Возрастные особенности ,гигиены зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

Любая деятельность ребенка сопровождается активным участием органа зрения, функции которого очень чувствительны к воздействию разных факторов внешней среды. Это определяется существенными возрастными анатомно - физиологическими особенностями органа зрения, наблюдаемыми в раннем дошкольном возрасте. Наиболее значительное развитие зрения происходит в первые годы жизни ребенка, когда параллельно с ростом и развитием организма наблюдается большая изменчивость всех элементов глаза.

Файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 39.32 Кб (Скачать файл)

1.7 Анатомо-физиологические особенности бинокулярного зрения.

Зрение двумя глазами (бинокулярное зрение) дает возможность воспринимать объёмное изображение предметов, глубину их расположение, оценивать расстояние, на котором они находятся. При рассматривании какого либо предмета  правый глаз видит его больше с правой стороны, левой -  с левой стороны. В то же время человек это два изображения воспринимает как одно, только рельефное. Бинокулярное зрение возможно благодаря тому, что изображение возникает на одинаковых ,соответствующих друг другу участках сетчатки правого и левого глаз.  Работая сообща, объединяя зрительную информацию, оба глаза обеспечивают стереоскопическое  зрение, которое позволяет получить более точные представления о форме, объёме и глубине расположения предметов

 

 

 

 

2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К БЛИЗОРУКОСТИ.

Наиболее частой причиной понижения чистоты зрения  в дошкольном возрасте является близорукость (миопическая) рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сетчаткой. При этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане.  Близорукость чаще всего возникает у детей  в школьные годы, к 4 – 5 классу. Однако в последнее время  нередки случаи развития близорукости у дошкольников в 20 – 25% случая является наследственная предрасположенность, особенно когда близорукость носит прогрессирующий (злокачественный) характер. Чаще всего близорукость развивается в результате усиленного напряжения органа зрения при рассматривании картинок, вышивании и других занятиях. Напряжение зрения особенно возрастает в тех случаях, когда на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие), с которыми дети имеют дело. Способствуют развитию близорукости и некоторые заболевания: хронический тонзиллит, ревматизм, частые респираторные заболевания, а также общее ослабление организма ребенка в результате перенесенной болезни. Режим дня, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе). Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опущенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться жалобы на боль в глазах, головные боли, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся.

Детей с плохим зрением  во время занятий обычно сажают ближе  к источнику света и к столу  воспитателя. Воспитатель следит за тем чтобы дети,  которым выписаны очки, обязательно пользовались ими.

 

 

    1. НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Нарушения  зрения: Врожденные - вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности; наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

      Приобретенные:  внутричерепные и внутриглазные  кровоизлияния, травмы головы  во время родов и в раннем  возрасте ребенка; в связи с  повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического  ослабления здоровья ребенка;  недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Причиной атрофии зрительного  нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько:

- Осанка ребенка.

Неправильное положение  головы, снижение кровоснабжения головного  мозга – все это является «хорошей»  основой для развития близорукости.

- Перенапряжение зрительного органа-глаз

Дома они любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте — читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и одного часа в 6—7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

- Телевизор и компьютер

Очень важно обучить ребёнка  правильно смотреть телевизор и  играть на компьютере. Помните, что  длительный просмотр телепередач или  занятий на компьютере оказывают  вредное воздействие на зрение. Длительность непрерывного просмотра телепередач  или занятий на компьютере для  дошкольников и младших школьников не должна превышать получаса. Оптимальное  расстояние до экрана телевизора —  от 2-х до 5-ти метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой  руки ребёнка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед  экраном. В комнате должно быть обычное  естественное или искусственное  освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в  глаза.

- Чтение

Во время чтения свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее  освещение. В поле зрения ребёнка  во время работы не должно быть отражающих поверхностей. Нужно избегать наклона  головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30—35 см. Неправильная посадка (близкое  расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости. Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперёд, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3—5 см задвинут под стол. Важно  научить ребёнка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула. Воспитать у детей эту привычку помогает соответствующая мебель для занятий. Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом. Ни в коем случае нельзя разрешать им читать лёжа, т.к. эта привычка может явиться одним из факторов, провоцирующих близорукость.

 

4. ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ И СЕМЬЕ.

Важнейшим условием нормального  развития зрительной системы и формирования полноценного зрительного восприятия ребенка является соблюдение гигиенических в раннем и дошкольном возрасте. Они хорошо известны практикам дошкольного образования и внимательным родителям.

       - Не допускать инфекционных заболеваний глаз в раннем возрасте – коньюнктивитов. Если глаза у ребенка начинают постоянно слезиться и появляется гной на ресницах, безусловно, обратиться к окулисту либо показать врачу общей практики  или педиатру. Запущенные гнойные воспаления могут нарушить нормальное функционирование рецепторного отделения зрительной системы.

       - Создавать ребенку условия необходимой и достаточной освещенности в помещении. Свет должен быть естественного спектра, днем лучше не включать лампы любого происхождения без особой необходимости. Слишком яркий свет так же не полезен, он вызывает нарушение процессов темновой адаптации и перевозбуждение нервной системы. Вредно постоянное пребывания ребенка в полумраке при сниженной освещенности. В этих условиях дошкольник не получает  необходимых зрительных впечатлений, что затормаживает не только формирование зрительного восприятия, но и общее психическое развитие.

          - Контролировать время, которое ребенок тратит на просмотр телепередач. Просмотр телевизионных программ для дошкольного возраста должно быть строго ограниченно 30 мин (максимум – 1 час) в сутки. Вредность более длительного просмотра телепрограмм обьясняется технологическими особенностями телевизионных приемников, которые имеют такую частоту развертки луча по экрану, которая тормозит глазодвигательные реакции дошкольника. Недостаточная стимуляция глазодвигательных реакций приводит к задержке зрительного развития,  а в дальнейшем  в случае продолжения этого типа досуга – к задержке психического развития.


Информация о работе Возрастные особенности ,гигиены зрения