Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целюкурсовой работы являетсяустановление оснований криминализации халатности, систематизация знаний о преступлениях данного вида.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить отечественный и зарубежный опыт регулирования уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
– произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным. Категориям работников, которые могут быть субъектами должностных преступлений…………………………….…………………………5
1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ……………………………………………………………..15
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)………………………………... 22
2.1. Виды должностных преступлений……………………………………22
2.2.Халатность - основной вид преступлений, связанных с нарушений своих обязанностей……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………..45

Файлы: 1 файл

Курсовая - Преступление - неисполнение обязанностей (исправленная).docx

— 86.62 Кб (Скачать файл)

 в)  предоставление   заведомо неполной либо ложной  информации  (предоставляя  требуемую   информацию,  лицо сознательно  изменяет ее содержание путем  предоставления  не  всех  сведений, расчетов,  материалов,  либо  вообще  искажает  информацию,  делая   ее   не соответствующей действительности).

Преступление может быть совершено как  путем  действия,  так  и  путем бездействия. Оно  имеет формальный состав. Преступление считается  оконченным с момента  совершения соответствующего действия (бездействия).

С субъективной стороны –  это умышленное преступление. Оно  совершается с  прямым  умыслом.   Лицо   осознает,   что   неправомерно   отказывает   в предоставлении информации  Федеральному  Собранию  или  Счетной  палате  РФ, будучи обязанным сделать это, либо уклоняется от предоставления  информации, либо предоставляет неполную или ложную информацию и желает этого.

Субъектом преступления является должностное лицо,  в  чьи  обязанности  входит предоставление информации Федеральному Собранию  или  Счетной  палате РФ. Таким  образом,  кроме  обязательных  признаков  должностного  лица,  насубъекта должна быть возложена обязанность  предоставлять такую информацию.

Квалифицированный вид преступления составляют деяния,  предусмотренные  в ч.2 ст.287 Ук РФ, совершенные лицом, занимающим государственную  должность  РФ или государственную должность  субъекта РФ.

Присвоение полномочий должностного лица

Преступление, предусмотренное  ст. 288  УК  РФ,  состоит  в  присвоении государственным служащим или служащим  органа  местного  самоуправления,  не являющимся должностным  лицом, полномочий должностного лица и  совершение  им в связи с этим действий, которые  повлекли  существенное  нарушение  прав  и законных интересов  граждан или  организаций.  В  известной  мере  эта  норма  воспроизводит преступление, предусмотренное  ст. 194 УК РСФСР.

Объективную сторону преступления составляют:

а) присвоение  полномочий должностного лица и совершение в  связи  с  этим  определенных  действий;

 б) наступление   общественно  –  опасных   последствий   в   виде   существенного нарушения прав  и законных интересов граждан  или  организаций; 

в)  причинная связь  между наступившими последствиями  и совершенными действиями.

Преступное  поведение  в  этом  преступлении  складывается   из   двух самостоятельных  действий:  присвоения  полномочий   должностного   лица   и совершения в связи  с  этим  определенных  действий.  Присвоение  должностных полномочий всегда совершается обманным путем  и может  осуществляться  по-разному  (лицо  устно заявляет о наличии  у  него  должностных  полномочий;  использует  форменную одежду для  совершения желаемых действий; представляет подложный документ.В последнем случае содеянное квалифицируется по  совокупности  преступлений, предусмотренных ст. 288 и 327 УК РФ).

Лицо, присваивающее полномочия должностного лица,  не  имеет  законных оснований выполнять его  полномочия, и не смотря на это использует его  права и  обязанности  по   осуществлению    организационно   -   распорядительных, административно  -хозяйственных функций или  функций   представителя  власти.

Равно никакое должностное  лицо  не  поручало  ему  осуществлять  полномочия должностного лица. Для  данного  состава  преступления  требуется  присвоение полномочий именно должностного лица. Присвоение лицом  звания  специалиста  и совершения в связи с этим каких-либо действие не  образует  рассматриваемого преступления.

 Присвоение  должностных   полномочий  осуществляется   для   совершения определенных  действий. Такие действия  могут   быть  очень  разными,  но  они всегда  неправомерны,  общественно   опасны  и   по   сути   своей   являются правонарушением.  Это вытекает из текста ст. 288  УК  РФ,Ю  предусматривающей наступление от  таких действий  общественно опасных последствий  в  виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан  или  организаций.

