Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации управления, являются чрезвычайные ситуации природного и технологического характера чрезвычайное положение, военное положение и иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни и необходимость формирования управления, приспособленного для их устранения. Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и технологического характера, предусмотрены законом 5 мая 1998 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера".

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1 Организационно-правовая система управления……………………………..6
2 Правовой статус Министерства по чрезвычайным ситуациям…...………...12
3 Правовой статус территориальных органов и подразделений МЧС………19
Заключение ………………………..……………………………………………..27
Список использованных источников……………..…………………………….29

Файлы: 1 файл

titulnik_po_ap.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ      УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

 

Факультет юридический

 

Кафедра уголовного права и уголовного процесса

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине административное право Республики Беларусь

 

 

«Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций»

 

 

 

 

 

 

 

            Выполнила:

                       Большакова, А. В.

                                                                     Студентка 1 курса,12 группы 
                                                                     дневной формы обучения

 

                                                                     Проверил:

Ястреб  Денис Станиславович,

Старший преподаватель  кафедры     уголовного права и уголовного процесса УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2013

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3

1 Организационно-правовая система  управления……………………………..6

2 Правовой статус Министерства  по чрезвычайным ситуациям…...………...12

3 Правовой статус  территориальных  органов и подразделений МЧС………19                                          

Заключение ………………………..……………………………………………..27

Список использованных источников……………..…………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации  управления, являются чрезвычайные ситуации природного и технологического характера  чрезвычайное положение, военное положение  и иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни  и необходимость формирования управления, приспособленного для их устранения.

Особенности управления в чрезвычайных ситуациях  природного и технологического характера, предусмотрены законом 5 мая 1998 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера". В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет республиканский  орган государственного управления, осуществляющий управление в сфере  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, гражданской  обороны (далее - республиканский орган  государственного управления по чрезвычайным ситуациям), другие республиканские  органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и  распорядительные органы, другие организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка  и реализация правовых и экономических  норм по обеспечению защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических  программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение  устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального  назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов  управления по чрезвычайным ситуациям, сил и средств, предназначенных  и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание  республиканского, отраслевых, территориальных, местных и объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, если не указано иное);

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка  населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических  последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора  и контроля в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация  чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация  прав и обязанностей населения в  области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно  участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

планирование  и осуществление комплекса мер  по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской  обороны;

оперативное доведение до государственных органов  и других организаций и населения  сигналов оповещения и информации о  возникающих чрезвычайных ситуациях, порядке и правилах поведения  в сложившейся обстановке;

мониторинг  и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Принципы  построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством  Республики Беларусь.

Функционирование  государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обеспечивает республиканский орган  государственного управления по чрезвычайным ситуациям.

Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совершенствованию  материально-технической базы государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматриваются  программами социально-экономического развития Республики Беларусь.

Государственное управление и координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и  распорядительных органов в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и  распорядительные органы организуют работу в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствующих отраслях (сферах деятельности), на подведомственных территориях  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная  система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В законе конкретизированы полномочия органов государственной  власти и местного самоуправления в  области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная их направленность предупреждение таких ситуаций.

1 Организационно-правовая система управления

 

Управление  в области чрезвычайных ситуаций выделилось в самостоятельную область  сравнительно недавно. Согласно Закону Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные  ситуации по своему характеру и сфере  возникновения не одинаковы. Для лучшего понимания и уяснения их можно классифицировать по различным критериям: но сфере возникновения, ведомственной принадлежности, масштабу возможных последствий.

По сфере  возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на следующие:

  1. техногенные;
  2. природные;
  3. экологические.

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с  разного рода авариями. Аварии также могут сопровождаться: а) выбросом опасных веществ (радиационные, химические, биологические); б) пожарами; в) взрывами; г) затоплениями; д) нарушениями систем жизнеобеспечения (энергосистем, инженерных, технологических сетей и т.п.); е) обрушениями сооружений; ж) крушениями транспортных средств.

Природные чрезвычайные ситуации возникают в результате стихийных бедствий. В зависимости  от природных явлений, приводящих к возникновению подобных ситуаций, их можно разделить таким образом: а) геологические; б) гидрометеорологические (метеорологические, агрометеорологические, гидрологические, гидрометеорологические), в) гелиогеофизические; г) массовые заболевания.

Стихийные бедствия, связанные с природными явлениями, могут быть вызваны обвалами, просадкой  земной поверхности, оползнями, эрозией  и т.д.

Стихийные бедствия, связанные с метеорологическими и агрометеорологическими природными явлениями, вызываются ветром, крупным  градом, сильным снегопадом, сильной  метелью, сильным гололедом, сильной  бурей, заморозками, сильной жарой, сильным туманом, природным пожаром (лесным, болотным (торфяным), полевым и т.п.).

Стихийные бедствия, связанные с гидрологическими природными явлениями, вызываются: высоким уровнем воды (наводнениями), при которых возможно затопление населенных пунктов, посевов сельхозкультур или повреждение промышленных и транспортных объектов.

Стихийные бедствия, связанные с возникновением массовых заболеваний, возможны при эпидемиях, эпизоотиях, эпифи готиях.

Чрезвычайные  ситуации экологического характера  нередко связаны с отрицательными изменениями суши, гидросферы, атмосферы, литосферы, биосферы и влекут за собой катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека, и т.д.

По ведомственной  принадлежности чрезвычайные ситуации возможны в строительстве, промышленности (атомная энергетика, металлургия, машиностроение и т.д.), жилищной и коммунально-бытовой сфере обслуживания населения, на транспорте (на подземном, воздушном, водном, наземном (железнодорожном, трубопроводном, автомобильном), в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве.

По масштабу последствий чрезвычайные ситуации бывают:

  1. локальные;
  2. региональные;
  3. республиканские (государственные);
  4. трансграничные.

Локальные —  это также чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия  жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального значения.

К местным  относятся чрезвычайные ситуации, в  результате которых пострадало свыше 10 человек, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности  более 100 человек, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1000, но не более 5000 базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Региональными рассматриваются такие чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5000, но не более 500 000 базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.

Республиканскими (государственными) являются такие  чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 500 000 базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы более чем двух областей.

Трансграничные представляют собой  такие чрезвычайные ситуации, поражающие факторы которых выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайные ситуации, которые произошли за рубежом, но затрагивают территорию Республики Беларусь (ст. 5 Закона).

Все названные  явления, вызывающие чрезвычайные ситуации, бывают объективного или субъективного характера.

Таким образом, катастрофы, крушения, аварии, пожары, эпидемии и т.д., возникают как в результате действий человека, так и в силу объективных причин природного или биологического свойства.

Чрезвычайные  ситуации любого вида причиняют ущерб. В этой связи возникает необходимость  их предупреждения и ликвидации.

Предупреждение  чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно  и направленных на максимально возможное  уменьшение риска возникновения  чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случаях их возникновения.

Информация о работе Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций