Профилактика близорукости у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы.
Близорукость является самой распространенной глазной патологией у детей и подростков.
По данным ряда авторов высокая осложненная близорукость занимает 1 - 2 ранговое место в структуре инвалидности по зрению в разных регионах страны.
Прогрессирующая близорукость снижает профессиональную адаптацию подростков и лиц молодого возраста, требует постоянной очковой или контактной коррекции, снижает качество жизни молодых людей.

Содержание работы

Введение ..…………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Физиологические особенности органов зрения у детей и подростков……….5
1.1. Строение глаза…………………………………………………………………………5
1.2. Миопия (Этиология и патогенез, клиника)…………………………………………11
Глава II. Профилактика близорукости…………………………………………………...16
2.1. Условия учебной работы…………………………………….......................................16
2.2 Организация рабочего места (Освещение, рабочая поза, роль физических упражнений)……………………………………………………………………………….17
2.3. Профилактический режим (Чтение и зрение, телевизор дома)…………………...23
Глава III. Влияние телевизора на развитие заболевания………………………………26
Заключение ………………………………………………………………………………..30
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Департамент здравоохранения Тюменской области

Государственное автономное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования тюменской области

«Тюменский медицинский колледж»

 

 

Допущена к защите

Зам. директора по УР

________________/О.А. Кайгородова/

«___»__________20__г.

 

 

Курсовая работа

Профилактика близорукости у детей и подростков

Специальность – 060501 Сестринское дело

ПМ 02. Участие в диагностических и реабилитационных процессах.

 

 

 

 

Выполнил студент отделения

«Сестринское дело» курс 2, 212 группа                                      Байгазина. М. С

Очная форма обучения                 (личная подпись)

«___»__________20__г.

 

Научный руководитель:

преподаватель терапии

                                                                                                  Чернышова. О. А

 

(личная подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень

2015

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………………………. 3

Глава I.   Физиологические особенности органов зрения у детей и подростков……….5

1.1.  Строение глаза…………………………………………………………………………5

1.2. Миопия (Этиология и патогенез, клиника)…………………………………………11

Глава II. Профилактика близорукости…………………………………………………...16

2.1. Условия учебной работы…………………………………….......................................16

2.2 Организация рабочего места (Освещение, рабочая поза, роль физических упражнений)……………………………………………………………………………….17

2.3. Профилактический режим (Чтение и зрение, телевизор дома)…………………...23  

Глава III. Влияние телевизора на развитие заболевания………………………………26

Заключение ………………………………………………………………………………..30

Список литературы ……………………………………………………………………….31

Приложения ………………………………………………………………………….........32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Из всех пяти чувств, данных человеку природой, пожалуй, невозможно выделить наиглавнейшее. Окружающий мир предстает перед нами во всем своем многообразии, и для его восприятия нам нужны все пять имеющихся у нас чувств, без которых нам было бы не по себе... Тем не менее, именно зрение позволяет нам наслаждаться бесценными произведениями искусства, любоваться непревзойденными красотами природы Горного Алтая и Байкала и, конечно же, просто ориентироваться в пространстве, работать, воспитывать детей и быть полноценным членом общества.

Не менее 80% информации мы получаем только благодаря способности видеть. К сожалению, не менее трети населения планеты уже имеют нарушения зрения.

Яркий пример этого - близорукость (миопия), которая формируется, как оказалось, в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Мы относимся к нашим глазам весьма небрежно, даже зная, чем это может грозить.

Актуальность темы.

Близорукость является самой распространенной глазной патологией  у детей и подростков.

По данным ряда авторов высокая осложненная близорукость занимает 1 - 2 ранговое место в структуре инвалидности по зрению в разных регионах страны.

Прогрессирующая близорукость снижает профессиональную адаптацию подростков и лиц молодого возраста, требует постоянной очковой или контактной коррекции, снижает качество жизни молодых людей.

 Близорукий человек очень уязвим: он плохо видит дорожные знаки, не различает лица людей, предметы, находящиеся далеко, не может адекватно оценить расстояние до предмета вдалеке. Поэтому он не может точно определить, как ему правильно действовать в некоторых случаях.

В связи с вышеизложенным, изучение вопросов патогенеза, разработка способов прогнозирования клинического течения близорукости на ранних этапах ее развития, является актуальной задачей офтальмологии.

Но что мешает нам выполнять некоторые простые правила, позволяющие нам сохранить все богатство и остроту зрения на долгие годы? Ведь еще со школьной скамьи нам внушали, что нельзя держать книгу слишком близко во время чтения, не стоит часами смотреть телевизор, а при работе на компьютере следует делать перерывы, во время которых выполнять несложные упражнения. Но нам все некогда, и заботиться о себе мы не желаем...

В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение.

Целью является помощь людям, желающим сохранить или возвратить хорошее зрение и укрепить своё здоровье. Найти ответы на вопросы о том, как устроен глаз человека, что такое миопия и какими методиками владеет современная медицина для восстановления  здоровья, как сохранить хорошее зрение у ребенка, и как влияют современные технологии на развитие близорукости.

Задачи:

- Изучить заболевание, его особенности.

- Исследовать и проанализировать различия качества зрения между подростками, проводящими и непроводящими много времени перед экраном телевизора.

- На основе анализа выявить  степень влияния телевизора на  возникновение заболевания.

Помните - то,  каким мы будем видеть этот мир, зависит от нас самих.

 

 

 

 

I.Физиологические особенности органов зрения у детей и подростков

 

1.1 Строение глаза

 

Рисунок 1

 

1 — Склера. 2 — Сосудистая оболочка. 3 — Канал Шлемма. 4 — Корень радужки. 5 — Роговица. 6 — Радужка. 7 — Зрачок. 8 — Передняя камера глаза. 9 — Задняя камера глаза. 10 — Цилиарное тело. 11 — Хрусталик. 12 — Стекловидное тело. 13 — Сетчатка. 14 — Зрительный нерв. 15 — Зонулярные волокна.

 

Глазное яблоко помещается в глазнице и имеет не совсем правильную шаровидную форму. Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками. Снаружи оно покрыто белочной оболочкой, или склерой. Она самая толстая, прочная и обеспечивает глазному яблоку определенную форму. Эта оболочка непрозрачна и лишь в переднем отделе в склеру как бы врезано крошечное окошечко диаметром около 12мм - роговица. Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза - сосудистая. Она обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащим красящее вещество. Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей, образует радужную оболочку, или радужку. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу.        Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые.

У некоторых людей (альбиносы) в радужной оболочке пигмент не содержится. Глаза таких людей имеют красный цвет (просвечивают только кровеносные сосуды). В центре радужки есть небольшое отверстие - зрачок, который, суживаясь или расширяясь, пропускает то больше, то меньше света. Многие, наверное, не раз замечали, как при слабом освещении зрачки становятся широкими, а при ярком узкими. Посмотрите друг на друга при разном освещении, и вы убедитесь, что величина зрачка меняется в зависимости от освещения. Радужка отделяется от собственно сосудистой оболочки ресничным телом. В толще его находится ресничная мышца, на тонких упругих нитях которой подвешен хрусталик - крошечная двояковыпуклая линза диаметром 10мм. При сокращении или расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму - кривизну поверхностей. Это свойство хрусталика позволяет четко видеть предметы, как на близком, так и на далеком расстоянии. При чтении или любой другой работе на близком расстоянии хрусталик становится более выпуклым, а при взгляде вдаль уплощается. Свойство глаз приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся на разном расстоянии от него, называется аккомодацией. Она осуществляется за счет цилиарной (ресничной) мышцы.

Хрусталик не имеет ни сосудов, ни нервов, его питание обеспечивается специальной жидкостью, которую продуцирует ресничное тело.

У детей и молодых людей до 25—35 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. С возрастом хрусталик плотнеет.

Вся внутренняя полость глаза заполнена прозрачной желеобразной массой - стекловидным телом. При помутнении стекловидного тела зрение резко ухудшается.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело — оптическая, или преломляющая, система глаза. Луч света проходит через прозрачные среды, которые изменяют (преломляют) его направление. Преломляющая сила глаза зависит от состояния оптической системы у данного человека. Но для получения четкого изображения важна не только преломляющая сила оптической системы глаза сама по себе, но и ее способность фокусировать лучи на третьей, самой внутренней оболочке глаза - сетчатке.

Сетчатка имеет очень сложное строение. В ней различают 10 слоев клеток. Важное значение имеют клетки, получившие название колбочек и палочек. В сетчатой оболочке палочки и колбочки расположены неравномерно. Палочки (числом около 130 млн.) отвечают за восприятие света, а колбочки (их около 7 млн.)  - за цветовое восприятие.

