Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации управления, являются чрезвычайные ситуации природного и технологического характера чрезвычайное положение, военное положение и иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни и необходимость формирования управления, приспособленного для их устранения. Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и технологического характера, предусмотрены законом 5 мая 1998 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера".

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1 Организационно-правовая система управления……………………………..6
2 Правовой статус Министерства по чрезвычайным ситуациям…...………...12
3 Правовой статус территориальных органов и подразделений МЧС………19
Заключение ………………………..……………………………………………..27
Список использованных источников……………..…………………………….29

Файлы: 1 файл

titulnik_po_ap.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

Областные и Минское городское  управления кроме того обязаны:

  • координировать работу подчиненных им городских и районных отделов по чрезвычайным ситуациям, пожарных, аварийно-спасательных отрядов, частей и постов в городах, районах, на объектах, учебных, научных и иных организаций, деятельность которых связана с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и подготовкой специалистов для их ликвидации, и иных подразделений, созданных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке для выполнения задач, возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, координировать работу местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивать пожарную, промышленную и радиационную безопасность, гражданскую оборону;
  • осуществлять проверку соблюдения местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и гражданами законодательства Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны (ст. 15 Закона «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»),

Более конкретизированы полномочия территориальных  органов по чрезвычайным ситуациям в Положении о районном (городском, городском и районном) отделе по чрезвычайным ситуациям областного (Минского городского) управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О пожарной безопасности», Положении о департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь1.

Положением о районном (городском, городском и районном) отделе по чрезвычайным ситуациям значительные полномочия предоставлены начальнику отдела, являющемуся начальником  районного (городского, городского и районного) гарнизона пожарной аварийно-спасательной службы. Он назначается на должность и освобождается от нее Министром. Заместители начальника отдела назначаются на должность и освобождаются от нее начальником управления по согласованию с МЧС. Начальник отдела подчиняется начальнику управления и его первому заместителю.

Начальник отдела имеет следующие  полномочия: руководит деятельностью  отдела и подчиненных пожарных аварийно-спасательных подразделений; осуществляет полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, гражданской обороны; осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование оперативно-служебной деятельности отдела и подчиненных подразделений; разрабатывает и утверждает в пределах предоставленных прав должностные обязанности работников отдела и непосредственно подчиненных подразделений; издает в пределах своей компетенции приказы по вопросам служебной деятельности отдела и подчиненных подразделений, обеспечивает контроль и организацию их исполнения; применяет в установленном порядке поощрения и налагает дисциплинарные

 

взыскания на работников отдела и  подчиненных подразделений, организует проведение их служебной аттестации; оперативно выезжает на места пожаров, аварий, катастроф, стихийных бедствий и в установленном порядке и в соответствии со сложившейся обстановкой руководит тушением пожаров и работами но ликвидации чрезвычайных ситуаций; в установленном порядке рассматривает дела об административных правонарушениях, применяет меры административного принуждения, пресечения в пределах предоставленных ему полномочий; изучает и анализирует собранные материалы проверок по пожарам, утверждает постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел по пожарам и нарушении правил пожарной безопасности и др.

Немаловажной областью деятельности является обеспечение пожарной безопасности. Пожарная безопасность обеспечивается приведением объектов в населенных пунктах в состояние, которое  исключает возможность возникновения  пожара или обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара. Система пожарной безопасности слагается из комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, а также сил и средств, направленных на предупреждение и ликвидацию пожаров.

Государственный пожарный надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, а также выполнением стандартов, норм и правил системы противопожарного нормирования и стандартизации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами государственного пожарного надзора (ч. 1 ст. 4 Закона «О пожарной безопасности»).

Государственный пожарный надзор проводится в целях охраны от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния и обеспечения устойчивого функционирования экономики1.

 

В разделе III Закона «О пожарной безопасности»  установлена компетенция местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, обязанности республиканских органов государственного управления, руководителей и должностных лиц, рабочих и граждан.

Систему органов государственного пожарного надзора возглавляет Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору, являющийся первым заместителем министра по чрезвычайным ситуациям.

Главный государственный инспектор  Республики Беларусь по пожарному надзору  осуществляет руководство органами государственного пожарного надзора.

Основными обязанностями органов  государственного пожарного надзора являются:

  1. осуществление надзора за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и гражданами требований Закона, нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
  2. дача заключения по проектам нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
  3. осуществление выборочного контроля за выполнением проектными и строительными организациями и гражданами противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
  4. информирование населения о состоянии пожарной безопасности объектов и результатах надзорной деятельности;
  5. оказание помощи нештатным пожарным формированиям в организации профилактической работы и боевой подготовки;
  6. участие в комиссиях по приему в эксплуатацию завершенных строительством объектов;
  7. оказание помощи республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям в подготовке студентов и работников требованиям пожарной безопасности;

К основным правам рассматриваемых  органов относятся:

  1. проведение пожарно-технического обследования объектов, выдача'предписаний, предупреждений, заключений и рекомендаций по устранению нарушений норм правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации. Не допускается обследование индивидуальных жилых домов и строений при них, квартир в ночное время;
  2. утверждение норм и правил пожарной безопасности;
  3. приостановление действия нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, которые не согласованы с органами государственного пожарного надзора и противоречат требованиям пожарной безопасности;
  4. осуществление проверки знания вопросов пожарной безопасности работниками и гражданами в предусмотренных законодательством случаях;
  5. требовать и получать от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций и граждан сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, строений и выпускаемой продукции, а также о пожарах и их последствиях;
  6. координировать и проводить научные исследования, государственные испытания, сертификацию и лицензирование в области пожарной безопасности;
  7. приостанавливать полностью или частично при неисполнении соответствующих предупреждений работу организаций, строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ при нарушении требований нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, проектной документации, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и иных устройств, которые функционируют с нарушением противопожарных требований. Приостановление осуществляется без соответствующего предупреждения, если создана непосредственная угроза возникновения пожара;
  8. запрещать выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей требованиям нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
  9. рассматривать в соответствии с действующим законодательством дела об административных правонарушениях;

10) согласовывать проекты на  строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, а также проекты с обоснованными отступлениями от противопожарных требований.

Работники органов государственного пожарного надзора являются представителями  власти. При исполнении своих служебных обязанностей они руководствуются законодательством Республики Беларусь и подотчетны только вышестоящим должностным лицам органов государственного пожарного надзора.

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям входит в систему этого министерства на правах юридического лица.

Правовой статус департамента определяется Положением о нем. Реорганизация  и ликвидация департамента осуществляется по решению Президента Республики Беларусь.

Департамент возглавляет систему  органов технического надзора, структуру  которых утверждает министр по чрезвычайным ситуациям.

Начальник департамента назначается  Советом Министров, его заместители  назначаются на должность и освобождаются  от должности министром. Начальник департамента подчиняется министру и его первому заместителю.

Основные задачи департамента: осуществление  специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной, технической, ядерной и радиационной безопасности, безопасной перевозки грузов, охраны и рационального использования недр; предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь; регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производства и объектов; выполнение иных задач по поручению МЧС (п. 8 Положения).

Функции и права департамента закреплены в главах 3 и 4 Положения.


Информация о работе Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций