Альтернативная гражданская служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Методологическую основу исследования составляют комплекс научных методов познания социально-политических явлений и процессов: общенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых явлений – конкретно-исторический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, и др. В исследовании используются также общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение), с помощью которых выявляются закономерности, существующие в сфере государственно-правовых явлений, проблемы и пути совершенствования правового регулирования увольнения с военной службы по контракту.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ………………………… 7
1.1. Понятие и сущность альтернативной гражданской службы……………. 7
1.2. Правовое регулирование альтернативной гражданской службы………. 16
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ………………………………………………….. 19
2.1. Общие вопросы организации альтернативной гражданской службы….. 19
2.2. Порядок замены военной службой по призыву альтернативной гражданской службой…………………………………………………………. 27
2.3. Фактическая реализация права на альтернативную гражданскую службу…………………………………………………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список литературы……………………………………………………………. 47
Приложения…………………………………………………………………….. 48

Файлы: 1 файл

АГС.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ  СЛУЖБЫ………………………… 7

1.1. Понятие и сущность альтернативной  гражданской службы……………. 7

1.2. Правовое регулирование альтернативной  гражданской службы………. 16

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА  НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ  СЛУЖБУ………………………………………………….. 19

2.1. Общие вопросы организации  альтернативной гражданской службы….. 19

2.2. Порядок замены военной службой по призыву альтернативной гражданской службой…………………………………………………………. 27

2.3. Фактическая реализация права  на альтернативную гражданскую  службу…………………………………………………………………………… 36

Заключение……………………………………………………………………… 40

Список литературы……………………………………………………………. 47

Приложения…………………………………………………………………….. 48

 

Введение

 

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, что закреплено в ч. 1 ст. 59 Конституции РФ1. Вместе с тем ч. 3 ст. 59 Конституции РФ предусматривает, что гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Проведение военной  реформы и процесс реформирования Вооруженных Сил и внутренних войск МВД РФ требует дальнейшего развития и совершенствования законодательства, обеспечения законности в деятельности органов военного управления и должностных лиц, соблюдения прав граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Успешная реализация мероприятий и достижение целей  военной реформы зависит от выполнения ряда задач, среди которых выделяются: качественное совершенствование организационно-штатной  структуры Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, гарантирующей военную безопасность страны, приведение штатной численности военнослужащих к уровню, адекватному существующим и потенциальным военным угрозам с учетом экономических возможностей государства создание эффективной системы гарантий военнослужащим и гражданам, реализующим свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу.

Чтобы отвечать своему назначению, правовые нормы по вопросам реализации гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой должны быть научно обоснованными, правильно отражать реальные процессы, истинные причины соответствующих явлений, точно учитывать потребности Вооруженных Сил внутренних войск МВД, личные интересы и убеждения граждан РФ, а также возможности государства.

Таким образом, раскрытие  и дальнейшее развитие теоретических  основ реализации гражданами РФ конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, постоянное совершенствование законодательства в этой области и разработка практических рекомендаций по правильному применению действующего законодательства при направлении на альтернативную гражданскую службу имеют большое значение.

28 июня 2002 г. Государственной  Думой был принят Федеральный  закон «Об альтернативной гражданской службе»2. Указанный Федеральный закон в соответствии со статьей 25 вступил в силу с 1 января 2004 г.

Вместе с тем представляется, что в настоящее время не исследован полностью конституционно-правовой механизм реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу, недостаточно исследованы вопросы направления граждан на альтернативную гражданскую службу и порядок ее прохождения. При этом какого-либо специального научного исследования, посвященного наиболее полному изучению аспектов, связанных с реализацией конституционного права граждан на замену военной службы по призыву, альтернативной гражданской службой, фактически не проводилось. Не в полной мере дает ответ на указанные проблемы исследования и Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, связанных с реализацией гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Предметом исследования является альтернативная гражданская  служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами РФ взамен военной службы по призыву.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе уже имеющихся теоретических данных сформулировать понятие альтернативной гражданской службы, комплексно проанализировать проблемы правового регулирования, организации и реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу, разработать на этой основе рекомендации и предложения по разрешению существующих проблем и совершенствованию законодательства.

В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи исследования:

1. Определение понятия альтернативной гражданской службы, правовых оснований прохождения альтернативной гражданской службы, организации направления граждан на альтернативную гражданскую службу, увольнения с альтернативной гражданской службы и их последствий.

2. Исследование конституционно-правового механизма реализации гражданами РФ права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Методологическую основу исследования составляют комплекс научных методов  познания социально-политических явлений  и процессов: общенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых явлений – конкретно-исторический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, и др. В исследовании используются также общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение), с помощью которых выявляются закономерности, существующие в сфере государственно-правовых явлений, проблемы и пути совершенствования правового регулирования увольнения с военной службы по контракту.

Юридической базой исследования являются: Конституция РФ, Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие вопросы реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу.

Работа представлена в виде введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И  ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ  ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

 

1.1. Понятие и сущность альтернативной гражданской службы

 

Защита Отечества – это его оборона в случае возможной агрессии против него или его союзников, с которыми страна связана договорами о взаимной помощи или обороне. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). В случае, если убеждениям гражданина или его вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Основой выделения замены военной службы альтернативной гражданской  службой в самостоятельный объект и предмет исследования является, по нашему мнению, одна из объективных  закономерностей, которая связана с прохождением военной службы и конституционным правом на ее замену альтернативной гражданской службой, а также ее неизменным атрибутом, реализацией данного права. Альтернативная гражданская служба оформляется в систему качественных общественных отношений. Часть этих отношений опосредуется нормами права, совокупность которых по существу является правовым выражением указанной закономерности3.

В силу специфики общественных отношений важно проанализировать теоретико-правовое понятие «альтернативная гражданская служба», его сущность и содержание. Проведенное исследование позволит сформулировать правовое понятие альтернативной гражданской службы.

Человек осуществляет различные  виды деятельности. В зависимости  от целей это может быть деятельность, осуществляемая в интересах частных или личных, общественных, государственных или общечеловеческих. Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека является служба.

В литературе понятие «служба» употребляется как социально-правовой институт, как система специальных органов, как духовная деятельность и т.д.4

О понятии альтернативной гражданской службы можно говорить в широком и узком смысле. В  научной и юридической литературе замену военной службы по призыву  альтернативной гражданской службой относят к юридическим фактам, связанным с правом каждого гражданина действовать в соответствии со своими убеждениями.

Правоотношения при  реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу имеют ряд  признаков, характерных для любого правоотношения:

1) возникают только  на основе норм права;

2) охраняются государством  и обеспечиваются государственным  принуждением;

3) реализуются на основе  субъективных прав и юридических  обязанностей;

4) являются волевыми  отношениями, поскольку для их  возникновения необходима воля их участников5.

Любое правоотношение имеет  следующую структуру: субъект, объект, субъективное право, юридическая обязанность.

Субъектами альтернативной гражданской службы являются гражданин  и должностные лица, которые имеют  определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности.

Объектом альтернативной гражданской службы – является такое благо, по поводу которого субъекты, реализующие право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, вступают в юридические связи и на что направлены их права и обязанности.

В содержании реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу как совокупности правоотношений существуют две стороны: юридическая и фактическая.

Юридическое содержание права граждан на альтернативную гражданскую службу – это возможность, необходимость или запрещенность определенных действий управомоченного или обязанного лица.

Фактическое же содержание реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу включает в себя сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое содержание шире фактического, так как включает в себя неопределенное количество возможностей, тогда как фактическое – только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Таким образом, понятие реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу можно рассматривать  в широком и узком смысле. В  узком смысле – это юридический факт (обстоятельство), связанное с реализацией конституционного права, в широком – альтернативная гражданская служба рассматривается как совокупность правоотношений между субъектами, урегулированных на основе норм права в отношении блага, находящегося в распоряжении управомоченной стороны и охраняемого государством, посредством осуществления субъективных прав и выполнения юридических обязанностей6.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» дано определение альтернативной гражданской службы, под которой понимается особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Из данного определения можно выделить следующие юридические значимые обстоятельства: во-первых, осуществление трудовой деятельности в интересах общества и государства; во-вторых, несение альтернативной гражданской службы взамен военной службы по призыву.

Понятие альтернативной гражданской  службы, вытекающее из Конституции  РФ и Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» должно соответствовать требованиям международно-правовых норм, принципов и договоров с участием Российской Федерации. В связи с этим включение в понятие «альтернативная гражданская служба» других характеристик, имеющих значения при принятии решения о ее прохождении, должно происходить с соблюдением международно-правовых норм.

Альтернативная гражданская служба не является разновидностью государственной, в том числе военной или  муниципальной, службы. В то же время  альтернативная гражданская служба как форма исполнения воинской обязанности, с одной стороны, обеспечивает другие виды социальной деятельности (например, государственную, в том числе военную, и муниципальную службу, деятельность в сфере здравоохранения, социального обеспечения граждан и др.), а, с другой, – реализует конституционное право граждан на возможность отказа от исполнения воинской обязанности в форме ее прохождения по призыву7.

Для полного и всестороннего  раскрытия понятия альтернативной гражданской службы и ее сущности необходимо уяснить, что представляют собой правовые нормы, изложенные в ст. 59 Конституции РФ во взаимосвязи с другими правовыми нормами.

Часть 1 ст. 59, определяя одну из основных конституционных обязанностей гражданина – «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» – содержит и основную мысль ст. 59. Нет сомнения, что эта конституционная обязанность гражданина распространяется на всех граждан Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Информация о работе Альтернативная гражданская служба