Присвоение  полномочий  должностного  лица  для  осуществления   общественно полезных  действий  (например,  для  задержания  преступника)  на   является преступлением.Между наступившими последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.Данный состав сформулирован как материальный.  Преступление  считается оконченным,  когда  наступили  общественно  опасные   последствия   в   виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.

Субъектом этого преступления по сравнению со ст. 194 УК   РСФСР  может быть более узкий круг лиц. Им являются две категории служащих, достигших 16- летнего возраста: государственные  служащие  либо  служащие  органа  местного самоуправления, не относящиеся  к  числу  должностных  лиц.  Служащим   органа   местного   самоуправления   является    гражданин, исполняющий обязанности  по муниципальной должности муниципальной  службы  за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Если   должностные   полномочия   присваивает   лицо,   е   являющееся государственным  служащим или служащим органа  местного  самоуправления,  его действия  квалифицируются  по  другим  статьям  УК  РФ  в   зависимости   от совершенных им действий (нарушение  неприкосновенности  частной  жизни  – ст. 137;  мошенничество  –159  и  т.п.).  Если  полномочия   должностного   лица присваивает  должностное  лицо,   при   наличии   всех   признаков   состава преступления оно должно отвечать за превышение должностных  полномочий   (ст. 286 УК РФ).

Незаконное участие  в предпринимательской деятельности

Незаконное участие в  предпринимательской деятельности (ст.289 УК  РФ), означает   учреждение   должностным   лицом   организации,    осуществляющей предпринимательскую  деятельность,  либо   участие    в   управлении   такой организацией   лично   или   через   доверенное   лицо   вопреки    запрету, установленному законом, если эти деяния  связаны   с  предоставлением  такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

      Установление  уголовной ответственности  за  названные действия в УК  РФ  имеет своим основанием запрет  государственным служащим (к каковым   относятся и должностные лица) заниматься  предпринимательской  деятельностью лично  или через  доверенных лиц, а также состоять  членом органа  управления коммерческой  организацией, если  иное  не  предусмотрено   федеральным  законом  или   если   в   порядке установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не  поручено участвовать в управлении  этой  организацией.  Государственный служащий  - должностное лицо также обязан  передавать  в доверительное управление  под гарантию  государства на  время прохождения службы  находящиеся   в   его собственности доли  (пакеты  акций)  в   уставном   капитале   коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Под   предпринимательской  деятельностью  следует  понимать   любой   вид   деятельности   предприятий, находящихся  в  муниципальной,   частной   собственности   и   собственности общественных  организаций,  связанной  с  извлечением  доходов.   Исключение составляют  некоторые,  названные  в  законе  виды  деятельности,   которыми занимаются  только  государственные  предприятия   (например,   изготовление наркотических  средств, сильнодействующих и ядовитых  веществ,  лекарственных препаратов, производство оружия, боеприпасов).Объективную  сторону преступления образует: 

а)  незаконное  учреждение должностным   лицом    организации,    осуществляющей    предпринимательскую  деятельность, либо

 б) незаконное  участие   должностного  лица  в  управлении  организацией, осуществляющей предпринимательскую   деятельность,   лично  или  через   доверенное   лицо.   Этот   признак   является   обязательным    для рассматриваемого   преступления,   он   с    неизбежностью    вытекает    из сформулированного в законе условия уголовной ответственности  по  ст.289  УК РФ. Каждый из этих двух  вариантов  действий  субъекта  преступления  должен быть связан  с предоставлением такой организации  льгот  и  преимуществ  или покровительством в иной форме. Если  организация не получила льгот и  преимуществ  либо  покровительства  в  иной форме, содеянное может образовать дисциплинарный проступок.Данный  состав  преступления  сформулирован  как  формальный   и   его окончание не связано с  наступлением  преступных  последствий  в  результате незаконных действий должностного лица.

Субъективная сторона  характеризуется умышленной  формой  вины  в  виде прямого умысла. Лицо осознает  общественную  опасность   своего  незаконного поведения,  знает  о  запрете  для  него  на  занятия  предпринимательством, осознает,  что  использует  свои  должностные  полномочия   для   учреждения организации,  осуществляющей  предпринимательскую  деятельность,  либо   для управления ею с целью  предоставления такой организации  разного  рода  льгот и преимуществ, и желает так действовать.Субъект  преступления –  должностное  лицо,  которому  закон  запрещает заниматься предпринимательской деятельностью.

