Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 18:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение уголовно-правовых аспектов терроризма.
Для достижения данной цели необходимо решения следующих задач: во-первых, изучить международно-правовые документы, регулирующие борьбу с терроризмом, во-вторых, для того, чтобы понять деятельность РК в области терроризма, проанализировать правовое регулирование борьбы с международным терроризмом в РК. В-третьих, проследить процесс развития и сотрудничества РК в борьбе с преступлениями против мира и безопасности человечества.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Терроризм как преступление против мира и безопасности человечества
1.1 История появления терроризма……………………………………………...5
1.2 Терроризм и международное право………………………………………….7
1.3 Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в центрально-азиатском регионе…………………………………………………………………………....10
Глава II. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты терроризма
2.1 Уголовно-правовая ответственность за терроризм………………………..13
2.2 Статьи Уголовного Кодекса Республики Казахстан, касающиеся проявление терроризма………………………………………………………….17
2.3 Террористическая и экстремистская деятельность организаций в Республике Казахстан…………………………………………………………...22
2.4 Финансовые источники терроризма………………………………………..25
Глава III. Пути решения Национальной безопасности в РК
3.1 Правовое обеспечение противодействия терроризму в Казахстане……...27
3.2 Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение 1………………………………………………………………….…36
Приложение 2…………………………………………………………………….40
Приходится, однако, констатировать наличие серьезного препятствия на пути к достижению этих целей. Оно видится в низком уровне международно-правового сознания основной массы политических деятелей. Выступая на заседании Американского общества международного права, известный юрист А. Герсон заявил: “Нет сомнения в том, что многие члены конгресса от обеих партий ни в грош не ставят международное право…”.
То обстоятельство, что борьба с терроризмом должна вестись на основе международного права и под руководством ООН подтверждается резолюциями Совета Безопасности. Совет принял решение о санкциях в отношении Движения талибов в связи с поддержкой им международного терроризма. Решение от 28 сентября обязало государства принять следующие меры: обеспечить запрет финансирования террористических организаций, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения всех государств к международным конвенциям по борьбе с терроризмом и обеспечить их полное осуществление. Учрежден специальный орган для контроля за выполнением решения.
Кроме ратификации существующих и разработки новых конвенций о борьбе против терроризма предстоит решить и другие международно-правовые проблемы. Прежде всего, необходимо установить ответственность государств за все виды содействия терроризму. Начать этот процесс целесообразно с принятия соответствующего решения Совета Безопасности.
Необходима четкая квалификация актов международного терроризма. Ныне по этому вопросу существуют две позиции.
Одна из них изложена в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2001 г.: Любые антитеррористические действия “должны соответствовать конвенциям ООН и резолюциям Совета Безопасности и иметь своей целью привлечение к суду вдохновителей, организаторов и спонсоров этих преступлений, а не поспешное наказание”.
Другая позиция принята НАТО. Генсек НАТО изложил ее так: “Совершенные против США теракты будут рассматриваться как действия, предусмотренные 5-й статьей Вашингтонского договора, квалифицирующей вооруженное нападение на одну или несколько стран альянса как нападение на всех его членов”. [7, ст.102]
Решение проблемы видится в следующем. В принципе борьба с международным терроризмом должна вестись уголовно-правовыми методами в соответствии с международными конвенциями. Ответственность несут физические лица.
В случае если террористические действия поддерживаются государством, то оно несет за это международно-правовую ответственность и к нему применимы контрмеры, а в случае необходимости и санкции по решению Совета Безопасности ООН. [27, ст.206].
Главные стратегические условия борьбы с терроризмом:
1.3 Актуальные
проблемы борьбы с терроризмом
и иными проявлениями
С каждым годом
терроризм приобретает все
Тенденция роста и распространения терроризма обуславливается наличием и возникновением целого ряда межгосударственных и внутренних конфликтных факторов политического, социально-экономического, территориального, исторического, национального, религиозного и иного характера. Поощрение и инспирация их извне создают благоприятные условия для сохранения и разрастания деструктивизма, не позволяют в полной степени реализовать меры по нормализации складывающейся ситуации.
