Профилактика близорукости у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы.
Близорукость является самой распространенной глазной патологией у детей и подростков.
По данным ряда авторов высокая осложненная близорукость занимает 1 - 2 ранговое место в структуре инвалидности по зрению в разных регионах страны.
Прогрессирующая близорукость снижает профессиональную адаптацию подростков и лиц молодого возраста, требует постоянной очковой или контактной коррекции, снижает качество жизни молодых людей.

Содержание работы

Введение ..…………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Физиологические особенности органов зрения у детей и подростков……….5
1.1. Строение глаза…………………………………………………………………………5
1.2. Миопия (Этиология и патогенез, клиника)…………………………………………11
Глава II. Профилактика близорукости…………………………………………………...16
2.1. Условия учебной работы…………………………………….......................................16
2.2 Организация рабочего места (Освещение, рабочая поза, роль физических упражнений)……………………………………………………………………………….17
2.3. Профилактический режим (Чтение и зрение, телевизор дома)…………………...23
Глава III. Влияние телевизора на развитие заболевания………………………………26
Заключение ………………………………………………………………………………..30
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

 Таким образом продолжительность  зрительной работы детей дошкольного  и школьного возраста в течение  недели достаточно велика. Причем  наибольшее время отводится просмотру  телепередач, что, по мнению врачей, является одним из факторов, способствующих развитию или прогрессированию расстройств зрения.

Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.

Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты - глаза быстро устают.

Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране размытое, нечеткое, часто изменяются яркость и контрастность, появляются мелькания.

 

Глава III. Влияние телевизора на развитие заболевания

Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (то есть зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой малыша, когда он смотрит телепередачи? Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку. Для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном расстоянии, ребенку необходимо напрягать специфические структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно, то есть не зависит от сознания ребенка. При просмотре телевизора, рассматривании мелких и движущихся изображений глаз находится в состоянии постоянного напряжения. Если такие нагрузки - чрезмерны, длительны, постоянны и не соответствуют возрасту ребенка, то через некоторое время происходит срыв компенсаторных возможностей. Это может привести к развитию близорукости. Кроме того, яркая подсветка с экрана телевизора, особенно при сниженной освещенности в комнате, вредно влияет на зрительную систему. Из-за чрезмерного контраста быстро наступает зрительное утомление, проявлением которого являются головная боль, резь, покраснение глаз и т.д.

Существуют правила просмотра телевизора, но мало кто их соблюдает. Проверяя анкетирование, можем сделать вывод, что в наш век технологий телевизор занимает в нашей жизни большое место.

Было проведено анкетирование среди людей, имеющих детей. Протестировано 20 людей. И результаты показали:

 

 

 

 

 

 

 

 

-  90% людей имеют дома телевизор, а 40% даже несколько

- 80% детей просматривают телевизор каждый день.15% редко, и лишь 5% не смотрят его вообще.

- 80% уделяют просмотру  более 3 часов в день

- 35% соблюдают правила  при просмотре, а 15 даже и не  думают. Остальные соблюдают иногда.

 

- 90% знают о негативном  влиянии на орган зрения. 5% не  верят в это, а другие 5% не знают

 

 

- у 25% детей уже имеются  проблемы со зрением. 25% не знают  и 50% не имеют.

- На прием к специалисту раз в год попадают 60% детей. 40% как придется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Около 90% информации человек получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование зрительной системы ребенка.

Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (то есть зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. 

Исходя из исследования можем сказать точно, что телевизор негативно влияет на зрение. И напрямую способствует развитию близорукости.

Таким образом, чтобы избежать зрительного утомления при чтении, играх, просмотре телевизора нужно соблюдать правила :

- освещенность рабочего места  должна быть хорошей (не менее 150 лк);

- длительность непрерывной зрительной  работы должна быть ограничена 45 мин для детей 12—14 лет и 60 мин. для 15—17 летних, после чего необходим перерыв для расслабления мышц глаза

- необходимо следить за правильной  позой при чтении, исключающей  значительное зрительное напряжение;

- школьники, имеющие близорукость, должны обязательно пользоваться  очками при зрительной работе и делать более частые перерывы, во время которых необходимо выполнять специальные упражнения, расслабляющие мышцы глаза, рекомендованные им врачом.

В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно данным медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение. Помните - то,  каким мы будем видеть этот мир, зависит от нас самих.

 

Список литературы

1. Тренируйте зрение: брошюра Г.Г. Демирчоглян. М.: 1990г.

 

2. Гигиена детей и подростков: учебник В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.:Медицина,1988 г.

 

3. Психология здоровья: книга В.И. Белов.М.:1994 г.

 

4. Э. С. Аветисов. Охрана зрения у детей. Издательство Медицина, 1975 г

 

5. Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М. 
Смирнова. М.: 1993 г.

 
6. Путь к долголетию: энциклопедия\Ю.А. Мерзляков. М. 1994 г. 

7. Общая гигиена: учебник\ В.С. Габович.: 1986 г. 

8. http://www.med-expert.ru/

9. http://azbyka.ru/

 

Приложение 1

 

 

 

Рисунок 1 

Приложение 2

Анкетирование

1. Возраст вашего ребенка?

а) 1-7

б) 8-12

в) 13-18

 

2. Имеется ли дома телевизор?

а) да

б) нет

в) несколько

 

3. Как часто дети смотрят телевизор?

а) каждый день

б) редко

в) не смотрят

 

4. Сколько часов в день дети находятся перед телевизором?

а) 1-3

б) 3 и более

в) 0

 

5. Соблюдаются ли правила просмотра  телевизора?

а) да

б) нет

в) иногда

 

6. Знаете ли вы о негативном  влиянии телевизора на зрение?

а) да

б) нет

в) не верю в это

 

7. Есть ли у ваших детей  проблемы со зрением?

а) да

б) нет

в) не знаю

 

8. Как часто вы водите детей  к специалисту?

а) раз в год

б) как придется

в) не вожу

 

 

 


Информация о работе Профилактика близорукости у детей и подростков