Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения

Файлы: 1 файл

Адм принуждение.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

а) о привлечении лица к административной ответственности;

б) о применении к нему иных мер принуждения, нередко требует  его при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей (например, при наложении таких видов взысканий, как административный арест или исправительные работы);

в) об обеспечении обязательного  участия лица, совершившего административное правонарушение в административном процессе;

г) от уклонения его  от явки по вызову в соответствующий  орган (например, сотрудники полиции по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних могут произвести приводов комиссию лиц, уклоняющихся от явки по ее вызову.

Цель привода состоит  в обеспечении исполнения лицом  процессуальных обязанностей, обусловленных его противоправным, антиобщественным поведением. Фактическим основанием осуществления привода является отказ лица, обязанного явиться по вызову компетентного органа или уклонение от явки в этот орган (к должностному лицу)52.

Привод не может быть применен без предварительного вызова. Решению о приводе должно предшествовать выяснение причин неявки лица, в отношении которого предполагается применить данную меру. Перед применением данной меры необходимо выяснить: получило ли лицо вызов, своевременно ли он был направлен, не имеется ли данных о болезни, командировке вызываемого лица, нет ли других причин, препятствующих явке по вызову.

Согласно ст. 27.15 КоАП РФ, привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

II. Меры, направленные  на получение доказательств.

Данные меры создают  условия для установления факта правонарушения и личности правонарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

К ним относятся:

1. Проверка документов  у граждан, водителей транспортных  средств и у лиц, сопровождающих  груз. Осуществляя проверку документов, работники полиции получают информацию  о личности нарушителя, которая  необходима для объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела. Основной документ, удостоверяющий личность гражданина - паспорт. Проверяя документы у водителей транспортных средств, работники полиции могут установить, кому принадлежит транспортное средство, не значится ли оно среди угнанных транспортных средств и среди скрывшихся с места происшествия, не совершил ли водитель ранее правонарушения, следует ли он по маршруту, который обозначен в путевом листе. Основными документами, которые обязательно должны быть у водителей - водительское удостоверение, технический паспорт, доверенность на право управления, временный талон предупреждения, если водитель ранее привлекался к административной ответственности, путевой лист, медицинская справка. Проверка документов на перевозимый груз позволяет работникам полиции проверить, законно ли перевозится груз и соответствует ли товарно - транспортным документам.

2. Личный досмотр, досмотр  вещей и транспортных средств  в целях обнаружения предметов,  имеющих доказательственное значение, а также предметов, запрещенных для хранения лицам, задержанным в административном порядке. В ст. 27.7 КоАП РФ определен порядок проведения личного досмотра и досмотра вещей и его процессуальное оформление.

В административном законодательстве сформулировано право применения этой меры за следующие виды административного правонарушения: за мелкое хулиганство; за незаконные операции с иностранной валютой и иностранными документами; за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира; в отношении лиц, нарушивших антиалкогольное законодательство, а также лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они занимаются проституцией; в отношении лиц, при наличии достаточных данных о совершении ими правонарушения, связанного с посягательством на охраняемый объект, на имущество принадлежащее предприятиям, учреждениям, общественным объединениям.

Практика применения этой меры работниками полиции показывает, что фактическим основанием для  производства личного досмотра и  досмотра вещей и транспортных средств являются данные, позволяющие полагать, что правонарушитель скрывает орудия совершении правонарушения, предметы, добытые противоправным путем, а также иные предметы и документы, имеющие существенное значение для установления обстоятельств правонарушения.

Личный досмотр может  производиться должностным лицом  одного пола с досматриваемым и в  присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, как правило, производится в присутствии лица, в собственности или владении которого находятся эти вещи. Закон  не требует в этом случае обязательного участия понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, вещи и предметы могут быть подвергнуты досмотру и при отсутствии собственника.

Личный досмотр и  досмотр вещей процессуально  оформляется протоколом личного досмотра и досмотра вещей, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Во всех случаях процессуальные документы подписываются понятыми, досматриваемым лицом и лицом, производящим досмотр.

  1. Изъятие вещей и документов - это принудительное прекращение владения (пользования, распоряжения) лицом, совершившим административное правонарушение вещью (предметом) или документом53.

В соответствии со ст. КоАП РФ изъяты могут быть лишь те вещи, которые явились орудием или непосредственным объектом правонарушения. В соответствии с ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции предоставляется право изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.

Данная мера осуществляется в целях:

а) получения доказательств  по делу;

б) обеспечения сохранности  доказательств;

в) необходимого для всестороннего  и полного разрешения дела;

г) для обеспечения  исполнения решения по делу.

Изъятые вещи и документы  хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в  дежурной части ОВД. После рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей реализуются.

Факт изъятия вещей  и документов, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении. Однако, если изъятие осуществляется до составления протокола об административном правонарушении либо при наличии уже составленного протокола, а также при изъятии вещей (документов) у лица, не подлежащего административному задержанию, о применении рассматриваемой меры административного принуждения составляется отдельный протокол.

Изъятие вещей и документов производится в присутствии понятых, которые участвуют и в оформлении протокола.

  1. Медицинское освидетельствование (экспертиза) - представляет собой  проводимое специалистами (медэкспертами, врачами) по направлению (постановлению) должностного лица органов внутренних дел исследование физического или психического состояния человека с целью получить сведения, имеющие доказательственное значение по административному делу. Полученные исследования в результате медицинского освидетельствования (экспертизы) специалист фиксирует в протоколе медицинского освидетельствования (экспертизы).

Исследования физического  и психического состояния человека позволяет по отдельным видам правонарушений принять правильные решения по делу и определится какую меру административного взыскания можно применить к правонарушителю. В одних случаях такие исследования являются основанием для привлечения лица к административной ответственности. Например, состояние опьянения лица, управляющего автомобилем, служит основанием для его привлечения к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ. Вместе с тем лицо, находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности (ст. 2.8. КоАП РФ). Таким образом, можно выявить конкретные цели применения данной меры. Ими являются:

а) установление медицинского критерия невменяемости;

б) определение состояния  и степени опьянения лица, управляющего транспортным средством;

в) установление медицинских  показаний к принудительному лечению венерических заболеваний;

г) установление психической  патологии несовершеннолетних, материалы о правонарушениях которых рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних.

  1. Остановка транспортного средства. Эта мера применяется сотрудниками полиции, если необходимо опросить водителя или пассажира об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются.
  2. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ).

 

 

 

2.4. Административно-восстановительные меры.

Административные-правовосстановительные меры - это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности54.

Данные меры в своей совокупности составляют самостоятельную форму государственного принуждения, что обусловлено наличием самостоятельного способа обеспечения имущественных и иных прав граждан и коллективных субъектов. Целевое назначение мер защиты состоит в возмещении причиненного ущерба правонарушением, восстановлении нарушенного правового положения субъекта, в минимизации негативных последствий от неисполнения возложенных обязанностей.

В юридической литературе к данной группе мер относят возложение обязанности возместить причиненный ущерб (в соответствии со ст. 4.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях); снос самовольно возведенных строений и сооружений; административное выселение из самовольно занятых помещений и т.д.

Необходимо  дать следующее определение: меры защиты - это совокупность мер государственного принуждения, применяемых в случае невыполнения юридических обязанностей, нарушения прав и направленных на восстановление нарушенного состояния.

В высказанном  определении, которое выполняет  роль рабочей посылки, нужно отметить, что основанием применения мер защиты является факт невыполняемых обязанностей, другими словами, это не только правонарушение, но и другие невиновные действия субъекта правовых отношений (фактическое основание).

Юридическим основанием применения мер защиты выступают санкции правовых норм, но не все, а только правовосстановительные. Они состоят в устранении вреда, возникшего в результате неправомерного поведения, в восстановлении нарушенных прав, обеспечении исполнения обязанности.

Меры защиты (правовосстановительные меры) как правовая категория все более часто встречаются в научном обороте после известной дискуссии об основаниях и условиях юридической ответственности, о проблеме так называемой «без виновной ответственности» в гражданском праве.

Правовосстановительные  меры наделены особыми отличительными признаками, которые позволяют выделить их в отдельную форму по отношению к предупредительным мерам, мерам пресечения, юридической ответственности.

Подробное рассмотрение вопроса о соотношении правовосстановительных мер с другими формами государственного принуждения выходит за рамки нашего исследования и составляет одну из самостоятельных проблем юридической науки. Поэтому мы ограничимся рассмотрением проблемы соотношения правовосстановительных мер и юридической ответственности.

В правовой литературе часто отождествляются правововосстановительные меры и юридическая ответственность. Такое положение объясняется не только внешним сходством этих мер, но и определенной общностью правовых оснований их применения. Так, О.Э. Лейст отмечает: «...предположение, что так называемые «меры защиты» (т. е. правовоестановительные санкции) не относятся к «мерам ответственности», ведет к выводу, что они могут осуществляться вне процессуальных форм, обеспечивающих принуждаемому защиту его прав и охраняемых законом интересов»55.

Думается, что меры защиты отличаются от мер юридической ответственности по следующим признакам:

- ответственность по основной направленности обращена прежде всего к правонарушителю, а защита - не только и не столько к нарушителю правовых предписаний, сколько к управомоченному субъекту, обеспечению его интересов;

- основанием  применения мер ответственности  является правонарушение, защита же права допустима и в силу объективно противоправного деяния (ущерб, причиненный источником повышенной опасности), а в ряде случаев и при отсутствии противоправности (возмещение вреда, понесенного при спасении имущества государственных, общественных организаций);

- главная  функция юридической ответственности  - штрафная, карательная; функция же восстановительных мер сводится к обеспечению исполнения юридической обязанности.

При всей разности между мерами защиты и юридической ответственностью в правоприменительной деятельности их часто применяют в сочетании друг с другом. Такое соединение штрафных и правовосстановительных санкций допустимо тогда, когда первые не обеспечивают восстановления нарушенного состояния (наряду с привлечением виновного лица к уголовной ответственности за совершение преступлений, посягающих на собственность, возникает необходимость предъявления гражданского иска).

Информация о работе Административное принуждение