Возрастные особенности функционирования нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:46, доклад

Описание работы

Период новорожденности. Начинается этот период с первым криком ребенка и продолжается до 10 дней. Первый крик, знаменующий собой первый полноценный вдох новорожденного, по данным некоторых авторов, имеет и коммуникативное значение: он не только привлекает внимание матери, но и устанавливает с нею контакт (Тонкова-Ямпольская).

Файлы: 1 файл

Возрастные особенности.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

Возрастные особенности функционирования нервной системы

Чем меньше ребенок, тем

-         меньше число условных рефлексов, формирующихся на базе безусловных рефлексов.

-         на более низком уровне осуществляется их регуляция,

-         меньше количество и порядков образовавшихся условных рефлексов.

-         большая вероятность их исчезновения,

-         процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

-         тем менее выражены все виды торможения (дифференцированное, охранительное, запредельное)

-         недостаточно выражена способность и к длительному проявлению возбуждения или работы какого-то центра, что приводит к быстрому развитию утомления, а также переутомления как отдельных центров, так и нервной системы в целом;

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Период новорожденности. Начинается этот период с первым криком ребенка  и продолжается до 10 дней. Первый крик, знаменующий собой первый полноценный  вдох новорожденного, по данным некоторых  авторов, имеет и коммуникативное  значение: он не только привлекает внимание матери, но и устанавливает с нею  контакт (Тонкова-Ямпольская).

В этот период идет адаптация новорожденного к новым условиям среды. Это один из важнейших критических периодов развития. 
Из условий относительно постоянной температуры в организме матери (37°С) новорожденный оказывается в среде со сниженной температурой, в связи с чем у него отмечается высокий уровень теплопродукции: 176,4 Дж на 1 кг массы тела (у взрослого 100,8 Дж/кг). 
Кожа новорожденного покрыта слоем творожистой смазки — секретом сальных желез. После удаления смазки кожа краснеет, а затем шелушится. Часто в первые дни жизни ребенка наблюдается желтушное окрашивание кожи. Эти явления исчезают к 7—10-му дню. 
В течение первых дней большинство детей теряет до 5—8% своей первоначальной массы (до 150—300 г), затем масса тела начинает нарастать и к концу первой, чаще второй недели достигает первоначального уровня. 
В моче новорожденного обнаруживаются недоокисленные продукты обмена, образуются большие количества мочевой кислоты. Соли мочевой кислоты окрашивают мочу в интенсивно желтый цвет; при отстаивании такой мочи образуется красноватый осадок. 
Ребенок рождается со сравнительно небольшим количеством врожденных, безусловных рефлексов. В ответную реакцию на раздражители включается практически весь организм, что связано с широкой иррадиацией возбуждения в центральной нервной системе. На ранних стадиях развития ребенка, когда морфологическое развитие коры головного мозга еще не достигло достаточной зрелости, имеют место генерализованные реакции, регулируемые подкорковыми структурами мозга. 
У новорожденных детей выражен сосательный рефлекс в ответ на раздражения рецепторов губ, кожи, околоротовой области, щек, слизистой языка. Из защитных рефлексов хорошо развит мигательный рефлекс, рефлексогенная зона которого в первые дни жизни ребенка обширна и включает в себя рецепторные образования роговицы, век, ресниц, боковой поверхности носа. С возрастом рефлексогенные зоны этих рефлексов сужаются. 
У младенцев выражен хватательный рефлекс на прикосновение к ладони и ножной хватательный рефлекс на раздражение передней части подошвы, рефлекс Бабинского (сгибание пальцев стопы при раздражении подошвенной поверхности стопы или веерообразное расхождение всех пальцев стопы).

С кожи новорожденного можно вызвать  рефлексы на болевые и температурные  раздражения (двигательные реакции  общего и местного характера), на изменение  положения тела, установочный лабиринтный  рефлекс головы. Новорожденные дети различают сладкое, горькое, кислое и соленое, реагируя на один из них сосательными движениями, а на другое сморщиванием лица, искривлением рта, выпячиванием губ и языка. 
На звуковые раздражения новорожденные реагируют общими реакциями типа вздрагивания, общего двигательного беспокойства с изменением частоты дыхания и сердечных сокращений. Это примитивный ориентировочный рефлекс. Часто этот ориентировочный рефлекс у детей с первых часов жизни проявляется в виде остановки сосательных движений в ответ на звуковой раздражитель. 
На зрительное раздражение новорожденный ребенок отвечает также генерализованной реакцией, ступенеобразным слежением глазами за светящимся предметом. 
Особо следует остановиться на ориентировочных реакциях новорожденных. Ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов уже в первые дни жизни ребенка, в тот период жизни, когда еще отсутствуют приспособительные реакции типа условных* рефлексов, является биологически важной формой приспособительной деятельности организма, обеспечивающей элементарный анализ раздражений. 
Вначале ориентировочный рефлекс проявляется в общем вздрагиваний и временном подавлении существующей двигательной активности ребенка, диффузной двигательной реакции с задержкой дыхания. По данным ряда авторов, в конце 1-й — начале 2-й недели после рождения реакции на звук и свет носят отчетливо ориентировочно-исследовательский характер. 
В более поздние сроки ориентировочный рефлекс проявляется в различных формах исследовательской деятельности. 
Ориентировочный рефлекс, как и другие безусловные рефлексы, у детей раннего возраста стимулирует ответ организма на внешние раздражители и способствует образованию условно-рефлекторных связей.

К 10—12-му дню жизни под влиянием условий окружающей среды, развития организма изменяется характер безусловных  рефлексов новорожденного. Сужаются рефлексогенные зоны ряда безусловных  реакций, угнетаются или перестраиваются  многие из них. В этой перестройке  врожденных рефлекторных реакций основную роль играют формирующиеся условнорефлекторные связи. 
У детей первых дней жизни условнорефлекторное значение имеют только интероцептивные импульсы, которые связаны с процессами дыхания, пищеварения. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления ребенка, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. Понятно, что такой рефлекс проявляется только при строгом режиме кормления детей. При строгом режиме кормления на 6—7-й день у младенцев происходит условнорефлекторное повышение количества лейкоцитов уже за 30 мин до кормления, у них повышается газообмен перед приемом пищи. К концу второй недели появляется условный рефлекс на положение ребенка для кормления в виде сосательных движений. Здесь сигналом является комплекс раздражителей, действующих с рецепторов кожи, двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетавшихся с пищевым подкреплением. На этом этапе жизни ребенка в качестве условных раздражителей действуют лишь интероцептивныв и проприоцептивные раздражения. 
Для образования натуральных условных пищевых двигательных рефлексов имеет значение начало кормления новорожденного грудью матери. Если новорожденных начинали кормить грудью матери через 20—30 мин после рождения, то условные пищевые рефлексы на прикосновение к коже и на изменение положения головы, туловища, рук, ног при кормлении образовывались уже в первые сутки после 2—3 кормлений и были отчетливо выражены на 2-й день жизни. Если новорожденных прикладывали к материнской груди через 12 ч после рождения, то первые условные рефлексы на те же раздражения образовывались на 6—8-й день жизни. При кормлении грудью через 16— 20 ч после рождения такие условные рефлексы образовывались лишь на 10—12-й день (И. А. Аршавский). 
Грудной возраст (от 10 дней до 1 года). В этом возрасте интенсивно идут процессы обмена веществ, что приводит к увеличению роста и массы ребенка.

