Профилактика близорукости у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы.
Близорукость является самой распространенной глазной патологией у детей и подростков.
По данным ряда авторов высокая осложненная близорукость занимает 1 - 2 ранговое место в структуре инвалидности по зрению в разных регионах страны.
Прогрессирующая близорукость снижает профессиональную адаптацию подростков и лиц молодого возраста, требует постоянной очковой или контактной коррекции, снижает качество жизни молодых людей.

Содержание работы

Введение ..…………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Физиологические особенности органов зрения у детей и подростков……….5
1.1. Строение глаза…………………………………………………………………………5
1.2. Миопия (Этиология и патогенез, клиника)…………………………………………11
Глава II. Профилактика близорукости…………………………………………………...16
2.1. Условия учебной работы…………………………………….......................................16
2.2 Организация рабочего места (Освещение, рабочая поза, роль физических упражнений)……………………………………………………………………………….17
2.3. Профилактический режим (Чтение и зрение, телевизор дома)…………………...23
Глава III. Влияние телевизора на развитие заболевания………………………………26
Заключение ………………………………………………………………………………..30
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами  - 300 лк.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.Освещенность комнаты снижается на 10—40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями. Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках. На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый - около 80%, голубой - 70%, зеленый - 60%, темно-зеленый - 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет - появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

Рабочая поза

Необходимость длительно сохранять вынужденную рабочую позу достаточно утомительна для любого человека. С точки зрения статики и биомеханики позы, сопровождающиеся малым наклоном корпуса, более выгодны, так как вызывают малые колебания центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса вперед приводят к смещению центра тяжести, повышается напряжение мышц шеи и спины, что сопровождается нарушением сердечнососудистой (учащается пульс) и дыхательной (понижается глубина дыхания) функций, сдавливаются передние отделы межпозвоночных дисков.

 

Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

В последнее время врачи гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед. При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.

Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют вашему росту и пропорциям тела (табл. 1).

 

Роль физических упражнений

При чтении, письме, рисовании, конструировании, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10 - 15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10 - 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.

Полезна будет гимнастика для глаз. (см. рисунок 1)

Комплекс № 1. Улучшаем кровообращение!

Время: 5 минут

Не последнюю роль в нарушении зрения играет недостаточная циркуляция крови в области глазных мышц и нервов. Поглаживание, вибрация, нажим, разминание – основные приемы массажа помогут улучшить ситуацию. Указательным и средним пальцем «рисуйте» восьмерки, двигаясь к носу в области нижнего края глаза и над бровями – в области верхнего края, повторяя эти движения от 8 до 16 раз. Сочетайте массаж с такими упражнениями для глаз, повторяя их по шесть и более раз:

1. Двигайте глазами по прямой  горизонтальной линии вправо  и влево.

2. То же самое, но вверх и  вниз.

3. Вращайте глазами по кругу  – сначала по часовой стрелке, затем против нее.

4. Интенсивно и быстро зажмуривайтесь  и расслабляйте глаза.

5. Двигайте глазами по диагонали: из левого нижнего угла в  правый верхний и наоборот.

6. Поставьте палец на переносицу  и постарайтесь увидеть его  обоими глазами сразу.

7. Быстро-быстро поморгайте.

8. Наклейте на оконное стекло  метку или кружочек. Отметьте  какой-либо крупный объект далеко  позади него: это может быть  дальний дом или дерево во  дворе. Отойдите от окна на  расстояние метра-двух. Переводите  взгляд с метки на расположенный  вдалеке объект и обратно.

Комплекс №2. Скажем «нет» близорукости!

Время: от 3 до 5 минут

Хотите снизить риск развития близорукости, остановить падение зрения? Выполняйте по 5-6 раз описанные ниже упражнения для глаз. А если Вы проводите весь день за компьютером, делайте упражнения каждый час. Исходное положение: сядьте на стул со спинкой или в кресло, расслабьтесь.

1. Отклонитесь назад, глубоко вдохните. Подавшись вперед, выдохните.

2. Откиньтесь на спинку стула, прикройте глаза. Сильно зажмурьтесь, после чего откройте глаза  и вернитесь в исходное положение.

3. Положите руки на пояс и  поверните голову вправо. Постарайтесь увидеть локоть правой руки. Повторите в левую сторону. Вернитесь в исходное положение.

4. Посмотрите вверх. Вращайте глазами  по часовой стрелке и против  нее.

5. Вытяните руки перед собой. Не отводя взгляда от кончиков  пальцев, вдохните, поднимая руки вверх. Опускайте руки на выдохе. Головой не двигать!

Комплекс №3. Долой усталость!

Время: 5-7 минут

Избавиться от усталости глаз, расслабить мышцы помогут простые упражнения для глаз, которые не отнимут много времени. Давать органам зрения заслуженный отдых необходимо регулярно и ежедневно.

1. Не закрывая глаз, медленно  и плавно старайтесь нарисовать  глазами «восьмерку» в воздухе, двигая ими в разных направлениях. Никаких резких движений и  старайтесь дышать в такт. 5-7 раз.

2. Вытяните правую руку перед  собой, поднимите до уровня глаз. В течение пяти секунд смотрите на большой палец руки. Начните отводить руку вправо – медленно и плавно, не отрывая взгляда от пальца. Голова не двигается! Повторите с левой рукой. 5-7 раз.

3. В течение нескольких секунд  смотрите на какой-либо удаленный объект прямо перед собой. Поднимите руку так, чтобы палец оказался на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотрите на него, после чего опустите руку и снова переведите взгляд на далекий объект. 10-12 раз.

4. Поднимите руку и расположите большой палец на расстоянии 25-30 см от глаз. В течение 5 секунд смотрите на кончик пальца. Закройте правый глаз и продолжайте смотреть на палец еще 5 секунд. Откройте глаза, отсчитайте 5 секунд и закройте левый глаз. Все это время продолжайте смотреть на палец. 10-12 раз.

Систематически выполняя упражнения для глаз, Вы вскоре заметите, что стали лучше видеть, а глаза почти не устают даже в конце рабочего дня. Не прекращайте занятия и когда зрение полностью восстановится. Регулярная профилактика – залог здоровья!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Профилактический режим

Профилактикой близорукости предусмотрено общее укрепление организма, в первую очередь - правильный режим дня. Близорукость и косоглазие чаще развиваются у ослабленных детей. При общих патологических процессах в организме могут поражаться соединительнотканная оболочка глаза, или склера, цилиарная мышца, что приводит к ослаблению процесса аккомодации, а в конечном итоге - к снижению остроты зрения. Развитию близорукости способствуют переутомление, чтение в недостаточно освещенном помещении и т. д.

Чтение и зрение

При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей.

Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Рассматривание текста, распознавание букв, особенно у неопытного читателя, связано с напряжением аккомодации для установления определенной кривизны хрусталика и усиления его преломляющей силы. В работу включается аккомодационная мышца глаза, и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки кнутри и к носу.

Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, т. е. собственно движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксация). Продолжительность фиксаций - от 0,2 до 0,6 с, скачков - 0,02 с. Во время чтения 97% времени приходится на фиксации, 3% - на скачки (у взрослых). Чем неопытнее читатель, тем чаще останавливается его глаз на строке. Это, конечно, зависит и от трудности текста. Опытный читатель при чтении простого текста делает мало пауз (4 - 6 остановок на строке), неопытный – 10 - 20. Помимо поступательных движений глаз вдоль строки, могут быть и возвратные движения (рефиксация), связанные с повторным возвращением к плохо понятному слову, потерей текста и т.д.

Возвратные движения особенно утомительны, так как глаза находятся в постоянном напряжении. Чтение взрослых характеризуется почти полным отсутствием возвратных движений глаз, поэтому менее утомительно для них. Естественно, помимо непосредственного восприятия текста, его рисунка, величины букв, строк, расстояния между буквами и строками, т. е. всего того, что определяет удобочитаемость текста, легкость его восприятия, мозг человека во время чтения совершает работу по осознанию содержания текста, эмоциональному его восприятию, запоминанию и анализу прочитанного. Интересно заметить, что при умственном утомлении физиологи обнаружили изменение в движениях глаз - утрачивается равномерность движения глаз, появляются длительные остановки, учащается число фиксаций и рефиксаций, снижается скорость чтения. Наблюдения показали, что при этом изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге, чаще начинает менять положение тела, прерывать чтение. Особенно вредно читать при недостаточной освещенности или книгу с нечетким шрифтом, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге. Все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, в глазах появляется ощущение рези, «песка»), усталости мышц шеи и спины.

Телевизор дома

Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение. Нужно помнить, что с возрастом непрерывно совершенствуется работа зрительного аппарата (это связано с ростом и развитием самого школьника). В период роста, как вы уже знаете, орган зрения легко поддается различным влияниям, благоприятным и неблагоприятным. Многие врачи считают, что близорукость возникает и развивается вследствие длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии, особенно выполняемой при плохих условиях освещения. У детей же нагрузка на зрение увеличивается из года в год. И с этим нельзя не считаться. Уже у трехлетних детей зрительная работа (рассматривание картинок, рисование, лепка, просмотр диафильмов, телепередач) занимает 1 ч в день (17чв неделю), у детей 5-6 лет - 2 ч в день (21 ч в неделю), у детей младшего школьного возраста 5-7 ч в день (30-42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста еще больше - 8-10 ч в день (48-60 ч в неделю).

Информация о работе Профилактика близорукости у детей и подростков