Получение взятки

В  ч.1  ст.290  УК  РФ  получение  взятки  определено  как  получение должностным лицом  лично или через посредника взятки  в  виде  денег,  ценных бумаг, иного  имущества  или  выгод  имущественного  характера  за  действия  (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им  лиц,  если  такие действия (бездействие) входят  в  служебные  полномочия  должностного   лица либо  оно  в  силу  должностного  положения  может   способствовать    таким действиям   (бездействию),   а   равно   за   общее   покровительство    или попустительство по службе.

Повышенная общественная опасность получения  взятки  обусловлена  тем, что оно обычно  сопряжено  с  другими  преступлениями  (в  сфере  экономики, должностными, экологическими, против правосудия и т.д.) и является одной  из распространенных форм коррупции.

В законе полно раскрывается  содержание  предмета  взятки. 

В  соответствии  со  ст.  575  ГК  РФ  допускается  дарение  подарков, стоимость  которых  не  превышает  пяти  установленных  законом  минимальных размеров оплаты труда. Очевидно  именно   эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.В тех случаях когда предметом взятки  является  заведомо добытое преступным путем имущество, действия  взяткодателя  следует квалифицировать по ст.290 и 175 УК РФ.Не считается взяткой в уголовно-правовом извлечение должностным лицом благодаря   служебному   положению    выгод    неимущественного    характера (положительной рецензии, рекомендации, характеристики).

Объективная  сторона  преступления  складывается  из: 

а)   получения должностным  лицом взятки, т.е. вознаграждения,  и 

б)  получения  взятки  за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Получить взятку – это  значит принять ее лично или  через  посредников.

Если взятка  передана  лицу  (положена  в  его  письменный  стол,  в  карман пальто), это еще  не означает, что он принял ее. Если  у  должностного   лица не было умысла  на получение взятки, а  обнаружив ее у себя,  оно  немедленно заявило об этом, вопрос об уголовной  ответственности не возникает.Если  должностное  лицо  получает  от  взяткодателя  деньги  или  иные ценности якобы для передачи  должностному  лицу  в  качестве  взятки  и,  не намереваясь это  сделать, присваивает их,  содеянное  образует  мошенничество (п. «в» ч. 2 ст.159 УК РФ).

В законе названы исчерпывающие  варианты  действий  (бездействия),  во имя совершения которых дается взятка:

а) они входят в  служебные  полномочия должностного лица (перемещение  по службе,  прием  на  работу  и  увольнение.Например, заведующий  бюро  занятости  населения  города  и  специалист  1-й категории этого  же  бюро  получали  взятки   за  выделение  ссуд  из  фонда занятости); 

б)    лицо  в  силу   своего   должностного   положения   может способствовать таким действиям (бездействию),  т.е.  может  принять  меры  к совершению  другими   должностными   лицами    действий,   желательных   для  взяткодателя  (например,  быстро  получить  лицензию,  установить  телефон).Использование  при  этом  личных   связей   должностного   лица   не   может рассматриваться  как  использование  должностного  положения; 

в)  за  общее покровительство  со стороны должностного лица  (незаслуженно  представляет  к премиям,  необоснованно  продвигает  по  службе,  посылает   в   заграничные командировки),

г) за попустительство по службе (оставляет без внимания,  без наказания промахи, упущения, неквалифицированные действия, прогулы).

Выполнение обусловленного действия (бездействия)  лежит  за  пределами состава  преступления.   Однако   возможность   выполнения   этих   действий (воздержание  от  них)  обязательно  должна  быть   обусловлена   занимаемым должностным положением. Причем получатель взятки должен использовать в  этих целях свое действительное, а не мнимое положение.

Взятка получается за совершение (воздержание) определенных действий  в интересах взяткодателя  или  представляемых  им  лиц.  Имеются  в  виду  его близкие, друзья, организации, предприятия,  чьи интересы он представляет.

С субъективной стороны получение  взятки характеризуется (бездействие) в пользу  взяткодателя  или  представляемых  им  лиц,  которые  входят  в  его  служебные     полномочия   совершению   которых   он   может способствовать  в  силу  своего  служебного   положения,   либо   за   общее покровительство  или  попустительство  по  службе  и  желает  сделать   это.

Получение взятки – корыстное  преступление.Субъектом получения  взятки  может  быть  только    должностное  лицо.Работники, временно исполняющие обязанности должностного лица хотя бы  и  по устному    распоряжению    руководителя,    обладающего     соответствующими полномочиями, если они получили взятки в связи с выполнением этих  временных обязанностей, также подлежат ответственности за получение взятки.

Информация о работе Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)