Идет активное становление функций  пищеварительного аппарата, но этот процесс  еще далек от завершения, что является одной из причин частых желудочно-кишечных расстройств у детей грудного возраста. 
В связи с иммунитетом, полученным от материнского организма, до 3-месячного возраста дети, как правило, инфекционными болезнями не болеют. 
В этом периоде (до 2,5—3 месяцев) ребенок приобретает способность удерживать головку в вертикальном положении. Регистрируются первые признаки урежения естественного ритма дыхания. 
В период от 2,5—3 до 5—6 месяцев ребенок начинает сидеть, питание материнским молоком начинает сочетаться с прикормом. В 6—7 месяцев начинается прорезывание первых молочных зубов. 
С 5—6 и до 11 —12 месяцев происходит реализация позы стояния и постепенный переход на питание смешанной пищей.  
В течение первых 3—4 недель жизни большую часть времени ребенок спит, образование условных рефлексов ограничено коротким временем бодрствования и требует большого количества сочетаний с безусловным рефлексом. Условные рефлексы, выработанные в течение 1-го месяца жизни, неустойчивы. Условные рефлексы на пищевые раздражители вырабатываются раньше и оказываются более прочными, чем на оборонительные и на раздражение экстерорецепторов. 
Ребенок реагирует «комплексом оживления» на вид матери, кричит и отворачивается, если видит ложку с лекарством. 
По мере морфологического созревания анализаторных систем образуются все новые условные рефлексы. В грудном возрасте все анализаторные системы ребенка достигают уже значительного совершенства и включаются в образование условно-рефлекторных связей. 
Отличительной особенностью высшей нервной деятельности детей первого полугодия жизни является их способность образовывать условные рефлексы на одновременные комплексы раздражений (примером того является рефлекс на положение тела при кормлении).

Ответные реакции в этот период являются одиночными рефлекторными  актами (например, мигание). Цепи из нескольких рефлекторных актов пока не формируются. 
В связи с низкими функциональными возможностями нервных клеток дети этого возраста легко впадают в запредельное торможение и сон. Безусловное торможение проявляется уже в первые дни жизни ребенка (ребенок не берет грудь, если у него есть болезненный очаг). Условное торможение у грудных детей уже начинает вырабатываться, но в силу слабости возбудительного процесса, выраженности ориентировочного рефлекса этот процесс идет трудно, с большими индивидуальными различиями. 
Четкое дифференцирование искусственных зрительных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3—4 месяца. Еще позднее (около 5 месяцев) вырабатывается запаздывающее торможение. 
Во второй половине первого года жизни время бодрствования ребенка возрастает до 10 ч в сутки. Это приводит к выработке значительного количества новых условных рефлексов, как положительных, так и отрицательных, развивается запаздывающее торможение. Важную роль в этом возрасте играет внешнее торможение, задерживающее, тормозящее нежелательные реакции у ребенка действием других раздражителей, вызывающих ориентировочную реакцию. 
На протяжении всего первого года жизни для правильного развития ребенка жизненно важную роль играет строгий режим сна, бодрствования, питания и прогулок, т.е. выработка стереотипов условных рефлексов, изменения которых, нарушения их, ведут к болезненным реакциям детей. 
Уже сравнительно рано (с 1,5 месяца) ребенок реагирует на слова, произнесенные окружающими. При этом реакция возникает на человека, его мимику, а не только на звуки слова. Если к ребенку этого возраста обращать слова так, чтобы он не видел артикуляционной мимики взрослого, то он не дает на них реакции. 
Понимание слов развивается в следующем порядке: сначала воспринимаются названия окружающих ребенка вещей, названия игрушек, имен взрослых, позже изображений предметов, затем — названий частей тела и лица.

Развитие моторной речи начинается с 1,5-месячного возраста. Дети постепенно издают все более сложные звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями. В них можно различить много звуков, которые позже станут элементами членораздельной речи. 
У нормально развивающихся детей определяется следующая последовательность в развитии предречевых реакций:

Возраст детей              Голосовые реакции

1,5 месяца                 Гуление: а-аа, г-уу, бу-у, эы и т. п. 
2—3 месяца                 Более разнообразное гуление 
4 месяца                   Свирель: аль-ле-е, агы-пы и т. п. 
7—8,5 месяца               Лепет: произносит слоги (ба-ба, да-да) 
8,5—9 месяцев              Модулированный лепет — повторение слов с  
                           разнообразными интонациями

Гуление — постепенное упражнение голосового и дыхательного аппаратов, подготавливающее к произнесению звуков речи. 
Раздражение рецепторов голосового аппарата во время гуления, лепета многократно сочетается с возбуждением слуховой зоны. 
Ранние речевые реакции ребенка способствуют установлению связи со взрослыми, поддержанию эмоционального контакта. 
Для своевременного и активного развития предречевых реакций важно достаточное общение с окружающими людьми; в условиях, где ребенок лишен такого общения, его голосовые реакции угасают и развитие речевой   функции  задерживается. 
При благоприятных условиях к годовалому возрасту ребенок произносит 6—10 простых слов (ма-ма, ба-ба, ам-ам, тик-так и т. д.). 
Для правильного развития речи чрезвычайно важно участие двигательного анализатора. Ограничение общей подвижности ребенка отрицательно сказывается на развитии речевой функции и всего психического развития ребенка.

