Квалификация взяточничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ и обоснование оптимальных подходов к решению спорных вопросов квалификации получения, дачи взятки, посредничества, а также совершенствование практики назначения наказания за указанные преступления.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить становление и развитие законодательства о взяточничестве в России;
2) Раскрыть общие вопросы понятия взяточничества и его квалификации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО И ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОНЯТИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ЕГО КВАЛИФИКАЦИИ
§ 1.1 Становление и развитие законодательства о взяточничестве в России…6
§ 1.2 Общие вопросы понятия взяточничества и его квалификации...............11
ГЛАВА 2 КВАЛИФИКАЦИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
§ 2.1 Квалификация получения взятки по объективным и субъективным признакам………………………………………………………………………...16
§ 2.2 Дача взятки. Посредничество во взяточничестве………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Каримова А.Квалификация взяточничества.docx

— 96.50 Кб (Скачать файл)

В качестве взятки не может рассматриваться предоставление неимущественных выгод и «благ». В качестве взятки может рассматриваться только незаконное вознаграждение.

Взятка может быть дана не только в интересах частных лиц, но и в «интересах» государственных и муниципальных организаций (например, руководитель государственного учреждения дает взятку должностному лицу вышестоящего органа за разрешение оказывать платные услуги населению).

Пленум Верховного Суда в  п. 9 Постановления от 10 февраля 2000 года разъясняет: «Суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило взятку или предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет». Таким образом, Верховный Суд рассматривает в качестве взятки и заранее не обусловленное вознаграждение должностного лица за уже совершенное им действие или бездействие (как законное, так и незаконное).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года, в п. 4 разъяснило: «Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения».

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, выражается в получении должностным лицом взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.22

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 290:

1) действия (бездействие)  в пользу взяткодателя или  представляемых им лиц, если  такие действия (бездействие) входят  в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию);

2) общее покровительство  или попустительство по службе.23

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 290, характеризуется получением взятки за незаконные действия (бездействие).

Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложном по содержанию, которое включает в себя;

1) принятие взятки должностным  лицом как волеизъявление;

2) принятие взятки как  получение имущественного блага.

Принятие взятки должностным  лицом как волеизъявление составляет основу объективной стороны взяточничества, которая может быть выполнена  только лично должностным лицом. Для выполнения объективной стороны  получения взятки необходимо наличие  обоих ее элементов (как принятия взятки – волеизъявления, так и  принятия взятки – получения имущественного блага). При отсутствии второго элемента речь может идти только о неоконченном преступлении. При отсутствии первого  элемента уголовная ответственность  вовсе исключается.

Чтобы квалифицировать содеянное  как оконченное получение взятки, достаточно, чтобы взятка была получена за такие действия, за которые дается взятка. Говоря о действиях, за совершение которых дается взятка, следует определить, что под ними подразумевается. Действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам.

При этом данное действие (бездействие) должно быть совершено в пользу взяткодателя. Для правильной квалификации необходимо в каждом конкретном случае устанавливать, за выполнение какого именно действия (бездействия) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица.

В соответствии с законом, выделяются следующие 4 формы использования должностного положения:

а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;

б) в способствовании  указанным действиям (бездействию) в пользу тех же лиц со стороны  должностного лица в силу его должностного положения;

в) в общем  покровительстве или попустительстве  по службе по отношению к взяткодателю и представляемым им лицам;

г) в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии  в пользу указанных лиц.

Субъективные признаки характеризуют  содержание таких элементов состава  преступления, как субъективная сторона  и субъект.

Интересны данные опроса сотрудников  правоохранительных органов, проведенного В.Н. Борковым 42% опрошенных заявили, что самой сложной проблемой, возникающей в процессе квалификации взяточничества, является проблема субъекта. При этом уяснение особенностей субъекта преступления, указанного в примечании к ст. 285 УК РФ, является необходимым как для констатации состава получения взятки, так и для квалификации действий определенного лица, получающего незаконное материальное вознаграждение в силу наличия надлежащих полномочий и занимаемого положения и тем самым причиняющего существенный вред нормальной деятельности государственной власти, подрывающего авторитет публичного аппарата управления24.

Уголовно-правовое понятие  должностного лица закреплено в примечании к статье 285 УК РФ.

Согласно  примечаниям к ст. 285 УК, должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие:

− функции  представителя власти;

− выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

До сих пор в уголовном  праве России понятие «представитель власти» имеет неоднозначный  характер. Его определение содержится в примечании к ст. 318 УК РФ и в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»25.

