Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения

Файлы: 1 файл

Адм принуждение.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее часто правовосстановительные меры применяются в гражданском праве, что обусловлено предметом регулирования данной отрасли права, эффективностью охраны имущественных отношений. Эти меры применяются в гражданском праве для восстановления нарушенного гражданского правового состояния. Так, ст. 12 ч. 1 ГК РФ прямо указывает на существующие способы защиты гражданских прав. В статье называются одиннадцать способов защиты гражданских прав, но этот перечень является далеко не исчерпывающим. Необходимо отметить, что два способа (самозащита и компенсация морального вреда) являются новыми для российского гражданско-правового законодательства, что можно расценить, как прогрессивную новеллу.

Заслуживает внимания и такая мера, как признание  недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 13 ч. 1 ГК РФ), а ст. 15. ч. 1 ГК РФ устанавливает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Вопрос возмещения убытков является актуальным во всех институтах гражданского права, поэтому он нашел отражение во многих статьях Гражданского кодекса РФ. Приоритетное значение мер защиты для гражданского права объясняется их компенсационно-восстановительной функцией.

Правовосстановительные  меры присущи и конституционному праву.

Следует отметить, что на протяжении длительного времени в правовой литературе отрицался факт наличия в этой отрасли права каких-либо санкций. Однако в последнее время появляется все больше публикаций, в которых обосновывается наличие государственно-правовых, в том числе правовосстановительных санкций в конституционном праве. К ним можно отнести такие как признание выборов недействительными вследствие нарушения норм избирательного права; восстановление в гражданстве Российской Федерации лиц, утративших его по не зависящим от них причинам. Большая роль действующей Конституции РФ в деле восстановления нарушенных прав и свобод принадлежит Конституционному Суду, который, в частности, может отменять действие нормативных актов или их отдельные положения в случае их неконституционности (п. 6 ст. 125 Конституции РФ)56.

Правовосстановительные меры имеют место и в трудовом праве. К ним можно отнести: отмену приказов администрации предприятия, ущемляющих трудовые права рабочих и служащих или противоречащих иным образом трудовому законодательству; восстановление на прежнюю должность рабочего или служащего вследствие незаконного увольнения или перевода; денежная компенсация в случае перевода на менее оплачиваемую работу.

Меры защиты присутствуют и в других отраслях права, что обусловлено необходимостью восстановления нарушенного правового состояния в различных сферах жизнедеятельности. Говоря об особенностях мер защиты, следует отметить, что они в большей мере «привязаны» к материальным, моральным и другим потерям, понесенным управо-моченным, либо к стоимости неисполненных обязательств, т. е. не имеют заранее известной количественной определенности, как это присутствует у карательных санкций.

Применение мер защиты является прерогативой многих правоприменительных органов, что и обуславливает их процедуру. Можно выделить судебные, арбитражные и административные формы реализации мер защиты. Качественное разнообразие форм реализации призвано обеспечить качество, своевременность, справедливость и гуманность применения мер защиты.

Рассуждая об административно-восстановительных  мерах в деятельности ОВД, А.А. Белов и В.А. Мельников предлагают иметь в виду следующее. Все меры административного принуждения направлены на охрану правопорядка. Следовательно, все они восстанавливают правопорядок, нарушенный противоправным поведением, и имеют восстановительную сущность. Вместе с тем, следует иметь в виду, что восстановительные меры направлены не на восстановление правопорядка, а на восстановление нарушенного правонарушением чьего-либо субъективного права57.

Решения о применении полицией мер административно-восстановительного характера принимаются уполномоченными на то субъектами, одновременно при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение (ст. 4.7. КоАП РФ). При этом, как справедливо указывают В.А. Мельников и А.А. Белов, исходя из правовой логики, первоначально все же решается первая задача (о наложении административного наказания или принятия иного решения по делу), и лишь затем, только в случае положительного ее решения, задача вторая - о необходимости (или отсутствии таковой) применения административно-восстановительных мер58.

 

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что многие проблемные вопросы применения мер административного принуждения сотрудниками полиции были только обозначены или рассмотрены фрагментарно. Подобный подход продиктован, прежде всего, объемом работы.

Проведенное исследование, позволяет  сформулировать ряд теоретических и практических выводов.

1. Административное принуждение  представляет собой предмет постоянной правовой дискуссии, основанной на многообразии трактовок его определения, имеющих свои особенности и тем самым дополняющих друг друга.

Представляется, что административное принуждение следует понимать как  особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами публичной власти (в том числе – сотрудниками органов внутренних дел) установленных нормами административного права принудительных мер в отношении нарушителей в связи с их неправомерными действиями и поведением.

2. Классификация мер административного  принуждения так же представляет собой предмет научных споров. Опираясь на научные исследования А.И. Каплунова, Н.В. Макарейко и других ученых-административистов, считаем, что среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции, следует выделить:

- административно-предупредительные  меры;

- административно-пресекательные  меры (меры административного пресечения);

- меры, обеспечивающие производство  по делу об административном  правонарушении (процессуального обеспечения);

- административные взыскания;

- административно-восстановительные  меры.

3. Главной особенностью административно-предупредительных  мер является четко выраженный  профилактический характер, что  позволяет полиции использовать эти меры для предупреждения правонарушений.

4. Административно-пресекательные меры применяются в отношении лиц, вина которых не установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Непосредственной целью применения указанных мер является прекращение противоправного поведения, опосредованно преследуется цель предупредить наступление вредных последствий этого деяния, а также предостеречь лицо, в отношении которого данные меры были применены, и других лиц от совершения противоправных действий в будущем.

5. Представляется целесообразным  закрепление в законодательстве  исчерпывающего перечня обстоятельств, вызывающих необходимость доставления лица в орган внутренних дел (отсутствие у нарушителя документов и невозможность установления его личности на месте, необходимость проведения процессуальных действий по выяснению обстоятельств нарушения, которые невозможно выполнить на месте и т.п.). Так же необходимо определение законодателем конкретного максимального срока осуществления доставления и срока пребывания доставленного лица в соответствующем органе, если административное задержание впоследствии не производится.

6. Свои особенности имеет и  применение сотрудниками полиции  административно-восстановительных мер. Первоначально решается задача наложения административного наказания или принятия иного решения по делу, и лишь затем - в случае положительного ее решения - задача применения (при наличии необходимости) административно-восстановительных мер.

Поскольку деятельность сотрудников органов внутренних дел (полиции) по применению мер административного принуждения является деятельностью довольно широко распространенной в нашей жизни, можно смело полагать, что исследования в данной области всегда будут актуальными и важными для современной административно-правовой науки.

Библиографический список

Действующие нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, 2009. - № 7. 
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ, 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. 1 (с изм. и доп.).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ, 1994. - № 32. - Ст. 3302 (с изм. и доп.).
  4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ, 2001. - № 23. – Ст. 2277 (с изм. и доп.).
  5. Федеральный закон от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 2011. - № 7. – Ст. 900.
  6. Приказ МВД РФ от 29.08.2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» (вместе с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008. - № 27 (с изм. и доп.).

Диссертации, авторефераты диссертаций

  1. Иванова Л.В. Административное принуждение в системе мер обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Автореф. дис… канд. юрид. наук. – М., 2008.
  2. Игитов В.И. Административно-правовые и общественные меры воздействия в области охраны советского общественного порядка. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - М., 1964.
  3. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: системно-правовой анализ. Дис… д-ра юрид. наук. – М., 2005.
  4. Козулин А.И. Правовое принуждение (Правовые начала государственного принуждения в советском обществе). Автореф. дис… канд. юрид. наук. - Свердловск, 1986.
  5. Пучнин А.С. Принуждение и право. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000.
  6. Резникова А.А. Административное приостановление деятельности как мера административного принуждения. Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Челябинск, 2009.
  7. Серегина В.В. Сущность и формы государственного принуждения по советскому праву (общетеоретические проблемы). Автореф. дис… канд. юрид. наук. - Саратов, 1987.
  8. Сидоров Е.И. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Автореф. дис… канд. юрид. наук. – М., 2008.
  9. Ситкина М.Н. Выявление и пресечение органами внутренних дел (милицией) административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ (по материалам Дальневосточного региона). - Хабаровск, 2006.
  10. Усова С.Е. Типология административно-правовой организации механизма исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка и безопасности. Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Хабаровск, 2010.

 

 

 

Монографии, учебники, пособия  и лекции

  1. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. В.П. Сальникова. - В 2 ч. - Ч. 2. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
  2. Административная деятельность органов внутренних дел: Общая часть / Под редакцией А.П. Коренева. - М., 1996.
  3. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. Т. 1. - М.: Юрид. лит., 1981.
  4. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. - М., 1996.
  5. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: Учебное пособие. - Пермь, 1969.
  6. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во БЕК, 1996.
  7. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. - М., 1975.
  8. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. - Воронеж, 1970.
  9. Евдокимов С.В. Правовосстановительные меры: Монография. - Н. Новгород, 2001.
  10. Еропкин М.И. Советское административное право. Методы и формы государственного управления. - М., 1977.
  11. Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения, применяемые милицией. - М., 1987.
  12. Макарейко Н.В. Административное пресечение как средство обеспечения экономической безопасности: Монография / Н.В. Макарейко, В.В. Теплухин. - Н. Новгород, 2005.
  13. Макарейко Н.В. Административное право: Конспект лекций. - М., 2009.
  14. Мельников В.А., Белов А.А. Административное принуждение в деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения: Монография. – Волгоград, 2005.
  15. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1987.
  16. Розенфельд В.Г. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс: Учебное пособие / В.Г. Розенфельд, Ю.Н. Старилов. - Воронеж, 1993.
  17. Сл<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style

Информация о работе Административное принуждение