В формировании речи необходимо участие  слуха. Нарушение слуха до того момента, как ребенок научился говорить, ведет  к глухонемоте. 
К концу 1-го года жизни для ребенка значимыми становятся комплексы экстероцептивных раздражений, и в их числе слово. Следует заметить, что для детей 1-го года жизни характерно вообще реагирование не на отдельные предметы, а на комплексы раздражителей, т. е. на ситуацию в целом. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала (Кольцова). На протяжении всего 1-го года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов. 
Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. Это происходит к концу первого — началу второго года жизни ребенка. С этого времени слово становится сигналом сигналов. 
Раннее детство (преддошкольный возраст)   (от 1 года до 0 лет).  
Для этого периода характерно морфологическое и функциональное совершенствование нервной системы. Развитие мышечной системы и координационная функция нервной системы обусловливают упрочение таких навыков, как сидение, стояние, 
одьба. 
К трем годам частота дыхания в состоянии покоя снижается до 26—24 в 1 мин (по сравнению с 50—45 в период новорожденности), частота сердечных сокращений снижается до 100—90 в 
1 мин (у новорожденного она достигает 150—140 в 1 мин). 
К 2—2,5 годам прорезываются все 20 молочных зубов. Нарастает кислотность и ферментативная активность желудочного ока. Переход от преимущественно молочной пищи к смешанной способствует интенсивному росту кишечника. 
Продолжаются процессы роста. Ежегодная прибавка роста на 2—3-м году составляет 8—10 см, масса на 2—3-м году возрастает на 4—6 кг.

Изменяются пропорции тела. Относительно уменьшаются размеры головы с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 2—3 лет. 
Ходьба дает ребенку возможность более активно знакомиться с окружающими его предметами, а развитие речи ведет к более сложным контактам с людьми, «ребенок перестает быть, так казать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободой) и самостоятельного общения с внешним миром» 
Поведение ребенка 2—3-го года жизни характеризуется ярко выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется с каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует отнять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой. 
Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами (Леонтьев, Запорожец, Гальперин). Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят. 
Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор. 
На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими). 
Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде. 
Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте.

Для детей в возрасте до 3 лет  выработка большого числа различных  стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий  стереотип вырабатывается все легче. Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы  условных связей, выработанные в это  время, сохраняют свое значение в  течение всей последующей жизни  человека. 
На 2-м году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка. Овладение действиями с, предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т.е. формирование второй сигнальной системы. 
К двум годам словарь ребенка составляет около 300 слов, причем имена существительные составляют до 63%, глаголы — 23%, другие части речи — 14%, союзов нет. 
Речь используется ребенком главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности (Эльконин). 
Дошкольный возраст (первое детство). Это возраст от 3 до 7 лет. Годичные прибавки роста в этот период составляют в среднем 5—8 см, массы — около 2 кг, окружности грудной клетки — 1—2 см. Заметно меняются пропорции тела. К 6—7 годам высота головы составляет 7е длины тела. В возрасте семи лет позвоночник еще гибок, процессы окостенения в нем не завершены. 
С 6—7 лет начинается быстрое развитие мышц кистей рук. Особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу. К семи годам поперечный размер волокон в этих мышцах становится больше, чем во всех других. Средняя сила мышц обеих рук к шести годам у мальчиков 10,3 кг, правой руки — 4 кг, а левой — 2 кг. Отмечается большая двигательная активность. Движения носят обобщенный характер. Начинают вырабатываться простейшие бытовые двигательные навыки и трудовые движения. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Это приводит к тому, что при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной.

Информация о работе Возрастные особенности функционирования нервной системы