Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целюкурсовой работы являетсяустановление оснований криминализации халатности, систематизация знаний о преступлениях данного вида.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить отечественный и зарубежный опыт регулирования уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
– произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным. Категориям работников, которые могут быть субъектами должностных преступлений…………………………….…………………………5
1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ……………………………………………………………..15
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)………………………………... 22
2.1. Виды должностных преступлений……………………………………22
2.2.Халатность - основной вид преступлений, связанных с нарушений своих обязанностей……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………..45

Файлы: 1 файл

Курсовая - Преступление - неисполнение обязанностей (исправленная).docx

— 86.62 Кб (Скачать файл)

 СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПОНЯТИЯ  ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА      

          1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным. Категориям работников, которые могут быть субъектами  должностных преступлений…………………………….…………………………5

          1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ……………………………………………………………..15

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)………………………………... 22

2.1. Виды должностных преступлений……………………………………22

2.2.Халатность  - основной вид преступлений, связанных с нарушений своих обязанностей……………………………………………………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..44

Список использованной литературы……………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правила, регулирующие поведение  людей,  действия  социальных   групп, коллективов, организаций,  в  своей совокупности   составляют      социальные    нормы.

Целостная,     динамическая    система    социальных   норм   является необходимым условием жизни  общества,  средством  общественного  управления, организации и функционирования  государства,   обеспечения    согласованного  взаимодействия  людей,   прав     человека.   Человек,  в  своем  поведении  может  либо  придерживаться  этих  норм,  либо  отступать  от  них.В настоящее время    материальные    ценности    в нашем   обществе   приобрели   большее значение   нежели  моральные.   И в таких условиях  поведение человека,  в первую   очередь,   зависит   от   его   моральных устоев.

Актуальность  данной    темы    является   в   том,   что   количество должностных  преступлений  с  каждым  днем   растет.   Это   происходит   от того,  что  должностные  лица  так  или   иначе,  в   большинстве   случаев, избегают  уголовной  ответственности  или   подвергаются   ей,   но   не   в той  степени,  в  которой  требуется  в   обстоятельствах,   сложившихся   в настоящее  время  в  стране.  А это  влечет  за  собой  довольно   плачевные  последствия, -  как  подрыв  общественного   порядка  в   стране,   что   в свою  очередь,  ведет  к  разрушению  аппарата   управления   обществом    и   государством  в  целом.В  курсовой  работе   предполагается    показать    актуальность    и чрезвычайную  важность  борьбы  с  должностными   преступлениями.  

Данная   тема   достаточно    глубоко    проанализирована     работами таких  авторов   как:   Б.  В.   Волженкин   -    «К   вопросу   о   понятии  должностного   лица,  как  субъекта   должностных   преступлений»;    П.  И. Гришаев,   Б.  В.  Здравомыслов  –   «Взяточничество:   понятие,    причины, квалификация»;  А. К.  Ковисиния  -   «Должностные   преступления»;   А.  В. Галахова -  «Должностные  преступления»;  Б. В. Волженкин,   В.  Е.  Квашис, С. Ш. Сагикян  -  «Ответственность  за  взяточничество:  уголовно-  правовые  и  криминологические    проблемы»;   Н.  И.   Коржанский  -   «Квалификация следователем  должностных  преступлений».

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные  с уголовно-правовым противодействием должностной халатности.

Предметом анализа выступаютуголовно-правовые нормы дореволюционного, советского и действующего отечественного уголовного законодательства об ответственности  за халатность;

Целюкурсовой работы являетсяустановление оснований криминализации халатности, систематизация знаний о преступлениях данного вида.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

– изучить отечественный  и зарубежный опыт регулирования  уголовно-правовых отношений, возникающих  в связи с неисполнением или  ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

– произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству;

– выработать рекомендации по квалификации халатности и отграничению этого преступления от смежных деяний;

В процессе работы автором  активно использовались частнонаучные методы исследования: документальный метод, контент-анализ, наблюдение, анкетный опрос, статистические методы, процедуры обобщения и интерпретации эмпирических данных и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным.  Категориям работников, которые могут быть субъектами  должностных преступлений

 

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организацияхдолжности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию.

  1. Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и Воинскихформированиях Российской Федерации.
  2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Вышеприведённое определение  относится к уголовному праву, в КоАП, в примечании к статье 2.4, даётся несколько отличное и более широкое определение должностного лица:

Под должностным лицом  в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Данная формулировка  позволяет выделить три блока  признаков,  которыележат  в основе признания лица должностным:

      - характер  выполняемых лицом функций (полномочий  и обязанностей);

      -    правовое основание наделения  его этими функциями;

      -    принадлежность  (характеристика)  тех  органов,  учреждений,    вкоторых трудится лицо.