В связи с рассмотрением  проблем квалификации лица, совершившего деяние, предусмотренное ст. 290 УК РФ, следует указать, что в теории и практике неоднозначно понимается должностное положение учителей, преподавателей вузов и других педагогов. При изучении конкретных дел можно встретить как прекращение дел, так и осуждение педагогов за взятки при сходных обстоятельствах, и практика эта крайне нестабильна. В течение последних лет преобладает тенденция к признанию педагогов должностными лицами. Обычно это происходит в случаях циничного взяточничества, когда педагог вымогает или требует взятку. Если же обратиться к закону, то видно, что в объем законодательного понятия «должностное лицо» не включается, исходя из определения, приведенного в примечании 1 ст. 285 УК РФ, объем понятия «преподаватель». Следовательно, в соответствии с законодательным определением должностного лица, преподаватель не может рассматриваться в качестве субъекта получения взятки. Исключение может составлять случай, когда преподаватель включен в состав государственной экзаменационной или аттестационной комиссии. Проблема, рассмотренная в связи с определением случаев наличия должностного положения у педагогов, касается и врачей. Думается, следует признавать получением взятки получение имущественного предоставления за выдачу больничного листа и подобных действий.

Субъективная сторона  получения взятки, по мнению подавляющего большинства ученых26, характеризуется виной в виде прямого умысла и корыстной целью. Взяткополучатель осознает, что принимает незаконную имущественную выгоду за действие (бездействие), совершаемое с использованием должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.27

Итак, в данном параграфе  были рассмотрены некоторые вопросы  квалификации получения взятки.

 

§ 2.2 Дача взятки. Посредничество во взяточничестве

 

 

Дача взятки является начальным  этапом взяточничества. Дача взятки провоцирует  должностное лицо, создает для  него соблазн обогащения незаконными  средствами с нарушением своего служебного долга. Ответственность за указанное деяние предусмотрена в гл. 30 УК РФ, так как оно имеет тот же объект посягательств, что и другие преступления данной главы – деятельность государственного аппарата, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Уголовная ответственность за дачу взятки устанавливается ст. 291 УК РФ.

Объект и предмет дачи взятки и получения взятки совпадают, поэтому нет необходимости еще  раз, в рамках данной работы, останавливаться  на касающихся их положениях.

Объективная сторона заключается  в действии по передаче должностному лицу (лично или через представителей) материальных ценностей или выполнения бесплатных услуг и создания иных выгод материального характера за деяния, которые должны быть совершены в интересах передающего вознаграждение или в интересах лиц, представленных им.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291, заключается в даче взятки должностному лицу лично или через посредника, а объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 291, - в даче взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Субъектом дачи взятки может  выступать любое физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста уголовной  ответственности.

Субъектом получения взятки является должностное лицо. В соответствии с примечаниями к ст. 285 УК РФ. Это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

Состав дачи взятки является формальным. Состав преступления, предусмотренный ст. 291 УК РФ, может иметь место лишь в том случае, когда предмет взятки принимается взяткополучателем. Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица или в ином месте его кабинета, которые, однако, не были им приняты, образует только покушение на дачу взятки, равно как и те случаи, когда должностное лицо отказалось принять взятку. Также, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки28.

В случаях, когда должностное  лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение  на преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ. Приготовление к даче взятки без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 291 УК РФ) уголовной ответственности не влечет29.

Субъективная сторона  дачи взятки характеризуется прямым умыслом. Сознанием виновного должно охватываться, что вознаграждение вручено  именно должностному лицу и только за действие, которое он может совершить  с использованием своего служебного положения. Виновный должен осознавать незаконность передачи вознаграждения должностному лицу, отсутствие у последнего права на его получение, а также  то, что взятка вручается за совершение в его пользу действий, связанных  с использованием служебного положения должностного лица (или за воздержание от таких действий). При этом виновный желает передать должностному лицу незаконное вознаграждение (взятку). Если же при передаче вознаграждения взяткодатель думает, что должностное лицо имеет на него право, то такое деяние не может быть квалифицировано как дача взятки. Нельзя говорить о даче взятки и в том случае, если вознаграждение вручается должностному лицу не за действия (бездействие), а равно какое-либо поведение, связанное с использованием должностного положения.

Ранее передача взятки (по УК РСФСР) квалифицировалась двумя составами – ст. 174 (дача взятки) и ст. 174 (1) (посредничество во взяточничестве). В действующем уголовном законодательстве предусмотрен состав посредничества во взяточничестве, УК РФ предусматривает ответственность в посредничестве (ст. 291.1). Посредник так же упоминается в ст. 290, так и в ст. 291 УК РФ.

Не являются субъектами получения взятки работники  государственных органов и органов  местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждений, исполняющие  в них профессиональные или технические  обязанности, которые не относятся  к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным  функциям.

Информация о работе Квалификация взяточничества