Возрастные особенности функционирования нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:46, доклад

Описание работы

Период новорожденности. Начинается этот период с первым криком ребенка и продолжается до 10 дней. Первый крик, знаменующий собой первый полноценный вдох новорожденного, по данным некоторых авторов, имеет и коммуникативное значение: он не только привлекает внимание матери, но и устанавливает с нею контакт (Тонкова-Ямпольская).

Файлы: 1 файл

Возрастные особенности.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

К 3—5 годам масса головного мозга  по сравнению с массой мозга новорожденного (380—400 г) увеличивается в 3 раза и  к семи годам достигает 1250—1300 г. К 2,5 годам пирамидные клетки приобретают  характерную для взрослого форму. Продолжительность активного внимания и умственной работоспособности  невелика, у детей 5—7 лет она в  среднем не превышает 15 мин. 
К концу дошкольного периода абсолютные размеры сердца и его масса увеличиваются, а относительно массы тела уменьшаются. Продолжается рост кровеносных сосудов. Относительное сужение просвета кровеносных сосудов вызывает некоторое повышение кровяного давления с возрастом. Развитие симпатической иннервации сердца опережает развитие парасимпатической иннервации. Поэтому у дошкольников частота пульса больше, чем у взрослых, и особенно увеличивается при мышечной деятельности и эмоциях. 
К семи годам в основном заканчивается формирование легочной ткани, возрастает глубина дыхания и снижается его частота. К 6—7 годам частота дыхательных движений составляет 20—22 в минуту. Жизненная емкость легких с возрастом увеличивается, в 4 года она составляет около 1100 см 3, а к семи годам достигает 1300—1400 см 3. 
С 6—7 лет начинается смена молочных зубов постоянными. Желудочно-кишечный тракт к этому периоду достигает значительного развития. 
В дошкольном возрасте еще у многих детей сохраняется дальнозоркая рефракция. Нарастает острота слуха. 
В развитии детей дошкольного возраста важнейшая роль принадлежит игровой деятельности и речи. Речь ребенка-дошкольника становится более сложной, с богатым запасом слов. 
Дети начинают правильно употреблять падежи, глагольные формы, усваивая их в речевых стереотипах, которые они воспринимают от окружающих лиц. 
Возраст от 3 до 5 лет представляет в развитии высшей нервной деятельности ребенка существенные отличия от предыдущего периода. Прежде всего изменяется характер ориентировочных реакций — теперь они определяются вопросом: что это такое? 
В выработке новых реакций ребенка теперь все большее значение приобретает использование ранее образованных связей.

 
Возрастает сила нервных процессов  — это видно по снижению тенденции  к генерализации возбуждения  и по развитию четких индукционных отношений между процессами возбуждения  и торможения. 
Внешнее торможение перестает играть такую большую роль, как это было ранее. Все большее значение приобретает внутреннее торможение, хотя прочность получаемого тормозного эффекта все еще невелика. Особенно трудной оказывается выработка запаздывательного торможения и следовых рефлексов. 
Дети этого возраста вырабатывают большое количество динамических стереотипов. Возможности переделки выработанных стереотипов к пяти годам возрастают. Возросшие сила и подвижность нервных процессов допускают уже переделку стереотипов без особенно больших трудностей. Прочность системы условных связей в стереотипах в возрасте пяти лет оказывается в 2 раза меньшей, чем в 3 года. 
На 5-м году жизни появляются первые попытки осмыслить слова, довольно высокого уровня развития достигает способность ребенка обобщать словом многие явления внешнего мира. 
С 5 до 7 лет в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры больших полушарий существенно возрастают сила и подвижность нервных процессов. Дети теперь способны сосредоточивать внимание в течение 15—20 мин и более. Выработанные условные реакции менее поддаются внешнему торможению. Угашение и дифференцирование вырабатываются почти вдвое быстрее, длительнее становятся периоды удержания тормозного состояния. Однако выработка всех видов условного торможения представляет еще большую трудность для нервной системы. 
К семи годам ребенок в состоянии удерживать программы действий из ряда движений. 
У детей описываемого возраста значительно возрастает роль подражательного и игрового рефлекса. Играя в куклы, дети точно копируют жесты, слова, манеры воспитателей, родителей, старших ребят. 
Младший школьный возраст (второе детство). Это возраст от 7 до 11 лет. Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно.

Длина тела увеличивается в среднем  на 4—5 см в год, масса — на 2—3 кг, окружность грудной клетки—на 1,5—2 см. Увеличивается мышечная сила рук, возрастает сила мышц нижних конечностей. 
Характерным для этого возраста является развитие крупных мышц туловища, дети способны к движениям с большим размахом и затрудняются в выполнении мелких и точных движений (акт письма). В 9—10 лет происходит окостенение костей запястья, развиваются мышцы кистей рук, начинают усиленно формироваться мелкие, точные движения рук. 
Продолжается окостенение и рост скелета. Однако слабость глубоких мышц спины и большая гибкость позвоночного столба являются одной из причин нарушений осанки у детей при неправильной позе при письме, из-за несоответствия размеров школьной мебели пропорциям тела. 
Семилетний возраст известен как период смены молочных зубов на постоянные, происходит дальнейшее развитие пищеварительной системы. Снижаются энергетические траты организма, урежается деятельность сердца и дыхательной системы. 
К семилетнему возрасту завершается в основном дифференцирование нервной ткани в коре больших полушарий головного мозга. Нервные клетки приобретают характерную форму и становятся похожими на клетки взрослого человека. Усиленно развиваются ассоциативные волокна, связывающие разные отделы коры головного мозга. 
Нервные процессы обладают уже значительной силой и уравновешенностью. Достаточно хорошо выражены все виды внутреннего торможения. Дифференцирование раздражителей происходит легко, быстро упрочаются условнорефлекторные связи. Однако внутреннее торможение по-прежнему требует упражнения, тренировки в целях усиления. 
В связи с отмеченной ранее некоторой незрелостью регулирующих влияний коры на подкорковые структуры мозга в этом возрасте отмечается несовершенство механизмов, определяющих активное внимание и сосредоточенность. Обучение чтению и письму способствует усилению пользования словом как интегрирующим раздражителем. 
К семи годам устанавливаются у детей настоящая ходьба и бег с хорошо выраженным симптомом «полетности», Двигательные условные реакции часто сопровождаются сопутствующими движениями рук, ног и туловища, но их значительно меньше, чем в 4—6 лет.

Как и в дошкольном периоде, в  младшем школьном возрасте процессы возбуждения преобладают над  процессами торможения, что приводит к сравнительно быстрой истощаемости нервных клеток, быстрому развитию утомления. 
К Ю—11 годам развитие коры головного мозга достигает, по существу, уровня взрослого человека. Она приобретает главенствующую роль в корково-подкорковом взаимодействии, что можно рассматривать как важнейший фактор формирования высших нервных и психических функций у ребенка. 
Подростковый возраст (12—15 лет девочки, 13—16 лет мальчики). Границы подросткового возраста достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей этого периода. Фактически это может быть на 1—2 года раньше. Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. С физиологической точки зрения подростковый период характеризуется интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции. 
Подростковый период — период полового созревания. Активизируется деятельность гипофиза, особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (половых, щитовидной, надпочечников). Их деятельность обусловливает «скачок в росте», развитие половых органов и появление вторичных половых признаков. У мальчиков «ломается» голос, пробиваются усы и борода, появляются волосы на лобке и в подмышечной впадине, начинаются поллюции. У девочек развиваются грудные железы, начинает осуществляться менструальная функция. 
В связи с усилением функции гипофиза и надпочечников улучшаются адаптационные возможности организма к условиям среды, повышается сопротивляемость по отношению к инфекциям, охлаждению и т. д. 
В подростковый период дети увеличиваются в длину на 5—8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11—12 лет (их рост в это время увеличивается до 10 см в год), рост мальчиков наиболее интенсивно идет в 13—14 лет, и после 15 лет в росте они обгоняют девочек.

 
Увеличение роста идет в основном за счет роста трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, отчего у подростков часто можно  видеть плоскую, а иногда и впалую грудь, что затрудняет дыхание. 
Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4—8 кг, особенно заметна прибавка в 14—15 лет; у мальчиков прибавка в массе составляет 7—8 кг в год. Однако темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета, что сказывается на внешнем виде подростка (фигура вытянута, нескладна, костлява). 
Перестройка опорно-двигательного аппарата сопровождается обилием лишних движений, недостаточной их координированностью, общей неловкостью, угловатостью, вместе с тем подростковый возраст — это оптимальный возраст для овладения техникой сложных двигательных актов. 
В подростковом периоде растут легкие, совершенствуется дыхание (хотя ритм его остается учащенным), значительно увеличивается жизненная емкость легких. В подростковом возрасте окончательно формируется тип дыхания. У мальчиков — брюшной, а у девочек — грудной. Важно научить подростков правильно дышать, управлять своим дыханием во время работы, физических упражнений. 
Усиленный рост органов и тканей предъявляет усиленные требования к деятельности сердца. Оно тоже в этот период интенсивно растет, но рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Это усугубляется при пребывании подростков в душных помещениях, большой физической нагрузке. Недостаточное кровоснабжение мозга, наблюдаемое иногда у подростков, может привести к кислородному голоданию и, как следствие, ухудшению внимания, восприятия, памяти. Неблагоприятно сказываются на функционировании сердечно-сосудистой системы подростков отрицательные эмоции — горе, страх и др. 
Подростковый возраст требует внимательного и дифференцированного подхода при дозировании физической нагрузки. 
Изменения во внутренней среде организма, усиленное функционирование желез внутренней секреции меняют и функциональное состояние нервной системы подростка.

Усилившаяся функция щитовидной железы повышает уровень обмена веществ  и расход энергии в организме, меняет возбудимость центральной нервной  системы, что выражается в повышенной раздражительности, легкой утомляемости, расстройствах сна. Сложные взаимоотношения  желез внутренней секреции и гипоталамуса в подростковом возрасте создают  условия для повышенной активности подкорковых структур и некоторого нарушения корково-подкоркового взаимодействия. 
В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения: все реакции теперь сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища (особенно у мальчиков). 
Речь подростков замедляется, процесс образования условных связей на словесные сигналы затрудняется, что заставляет предполагать ослабление высшего функционального уровня корковой деятельности — второй сигнальной системы. У девочек в 11—13 лет отчетливо снижается тонус коры головного мозга, и выражено это снижение сильнее, нежели у мальчиков. Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства, одышки являются показателем усиления подкорковых влияний и ослабления тонуса коры головного мозга. 
В периоде полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения. Вот почему одной из важных задач воспитателя подростков является развитие коркового торможения, «воспитание тормозов».

 
Правильный, здоровый режим, спокойная  обстановка, доброжелательность и понимание  со стороны окружающих людей, занятия, интересные для подростка, занятия  физической культурой, как одно из наиболее мощных средств нормализации функций  организма, являются основными условиями, для того чтобы переходный период прошел без серьезных функциональных расстройств и связанных с  ними осложнений. 
Ранний юношеский возраст (15—17 лет). В юношеском возрасте идет усиленный рост мышц, резко возрастает их сила. Масса головного и спинного мозга достигает уровня, отмечаемого у взрослого человека. Сердечно-сосудистая система вынослива к значительным нагрузкам. Увеличивается жизненная емкость легких. В связи с тренировкой повышение легочной вентиляции при физической нагрузке происходит за счет учащения дыхания и его углубления. 
Для этого возраста характерна высокая степень функционального совершенства нервной системы, большая подвижность нервных процессов.


Информация о работе Возрастные особенности функционирования нервной системы