При этом определяющим является характер выполняемых должностным  лицомфункций. Указание в законе на характер выполняемых функций  позволяет  четкоочертить  круг  лиц,  признаваемых  должностными,  и  исключает  возможностьрасширительного толкования субъекта этой группы преступлений.  Этот  признакпозволяет  отличить  его  от  иных  лиц,  хотя  и  занятых   на   работе   вгосударственных органах, органах  местного самоуправления, государственных  имуниципальных  учреждениях  и  т.д.,  но   выполняющих  иные,    техническиефункции.

Содержание  функции  власти,  а  следовательно  и  характер   действийпредставителя  власти,  определяется  задачами,  стоящими   перед   органом,который он представляет. Например, представитель власти –  работник  полиции осуществляет свои функции  власти  в  сфере  охраны  общественного  порядка,собственности, прав и законных интересов граждан,  предприятий,  организацийи учреждений от преступных посягательств и иных  антиобщественных  действий,а также предупреждение и пресечение преступлений и  других  антиобщественныхдействий, быстрого и полного раскрытия преступлений,  всемерного  содействияустранению причин, порождающих преступление и иные правонарушения.  Вся  егодеятельность   строится   на   взаимоотношениях      с        лицами,     ненаходящимися   в    его подчинении.

Полномочия некоторых  представителей власти,  хотя  и  распространяютсяна неопределенный круг лиц,  но  имеют  силу  в  определенных  ведомственныхграницах.

Деятельность представителя  власти выражается в  основанных  на  законераспоряжениях или  действиях,  имеющих  юридическое  значение,  в  отношенииотдельных граждан, должностных лиц  учреждений,  организаций  и  предприятийнезависимо  от их ведомственной  принадлежности  и  подчиненности.  Например,представитель  власти – работник полиции имеет право в определенных  случаяхпроверять  у  граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие  личность,входить беспрепятственно  в жилые и иные помещения граждан.

Законные    распоряжения    представителя    власти,     обусловленныепредоставленными   ему    полномочиями,    обязательны    для    исполнения.

Обязательность  исполнения  законных   распоряжений   представителя   властиобеспечивается  авторитетом   государственного  органа  власти,   от   именикоторого  он  действует.  В  предусмотренных  законом  случаях  деятельностьпредставителя власти может  быть  подкреплена  принудительным  воздействием.

Например, в целях защиты граждан от  нападения,  угрожающего  их  жизни  илиздоровью, работники  полиции имеют право в исключительных случаях в  качествекрайней  меры   применить    физическую   силу,   специальные   средства   иогнестрельное оружие. Такое же право предоставлено, например, и  сотрудникамтаможенных органов, судебным приставам.

Представитель  власти  как  лицо,  осуществляющее  функции  власти,  всоответствии с законом  является должностным лицом.  В  примечании  к  статье318 УК РФ сказано:  «Представителем  власти  в  настоящей  статье  и  другихстатьях настоящего Кодекса признается должностное  лицо  правоохранительногоили контролирующего  органа,    а также иное должностное  лицо,  наделенное  вустановленном законом порядке  распорядительными  полномочиями  в  отношениилиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

К признанию некоторых  лиц  представителями  власти  следует  подходитьдифференцировано. Так, рядовой полициеский,  осуществляя функции власти  поотношению к отдельным гражданам, обладает правом отдавать  распоряжения  илисовершать действия,  имеющие юридическое значение.  В этом  случае  он  –возможный субъект должностных преступлений. Во  взаимоотношениях  с другимисотрудниками различных подразделений полиции рядовые  сотрудники полиции   не  могутвыступать как должностные лица ибо в подобных случаях они не  имеют правоотдавать распоряжения   или   совершать   действия,   имеющие   юридическоезначение.

Требования о  том,  что  только  законные  распоряжения  или  действияпредставителя  власти  подлежат  исполнению,  обязывает  в   каждом   случаеразрешения вопроса о наличии в  его  действиях  признаков  преступления  илииного правонарушения, уяснить его  компетенцию,  обусловленные   ею  права  иобязанности.  Обычно  эти  вопросы  регламентированы  в   законах   и   иныхнормативных  актах.

Организационно-распорядительные функции связаны с  управлением.  Лицо,выполняющее   их,   руководит   деятельностью   учреждения,    организацией,предприятия, отдела, участка и т.д.(подбирает кадры,  руководит  действияминаходящихся в его подчинении работников  и т.п.).Выполнение  организационно-распорядительных   обязанностей    неизменно    связано    с    руководствомдеятельностью других людей.

Информация о работе Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)