражения. Дифференцирование запаховых раздражителей детьми различного возраста.

Вкусовой анализатор. Значение вкусового анализатора. Периферический отдел, проводящие пути и корковый отдел вкусового анализатора. Чувствительность рецепторов к разным видам вкусовых раздражений. Механизм восприятия вкусовых раздражений.

Возрастные особенности безусловных и условных рефлекторных реакций на вкусовые раздражители.

Кожный анализатор. Периферический отдел кожного анализатора. Различные виды кожной чувствительности. Пороги раздражения и пространственного, различения. Проводящие пути и корковый конец кожного анализатора.

Развитие кожного анализатора. Последовательность формирования различных видов рецепторов. Время их созревания в различных областях кожи. Развитие коркового конца кожного анализатора. Изменения с возрастом характера рефлекторных реакций, возникающих при раздражении кожи.

Двигательный анализатор. Значение двигательного анализатора. Периферический отдел двигательного анализатора: мышечные веретена, тельца Гольджи, тельца Фатера-Паччини. Проводящие пути и корковый отдел двигательного анализатора.

Эфферентная регуляция сократительных элементов мышечных веретен.

Формирование структуры рецепторов мышц в онтогенезе. Миелинизация волокон проводящих путей двигательного анализатора. Созревание коркового конца двигательного анализатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Возрастная физиология и гигиена анализаторов