Самым важным местом сетчатки является так называемая центральная ямка, расположенная в центре желтого пятна. Это - область наилучшего восприятия зрительных ощущений. В пределах центральной ямки плотность колбочек достигает от 113 тыс. до 147 тыс. на 1мм, а палочки полностью отсутствуют. По мере удаления от центральной ямки плотность колбочек уменьшается, а палочек - возрастает, и на расстоянии 5-6мм от центральной ямки количество палочек достигает наибольшей плотности (до 170 тыс. на 1мм).

Колбочки являются клетками, обеспечивающими дневное и цветное зрение. Они возбуждаются при солнечном и ярком электрическом свете. Палочки же обеспечивают сумеречное и ночное зрение. Под влиянием света в колбочках и палочках происходят определенные физические и химические процессы.

В палочках находится особое вещество, получившее название зрительного пурпура (родопсин), в колбочках — фотореагент (иодопсин), природа которого не установлена. В результате воздействия света зрительный пурпур подвергается изменениям: на свету он распадается, а в темноте восстанавливается при участии витамина А и других веществ. (Обратите внимание на витамин А. В дальнейшем мы еще вернемся к тому, какое значение он имеет для поддержания хорошего зрения.)

Нарушение нормальной деятельности палочек вызывает заболевание, известное под названием «куриная слепота». Это заболевание заключается в том, что человек прекрасно видит днем и при ярком электрическом свете; вечером, как только наступают сумерки, он почти перестает видеть, а с наступлением темноты полностью теряет зрение. Цвет предметов воспринимают только колбочки, поэтому ночью, когда мы видим только при помощи палочкового аппарата, все предметы кажутся одинаково серыми. Недаром существует пословица: «Ночью все кошки серы». Лучше всего цвета воспринимаются теми участками сетчатки, где больше всего колбочек (желтое пятно и центральная ямка). У некоторых людей, обычно мужчин, частично или полностью утеряна способность восприятия цвета. Нарушение цветового зрения является серьезным препятствием к овладению такими профессиями, как машинист, летчик, шофер и т. д., при которых цветоощущение имеет первостепенное значение.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие затем зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг.

Зрительный нерв состоит примерно из 1 млн. волокон. В центральной части зрительного нерва проходят сосуды. В месте выхода зрительного нерва палочки и колбочки отсутствуют, вследствие чего свет этим участком сетчатки не воспринимается. Это место называют слепым пятном в отличие от желтого пятна.

Как видим, глаз человека устроен очень сложно, каждая его часть имеет определенное предназначение. Следовательно, орган зрения нуждается в защите от повреждений, более того, в определенных условиях для нормального развития и работы.

Защитными приспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость. Веки закрываются рефлекторно. При этом они изолируют сетчатку от действия света, а роговицу и склеру - от каких-либо вредных воздействий. При моргании происходит равномерное распределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему глаз предохраняется от высыхания.

Слезная жидкость вырабатывается специальными слезными железами. Она содержит 97,8% воды, 1,4% органических веществ и 0,8% солей. Слезы увлажняют роговицу и способствуют сохранению ее прозрачности. Кроме того, они смывают с поверхности глаза, а иногда и век попавшие туда инородные тела соринки, пыль и т.д.

В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы. Благодаря этому слезная жидкость играет особо важную защитную роль. Слезная жидкость через слезные канальцы, отверстия которых расположены во внутренних углах глаз, попадает в так называемый слезный мешок, а уже отсюда - в носовую полость.

Когда слезная железа производит избыточное количество жидкости (а это бывает, когда человек плачет), то она не успевает уходить в слезные канальцы и стекает через край нижнего века.

Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы. Кроме того, глаз совершает заметные движения (макродвижения) - повороты, перевод взора с одного предмета на другой, слежение за движущимся предметом (например, на экране телевизора, дисплея и т. д.), сведение глаз к носу, когда предмет приближается к лицу.

Различные движения глаза, повороты в стороны, вверх, вниз обеспечивают глазодвигательные мышцы, расположенные в глазнице. Всего их 6, 4 прямые мышцы крепятся к передней части склеры (сверху, снизу, справа, слева) и каждая из них поворачивает глаз в свою сторону. А две косые мышцы, верхняя и нижняя, прикрепляются к задней части склеры. Содружественное действие глазодвигательных мышц обеспечивает одновременный поворот глаз в ту или иную сторону. При повреждении мышц глаза у человека ограничивается поле зрения, поскольку утрачивается способность поворачивать глаза в ту или иную сторону.

Информация о работе Профилактика близорукости у детей и подростков