Борьба с терроризмом в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение уголовно-правовых аспектов терроризма.
Для достижения данной цели необходимо решения следующих задач: во-первых, изучить международно-правовые документы, регулирующие борьбу с терроризмом, во-вторых, для того, чтобы понять деятельность РК в области терроризма, проанализировать правовое регулирование борьбы с международным терроризмом в РК. В-третьих, проследить процесс развития и сотрудничества РК в борьбе с преступлениями против мира и безопасности человечества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Терроризм как преступление против мира и безопасности человечества
1.1 История появления терроризма……………………………………………...5
1.2 Терроризм и международное право………………………………………….7
1.3 Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в центрально-азиатском регионе…………………………………………………………………………....10
Глава II. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты терроризма
2.1 Уголовно-правовая ответственность за терроризм………………………..13
2.2 Статьи Уголовного Кодекса Республики Казахстан, касающиеся проявление терроризма………………………………………………………….17
2.3 Террористическая и экстремистская деятельность организаций в Республике Казахстан…………………………………………………………...22
2.4 Финансовые источники терроризма………………………………………..25
Глава III. Пути решения Национальной безопасности в РК
3.1 Правовое обеспечение противодействия терроризму в Казахстане……...27
3.2 Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение 1………………………………………………………………….…36
Приложение 2…………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая Терроризм.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

В 1999 году была принята Международная конвенция  о борьбе с финансированием терроризма, которую Государственная Дума ратифицировала 14 июня 2002 года. Согласно ст. 8 Конвенции  каждое государство принимает, в соответствии с принципами своего внутреннего права, необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, с целью возможной конфискации. [30, ст.8]

Однако создание правовой базы не решает всей проблемы, поскольку для пресечения самой  финансовой операции в пользу террористов  необходима своевременная разведывательная информация об истинных ее целях и адресатах. Помочь в решении данной проблемы может лишь повышение уровня сотрудничества между государствами на многосторонней основе. Ключевое значение в выявлении и пресечении финансовых операций, осуществляемых в поддержку террористической деятельности, имеет установление конечного адресата - террористической организации или группы. Велика важность координации действий на международном уровне не только в отслеживании источников финансирования, но и лишении террористов возможности использовать полученные средства на преступные цели. Практика взаимодействия государств, в противодействии финансированию терроризма еще раз подтверждает мысль, что нет альтернативы международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом.

 

Глава III. Пути решения  Национальной безопасности в РК

3.1 Правовое  обеспечение противодействия терроризму  в Казахстане

 

В последнее  время в Казахстане наблюдается  активность властей, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности, на текущий момент времени государством осуществлены следующие действия в этом направлении:

  • Казахстан присоединился к четырнадцати международным универсальным инструментами по борьбе с терроризмом. В настоящее время Казахстаном проводятся внутригосударственные процедуры по ратификации 2-х протоколов и поправок к ним (Протокол к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 2005 года; Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 2005 года).
  • В декабре 2003 года распоряжением Президента РК создан Антитеррористический центр для более эффективной работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма. На АТЦ возложена координация деятельности всех специальных, правоохранительных и иных ведомств по борьбе с терроризмом.
  • 18 февраля 2005 г – вступление в силу Закона «О противодействии экстремизму».
  • 23 февраля 2006 г - вступление в силу Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия терроризму и экстремизму».
  • 12 мая 2006 г- одобрение Мажилисом Парламента проекта Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения национальной безопасности.
  • 8 апреля 2010 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму», которым корректируются 5 кодексов и 11 законов, в соответствии с международными нормами устанавливаются принципы и модель государственной системы противодействия терроризму.
  • Развиваются контакты с Контртеррористическим комитетом и Комитетами по исполнению резолюции ООН 1267 (санкции против «Аль-Каеды» и «Талибан») и 1540 (ядерное нераспространение) Совета Безопасности ООН.
  • В 2010 году Казахстан председательствовал в ОБСЕ, имеющую огромный опыт в военно-политической области и большой потенциал для его имплементации в конкретные действия.
  • В рамках военно-политического измерения было проведено более 60 мероприятий. 14-15 октября 2010 г. в Астане состоялась Конференция по предотвращению терроризма. По итогам конференции была принята Астанинская декларация, подтверждающая приверженность стран-участниц ОБСЕ и государств-партнеров делу борьбы с терроризмом.
  • Кроме этого, вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом на постоянной основе поднимаются в рамках Подкомитета по правосудию и правопорядку «Республика Казахстан - Европейский Союз».
  • Казахстан участвует в реализации контртеррористических мероприятий в рамках Индивидуального плана действий партнерства с НАТО. Расширяется сотрудничество с Советом Евро-Атлантического партнерства. Показателем доверия к Казахстану стало проведение в г.Астане 24-26 июня 2009 года 3-го Форума безопасности НАТО/СЕАП и межпарламентского семинара Роуза-Рота. [26, ст.25]

 

 

3.2 Роль государственных  органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма

Противодействие терроризму и экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению;
  • выявление и пресечение экстремизма;
  • международное сотрудничество в области противодействия экстремизму. [23, ст.98]

Государственные органы в пределах своей компетенции  реализуют следующие профилактические меры, направленные на предупреждение экстремизма:

  • государственный орган по связям с религиозными объединениями проводит изучение и анализ деятельности созданных на территории Республики Казахстан религиозных объединений и иностранцев, занимающихся проповедованием и (или) распространением какого-либо вероучения, осуществляет информационно-пропагандистские мероприятия по вопросам, относящимся к его компетенции, рассматривает вопросы, касающиеся нарушений законодательства Республики Казахстан о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, вносит предложения о запрещении деятельности религиозных объединений, нарушающих законодательство Республики Казахстан о противодействии экстремизму;
  • уполномоченный орган по делам средств массовой информации проводит мониторинг продукции средств массовой информации на предмет недопущения в них пропаганды и оправдания экстремизма, соблюдения ими законодательства Республики Казахстан, обеспечивает освещение вопросов укрепления межнационального и межконфессионального согласия в средствах массовой информации, выполняющих государственный заказ;
  • центральный исполнительный орган в области образования обеспечивает утверждение и реализацию в организациях образования воспитательных программ, направленных на формирование у обучающихся не восприятия идей экстремизма, уважения общепризнанных принципов международного права и гуманизма, осуществляет контроль за соблюдением международных договоров по вопросам обмена студентами учебных заведений;

 

  • органы национальной безопасности Республики Казахстан проводят оперативно-розыскные мероприятия и в соответствии с законодательством Республики Казахстан по мотивированным заключениям государственных органов осуществляют меры по недопущению въезда в Республику Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;
  • органы внутренних дел Республики Казахстан осуществляют оперативно-розыскную деятельность, исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществляют выдворение из Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;
  • местные исполнительные органы областей (городов республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) осуществляют взаимодействие с общественными объединениями, изучение деятельности созданных на соответствующих территориях религиозных объединений и иностранцев, занимающихся проповедованием и (или) распространением какого-либо вероучения, создают банк данных о них, осуществляют информационно-пропагандистские мероприятия на региональном уровне по вопросам, относящимся к их компетенции, проводят изучение и анализ религиозной обстановки в регионе.

Органы национальной безопасности и органы внутренних дел  Республики Казахстан выявляют, пресекают, раскрывают и расследуют преступления, отнесенные законодательством Республики Казахстан к ведению этих органов, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Прокуроры при  обнаружении фактов нарушений законодательства Республики Казахстан в области  противодействия экстремизму физическими и юридическими лицами, их структурными подразделениями (филиалами и представительствами) или при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях, а также в случае распространения через средства массовой информации экстремистских материалов, которые могут причинить вред правам и свободам человека и гражданина, a также интересам юридических лиц, общества и государства, вносят акты прокурорского надзора об устранении любых проявлений экстремизма, причин и условий, способствовавших его осуществлению, о восстановлении нарушенных прав, подают заявление в суд о приостановлении и запрещении деятельности организаций в случае осуществления ими экстремизма.

Иные государственные  органы участвуют в выявлении  и пресечении экстремизма в пределах их компетенции, установленной законами Республики Kaзaxcтан.

В целях профилактики, выявления и пресечения экстремизма  государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции  статистическую деятельность в области  правовой статистики специальных учетов, на основании решений судов ведет учет экстремистских организаций и лиц, привлеченных к ответственности за совершение экстремизма.

При признании  судом организации экстремистской либо приостановлении и запрещении деятельности посредством ликвидации организации при осуществлении ею экстремизма и привлечении лиц к ответственности за совершение экстремизма суд обязан незамедлительно направить в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, информационные учетные документы.

Государственные органы Республики Казахстан в целях  профилактики, выявления и пресечения экстремизма сотрудничают с иностранными государствами и международными организациями.

Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие противодействие экстремизму, сотрудничают с компетентными органами иностранных  государств, международными правоохранительными  организациями, проводят оперативно-розыскные  мероприятия на территории Республики Казахстан или других государств в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) международными договорами.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги курсовой работы, необходимо отметить, что международный  терроризм есть преступление XXI века. Представляющие собой совокупность общественно опасных, в международном масштабе, деяний, угрожающих международной и национальной безопасности государства, влекущих за собой бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей, затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.

Первостепенной задачей  независимого Казахстана является правовое регулирование терроризма. Размеры  и сложности проблема терроризма и других преступлений, посягающих на мирную жизнь человечества, получивших распространение во всем мире, приобрели также особое значение в политической жизни Республики Казахстан. В этой связи, правительство Казахстана создаёт Национальное Бюро Интерпола, а также принимает Закон «О борьбе с терроризмом», который затрагивает правовые аспекты борьбы правоохранительных органов с терроризмом.

Сотрудничество, в правовой помощи по уголовным делам в духе Устава ООН, имеет первостепенное значение для нашей республики. Осознавая актуальность и остроту проблем борьбы с терроризмом, признавая, что эти серьёзные трудности не могут быть решены собственными усилиями суверенных государств в силу ограниченности ресурсов и недостатка опыта, международное сообщество намерено поддержать усилия стран СНГ по решению указанных проблем, осознавая как масштаб гуманитарных потребностей, так и более широких последствий в области безопасности. Заключение ряда соглашений по оказанию правовой помощи по уголовным делам, конвенций о сотрудничестве по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, а также другими видами опасных деяний, является подтверждением этому.

Таким образом, подводя  итоги курсовой работы, необходимо указать о том, что жизнь миллионов  людей на планете всё ещё омрачена насилием. Некоторые государства прекратили своё существование в результате внутренних меж общинных конфликтов. В других государствах безопасность людей находится под угрозой из-за нежелания правительств действовать в интересах своего населения. Нельзя допускать, чтобы кто-либо пострадал или был, подвергнут террору в своей собственной стране и за её пределами. Существуют разнообразные механизмы в урегулировании терроризма и его ликвидации. В качестве примера одного из таких механизмов, можно назвать международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. [18, ст.43]

 

Очевидно, что человеческий потенциал и институциональная  база используется для продвижения  этого общества ранее, для достижения настоящего права каждого государства  на мирное существование, включая малонаселенные, нуждающиеся в помощи страны и государства. От того будет ли существовать мир и безопасность общества, отношение к которому проверяется степенью цивилизованности общества.

Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма и терроризма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования закона:

  1. запрещающего пропаганду и агитацию, возбуждающие национальную и религиозную ненависть и вражду;
  2. запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
  3. запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;
  4. считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;
  5. устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Республики Казахстан;
  2. Уголовный кодекс Республики Казахстан, принят 16 июля 1997 г. (с  
    изменениями и дополнениями по состоянию на 18.01.2012 г.);
  3. Закон Республики Казахстан о борьбе с терроризмом от 13 июля 1999 г. N 416-1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2009 г);
  4. Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» №31 от 18 февраля 2005 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2012 г.)
  5. Авцинова Г.И. Терроризм и политика, Политическая энциклопедия, 2009;
  6. Амирова А. А. Диалог концессий – важный фактор укрепления стабильности в Казахстане  (Центр внешней политики и анализа). Внутренняя политика Казахстана, 2006;
  7. Артамонов Н. Обыкновенный терроризм: нехорошая привычка, 2008 г;
  8. Артемьев А.И. Религия в реалиях казахстанского общества, или к вопросу о духовном согласии и свободе совести, 2006 г;
  9. Сейдазимов О.Ж. История терроризма в мире, в документах, биографиях, исследованиях. – 2008;
  10. Доброта Л., Алпысбаев Д.М. Омут под названием "Хизб-ут-Тахрир" "Казахстанская правда", 2010 г.
  11. Ахатов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования (уголовно-правовое исследование). Юридический центр Пресс, 2010;
  12. Ещанов А. О некоторых проблемах законодательного обеспечения предупреждения терроризма в Республике Казахстан (Мир Закона), 2009;
  13. Заключение Центра Антитеррористических Программ (ЦАП) к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности". Сайт о проблемах национальной безопасности www.antiterror.kz
  14. Комментарий к Закону РК N 31-III ЗРК "О противодействии экстремизму" с изменениями
  15. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан, 2012;

Информация о работе Борьба с терроризмом в РК