Продолжается последовательная работа в рамках региональных антитеррористических структур. Наши спецслужбы и правоохранительные органы активно взаимодействуют с Антитеррористическим Центром СНГ. 9-11 июня 2003 года на территории Украины при координирующей роли Антитеррористического центра СНГ, ФСБ России и СБ Украины проведено совместное тактико-специальное учение «Азов-антитеррор-2003» для руководящего состава антитеррористических подразделений государств - участников СНГ по теме: «Подготовка и проведение специальной (антитеррористической) операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах морского транспорта». [6, ст.93]
Во все более
практической плоскости начинает работать
другая международная структура
– «Шанхайская организация
Казахстаном подписаны и выполняются обязательства по Договору о коллективной безопасности государств-членов Содружества. Реализуются мероприятия, определенные в рамках подписанного на саммите руководителей стран центрально-азиатского экономического союза в 2000 году Соглашения о совместных действиях в борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон.
Идет обмен информацией в рамках коммюнике, подписанных на I и II совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов по резолюции Совета Безопасности ООН № 1371 (2001). Углубляется сотрудничество между спецслужбами тюркоязычных государств.
В Казахстане выработалась и постепенно совершенствуется система мер обеспечения безопасности общества и государства от террористических угроз, что позволило накопить определенный опыт в выявлении и пресечении деятельности террористических организаций. В последние годы в нашей стране проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок терроризма и экстремизма. В июле 1999 года в Казахстане был принят Закон «О борьбе с терроризмом», определивший правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в республике, порядок деятельности государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. [3, ст.9]
Принят ряд других законодательных актов по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом. Проводится работа по предупреждению и нейтрализации предпосылок к возникновению экстремистских проявлений, выявлению лиц, причастных к террористической деятельности и скрывающихся на территории Казахстана от преследования за совершенные преступления в других странах. [5, ст.274]
Рост угрозы
распространения терроризма в центрально-азиатских
странах СНГ в значительной степени
обуславливается и тем обстояте
Этот регион
рассматривается как транзитный
коридор для нелегальной
Безусловно, определяющим
фактором в противодействии
Поэтому в решении этой проблемы необходимо использовать весь комплекс имеющихся в распоряжении у государства и общества возможностей. В этой связи важна позиция духовенства, творческой и научной интеллигенции, средств массовой информации.
Без реальной помощи
честных людей, патриотов своего
Отечества, заинтересованных в сохранении
благополучия своего очага, своих родных
и близких эффективность
Наряду с известной и присущей деятельностью организованных преступных группировок (наркобизнес, контрабанда и торговля оружием и людьми, отмывание денежных средств и т.п.), проявилась новая тенденция - сращивание отдельных этнических криминальных группировок с этническими террористическими и экстремистскими структурами.
Кроме обозначенных угроз - международного терроризма, религиозного экстремизма, расширения незаконного оборота наркотиков и оружия, увеличения потока нелегальной миграции, - обозначились контуры новых вызовов стабильности в Центральной Азии в виде напряженной социально-экономической обстановки в отдельных густонаселенных районах, недостатка водных ресурсов, ухудшения экологии.
Эти негативные тенденции повышают значимость совместных действий по созданию эффективных механизмов региональной безопасности. В их основу может быть положен принцип формирования концентрических кругов стабильности вокруг Центральной Азии. Национальная безопасность центрально-азиатских государств должна быть тесно связана с безопасностью всего центрально-азиатского региона. Безопасность региона следует рассматривать как составляющую часть евроазиатской системы безопасности, являющейся в свою очередь частью глобальной системы безопасности. [29, ст.46]
Глава II. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты терроризма
2.1 Уголовно-правовая ответственность за терроризм и экстремизм
Впервые в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан, принятом 16 июля 1997 года, законодательство включило самостоятельную главу о преступлениях против мира и безопасности человечества, чем привело национальное уголовное законодательство в соответствие с международными конвенциями и взятыми на себя обязательствами по борьбе с посягательствами, которые традиционно относились к категории так называемых международных преступлений.
Международными преступлениями, как это отражено в юридической литературе, признаются особо опасно для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личных и жизненно важных интересов международного общества в целом.
Источниками норм
об ответственности за преступления
против мира и безопасности человечества
в международном праве
Проект Кодекса к преступлениям против мира и безопасности человечества содержит 12 составов: