Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения

Файлы: 1 файл

Адм принуждение.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

в) когда на подозреваемом или  его одежде, при нем или в  его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания  подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность».

Таким образом, целесообразно предположить, что основанием применения мер административного принуждения должно являться абсолютно определенное условие, связанное с государственной необходимостью или противоправным поведением того лица, в отношении которого данная мера административного принуждения применяется.

Глава 2. Характеристика отдельных  мер административного принуждения, применяемых полицией

2.1. Административно-предупредительные  меры.

Административно-предупредительные  меры имеют строго целевой профилактический характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Административно-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенный досмотр)39.

Главной особенностью административно-предупредительных  мер является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза40.

Основанием применения административно-предупредительных  мер могут быть реальные предположения  о намерении лица совершить правонарушение, а также о возникновении обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан природного и техногенного характера (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, эпидемии, эпизоотии и т. д.)

Административно-предупредительные меры, как правило, выражены в виде определенных ограничений и запретов. Они весьма многообразны. И так как они имеют огромное практическое значение в административной деятельности полиции, то их можно сгруппировать по такому критерию, как по цели применения.

К первой группе относятся  меры, которые применяются в целях  предотвращения случаев наступления угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных и вредных последствий.

В состав этой группы входят такие меры:

1) временное ограничение или  запрещение дорожного движения, изменение его организации на отдельных участках дорог. Основания применения этой меры: проведение массовых мероприятий; при авариях, обвалах, обрывах линий электропередач и т.д.; пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; если железнодорожные переезды не отвечают правилам их содержания.

2) запрещение или приостанавление  проведение на дорогах ремонтно - строительных и других работ.  Основание применения: если работы выполняются с нарушением требований нормативных правовых актов.

Цель применения этих мер - создание необходимых условий  для безопасности движения транспорта и пешеходов.

3) запрещение перевозки  крупногабаритных, тяжеловесных или  опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам. Основанием применения является несоблюдение нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и нарушение пунктов раздела 23 «Перевозка груза» Правил дорожного движения.

4) запрещение эксплуатации автомототранспортных  средств, прицепов, тракторов и  других самоходных машин до  устранения причин. Основанием применения  такой меры является: при наличии  неисправностей; не пройден государственный  технический осмотр; отсутствие государственных регистрационных знаков; в конструкцию транспортных средств внесены изменения без соответствующего разрешения, если имеются стертые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов, марка транспортных средств не соответствует данным, указанным в регистрационных документах.

5) недопущение транспортного  средства к участию в дорожном  движении путем отказа в регистрации и выдаче регистрационных документов.

Сотрудники полиции  могут применить указанную меру в следующих случаях:

- если на транспортное средство, изготовленное в РФ отсутствуют  документы, удостоверяющие, что они соответствуют требованиям безопасности дорожного движения (БДД).

- если на ввезенное  в РФ транспортное средство  сроком более, чем на шесть  месяцев отсутствуют такие документы.

- отсутствуют документы,  подтверждающие, что транспортное  средство, в которое внесены конструктивные изменения соответствует требования БДД.

- если транспортные  средства имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов, государственные регистрационные знаки.

6) остановка транспортного  средства. Данная принудительная  мера может быть применена  сотрудниками полиции в целях  выполнения решения уполномоченных  на то государственных органов  или должностных лиц об ограничении  или запрещении движения. Основанием же является само решение данных субъектов о введении ограничений и запретов движения транспорта. Такая мера применяется также для проверки документов на право пользования и управления транспортными средствами, на транспортное средство и перевозимый груз. Остановка транспортных средств в этих целях производится только на стационарных постах дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). В зависимости от основания применения данная мера может иметь доминирующее значение в других группах принудительных мер, т.е. могут быть как мера пресечения или мера  процессуального обеспечения по делам о правонарушениях.

7) проверка документов, удостоверяющих  личность.

Данная мера непосредственно затрагивает права и свободы граждан, поэтому сотрудники полиции должны строго соблюдать законность в процессе ее реализации. Проверка документов производится только при наличии достаточных оснований.

В соответствии с п. 2 статьи 13 «Права полиции» Федерального закона «О полиции», сотрудники полиции имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность в случаях:

- если имеются данные, дающие основания подозревать  их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;

- если имеется повод  к возбуждению в отношении  этих граждан дела об административном  правонарушении, а равно если  имеются основания для их задержания  в случаях, предусмотренных федеральным  законом (например, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях).

8) досмотр ручной клади, багажа  и личный досмотр пассажиров  гражданских воздушных судов.

Данная мера направлена на обеспечение безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей судов. Цель такой меры - предотвратить незаконный перевоз на воздушном транспорте взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов. Досмотр может производиться в аэропорту либо на воздушном судне после предъявления авиационных билетов и лишь после предложения пассажиру предъявить возможно имеющиеся у него вещи и предметы, провоз которых запрещен. На воздушном судне досмотр может производиться по решению командира судна лицом, входящим в состав экипажа. Пассажиры, уклоняющиеся от личного досмотра или от предъявления к досмотру ручной клади и багажа, не допускаются к перевозке. Факт обнаружения в результате досмотра запрещенных к перевозке вещей и предметов оформляется протоколом. Вещи и предметы изымаются, о чем оформляется протокол изъятия (ст. 27.10 КоАП РФ). Если возникла необходимость вскрыть и досмотреть багаж в отсутствие пассажира, то багаж досматривается в присутствии понятых, о чем составляется протокол досмотра. Правила проведения личного досмотра и досмотра вещей регламентируются ст. 27.7 КоАП РФ.

9) Входить в жилые помещения  граждан (ст. 13 ФЗ «О полиции»). Осуществление данной меры возможно  только в целях борьбы с  правонарушениями и обеспечения общественной безопасности.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

- для спасения жизни граждан  и (или) их имущества, обеспечения  безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

- для задержания лиц, подозреваемых  в совершении преступления;

- для пресечения преступления;

- для установления обстоятельств  несчастного случая.

О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

10) Беспрепятственно входить в  помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, общественными объединениями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, используемые гражданами для занятий индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства. Таким правом работники полиции наделены в случае нарушения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Производство этой меры будет обоснованным при наличии данных у работников полиции, что за эти нарушения может наступить уголовная или административная ответственность.

11) беспрепятственно использовать  в служебных целях средства  связи, принадлежащие юридическим лицам и гражданам.

12) отстранение от управления  водителя, физическое состояние  которого не соответствует требованиям БДД (усталость, болезнь).

Кроме непосредственного  применения административно - предупредительных мер, полиция содействует проведению мероприятий административно - предупредительного характера, осуществляемых иными государственными органами, например, комиссиями по чрезвычайным ситуациям при администрациях края, области, автономных образований, при местных органах самоуправления, органом здравоохранения, органом, осуществляющим государственный санитарный и ветеринарный надзор и т.д. Так, полиция оказывает содействие в осуществлении реквизиции, карантина, недопущение посторонних лиц в район стихийного бедствия, аварии, катастрофы, эпидемии, эпизоотии, на территорию, зараженную радиоактивными веществами, а также основных и дополнительных мероприятий при введении режима чрезвычайного положения.

К другой группе мер относятся  административно - предупредительные  меры, которые применяются к лицам, характеризующимся антиобщественным поведением в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений41. Основная цель эти мер - профилактика правонарушений. К ним относится административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Надзор устанавливается для наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы с целью предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия.

 

 

 

2.2. Административно-пресекательные меры.

Под административным пресечением  следует понимать «реагирование  органов внутренних дел на уже  происходящее административное правонарушение … и воздействие на поведение субъектов, их совершающих»42.

Значение мер административного  пресечения в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные проступки - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения правонарушителей к административной ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается, как полагают отдельные авторы, борьбой с административными проступками43. Они могут применятся также и для прекращения преступных действий.

Данные меры направлены на прекращение правонарушений и  связаны с непосредственным вмешательством сотрудников полиции в действия правонарушителя с целью прекращения и недопущения наступления вредных последствий. Сотрудник полиции своим вмешательством воздействует на правонарушителя. Воздействие может быть психическим или физическим и носит характер личного, организационного или имущественного ограничения. При этом правонарушитель лишается возможности продолжать правонарушение. Такое воздействие побуждает его к исполнению определенных обязанностей.

Меры административного  пресечения применяются только в  отношении лиц, совершивших административные правонарушения. Но они могут применяться для прекращения общественно опасных действий душевнобольных и малолетних лиц44.

Среди мер административного  пресечения, применяемых полицией, принято выделять меры общего и специального назначения45.

К мерам общего назначения относятся:

  1. Помещение лиц, находящихся в состоянии сильного опьянения, в медицинский вытрезвитель. Применяется эта мера в отношении лиц, находящихся на улицах и других общественных местах в средней или тяжелой степени опьянения, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо способных причинить вред окружающим или себе. Этой мерой работники полиции не допускают наступление более тяжких последствий. Если лица находятся в состоянии опьянения в жилище, то они могут быть помещены в медицинский вытрезвитель или доставлены в дежурную часть только по письменному заявлению проживающих там граждан. Применение этой меры будет обосновано, если имеется достаточно оснований полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для жизни, здоровья совместно проживающих граждан. Лицо, помещенное в медицинский вытрезвитель, находится до вытрезвления, но не более 24 часов46.
  2. Остановка транспортных средств.

Информация о работе Административное принуждение