Возрастные особенности нервной системы от 0 до 18 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..с. 3
Возрастные особенности нервной системы………………………….с. 4
Возрастные особенности высшей нервной деятельности……….......с. 8
Период новорожденности и младенческий возраст (от 0 до 1года)……...с. 9 Ранний возраст (с 1 года до 3 лет)…………………………………………. с. 9
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)………………………………………....с. 11
Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)……………………………с. 12
Подростковый и юношеский возраст………………………………………..с. 14
Список литературы……………………………………………………………с. 16

Файлы: 1 файл

1.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

      Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов - последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время - прием пищи, время сна и др.).     Показ предмета с его одновременным называнием приводит к развитию номинативной функции слова. Ребенок учится опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению. Совершенствуется как понимание речи, так и активная речь ребенка. Эти процессы стимулируются общением с ним взрослого (особенно матери).  Понимание речи опережает развитие активной речевой функции. В 1,5 года ребенок усваивает около 100 слов; с этого времени инициатива речевого общения резко возрастает. Ребенок постоянно требует названий предметов и старается их активно использовать, его словарный запас к 2 годам возрастает до 200 – 400 слов, а в 3 – до 1200 - 1500 слов, которые уже приобретают сигнальное значение. К 3-летнему возрасту у ребенка усиливается стремление к самостоятельной деятельности без помощи взрослых, формируется самопознание («Я сам»). Самостоятельность намерений и замыслов внешне проявляется в негативизме, упрямстве, неуправляемости. В психологии этот период обозначается как кризис 3-летнего возраста.

                                  Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

    В период от 3 до 5-6 лет наблюдается специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры. Самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушарий к 5-6 годам является усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между разными областями коры.  Одновременно значительные изменения претерпевают и межполушарные связи: к 6-7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Таким образом, морфологические преобразования создают реальные предпосылки для формирования интегративных процессов в деятельности ЦНС.    На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира. В 3-4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Создается возможность восприятия новых сложных объектов и выработки соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта.

    С формированием  сенсорной функции тесно связано  развитие внимания. Созревание сенсорных  систем и совершенствование воспринимающей  функции мозга определяют возможность привлечения внимания к более сложным признакам объекта, а это в свою очередь способствует более глубокому и полному описанию и опознанию.    Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом. К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к 7 годам развития, функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы - кора больших полушарий.

    На протяжении дошкольного периода происходят значительные преобразования мозговых механизмов организации познавательной деятельности и целенаправленного поведения ребенка, которые во многом определяют его готовность к систематическому обучению в школе.

                        

               Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)

       К концу дошкольного возраста нейронный аппарат коры больших полушарий достигает значительной степени зрелости. Созревание коры больших полушарий и совершенствование внутрикоркового взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия – мозговая система, ответственная за прием и обработку внешних стимулов, переходит на другой уровень функционирования.

     Специализация прекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в сенсорном анализе, запечатлении, опознании, классификации обеспечивает высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия новых сложных объектов и выработки соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта. Этап перехода системы восприятия на качественно иной уровень организации рассматривается как сенситивный период развития информационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности.

     Несмотря на прогрессивное развитие, система переработки информации у 7- 8 –летних детей еще не зрелая, и к началу обучения в школе ее возможности ограничены. Запоминание и опознание геометрических фигур в этом возрасте осуществляется по типу взрослого, а идентификация и различение букв еще затруднены и требуют вовлечения более сложных механизмов.

       В  7-8 лет механизмы внимания,  как   непроизвольного, еще преобладающего  в этом возрасте, так и произвольного,  имеют черты незрелости.   На  протяжении младшего дошкольного возраста интенсивно формируются механизмы произвольного внимания. К концу дошкольного периода по мере прогрессивного созревания лобных областей ребенок обретает способность осуществлять простейшее планирование своих ближайших действий и управлять активационными влияниями в соответствии с задачами, сформулированными в инструкции взрослого и не всегда совпадающими с желаниями ребенка.

     К 9-10 годам по мере дальнейших прогрессивных структурных преобразований в различных областях коры и их возрастающей специализации совершенствуются механизмы произвольного внимания.

     С началом обучения в школе возникает необходимость произвольного запоминания учебного материала. Возможность обработки и запоминания возрастающего объема информации, его структурирования в соответствии со значимостью и смыслом обеспечиваются включением в процесс запоминания новых механизмов структурно-функциональной организации мозга.

    Особая роль принадлежит развитию мозговых механизмов, обеспечивающих специфическую речевую деятельность. К этому возрасту происходят прогрессивные преобразования клеточных и волокнистых структур речевых зон (области Брока и Вернике) и отделов лобной коры, осуществляющих программирование речевой деятельности. В формировании графических форм речи (чтение, письмо) существенное значение имеет организация зрительно-пространственной деятельности, тонкая моторика и зрительно-моторная интеграция. В организации зрительно-пространственной деятельности в 7-8 лет участвуют и левое и правое полушарие, в то время как с 9-10 летнего возраста преимущественно правое. С развитием механизмов речевой деятельности, ребенок приобретает  способность выделять с помощью вербально-логического мышления сущностные характеристики предметов и явлений, скрытые от непосредственного восприятия.  В младшем школьном возрасте по мере структурно-функционального созревания мозга существенно возрастают функциональные возможности ребенка.     

                                 Подростковый и юношеский возраст.

    Специфика этого этапа развития, в частности подросткового возраста, в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором – половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем. Начало полового созревания приходится у девочек и у мальчиков на разный календарный возраст: у девочек это 11-12 лет, у большинства мальчиков 12-13 лет. 

    В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

   Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В.     Анатомия и физиология детского организма: учебник  для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.).-2-е изд., перераб.- М:Просвещение, 1986.-287с.

 

  1. Хрипкова А.Г.  Анатомия, физиология и гигиена человека. Пособие для учителя. М: «Просвещение», 1975, 400с.

 

  1. В.П. Бисярина Анатомо-физиологические особенности детского возраста изд.2-доп., М: «Медицина», 1973 ,220с.

 

  1. Кабанов А.Н и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошк. пед. училищ. Изд. 2-е, перераб. М:«Просвещение», 1975, 270 с. с ил.

 

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. учебное пособие для студентов пед вузов. 3-е издание – М: изд. Центр «Академия», 2004.-456с.

 

  1. М.М.Безруких., В.Д. Сонькин., Д.А. Фарбер Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М:Издательский центр «Академия», 2003.-416с.

 

  1. Ляпидевский С.С. Невропаталогия. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. М:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384с.



Информация о работе Возрастные особенности нервной системы от 0 до 18 лет