Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целюкурсовой работы являетсяустановление оснований криминализации халатности, систематизация знаний о преступлениях данного вида.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить отечественный и зарубежный опыт регулирования уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
– произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1.Понятие должностного лица. Признаки для признания лица должностным. Категориям работников, которые могут быть субъектами должностных преступлений…………………………….…………………………5
1.2.Сущность и понятие должностного преступления в современном законодательстве РФ……………………………………………………………..15
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ)………………………………... 22
2.1. Виды должностных преступлений……………………………………22
2.2.Халатность - основной вид преступлений, связанных с нарушений своих обязанностей……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………..45

Файлы: 1 файл

Курсовая - Преступление - неисполнение обязанностей (исправленная).docx

— 86.62 Кб (Скачать файл)

Квалифицированный вид  получения  взятки предусмотрен ч.2  и  3  ст.290 УК РФ.  В  этом  случае  ответственность  по  ч.2  наступает   за  получение  должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).  Относительно понимания этого признака высказаны  различные точки зрения.  Согласно  мнению одних авторов под незаконными  действиями  (бездействием)  понимаются  только преступные действия.  Другие  допускают  более  широкое  толкование. 

Должностное лицо,  получившее  без  предварительной  договоренности  с другим должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему  в  интересах взяткодателя  или   представляемых   им   лиц   часть   полученного,   несет  ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки.

Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой  также требуется, чтобы в нее  входили хотя бы  два  должностных  лица  и она была  устойчивой. 

Неоднократной  считается  взятка, полученная не менее  двух  раз,  если при этом не истекли  сроки давности привлечения к  уголовной  ответственности (ст.78 УК РФ). Неоднократное получение  взятки  предполагает  совершение  не менее  двух раз именно получения взятки, а не дачи взятки. Взятка  признается неоднократной,  если:  а)  лицо  получает  взятку  от  одного  и   того   же взяткодателя  в  разное  время   за   совершение   в   интересах   отдельных самостоятельных  действий;   б)   лицо   получает   взятку   от   нескольких взяткодателей в разное время  за  совершение  в  отношении  каждого  из  них самостоятельного  действия;  в)   лицо   получает   взятку   от   нескольких взяткодателей одновременно, но за совершение в интересах каждого  отдельного действия. Последний вариант понимания неоднократности наиболее сложен.

Не является неоднократным  получение  обусловленной взятки в  несколько приемов, а равно  получение  взятки  группой  должностных  лиц,  совершающих преступление  по предварительному сговору.

Квалифицирующие  признаки,   характеризующие   повышенную   опасность преступления, следует  вменять в вину и соучастникам получения  взятки,  если они охватывались их умыслом. Признаки, характеризующие  личность  одного   из соучастников  (например,  неоднократное  получение  им  взяток),  не  должны вменяться  другим соучастникам.

Дача взятки

Дача  взятки  в  соответствии  со  ст.  291  УК  РФ  –  это  вручение должностному лицу лично или  через посредника взятки в  виде  денег,  ценных бумаг, иного  имущества  или  выгод  имущественного  характера  за  действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им  лиц,  если  такие действия   (бездействие) входят в служебные  полномочия   должностного  лица либо оно в силу должностного положения  может способствовать таким  действиям (бездействию), а равно общее покровительство или попустительство по службе.Предмет дачи взятки, характер действий  (бездействия),  за  совершение которых  дается взятка, такие же, как и  при  получении  взятки  (ст.290  УК РФ).Взятка  должна  быть  \вручена  только  должностному  лицу.  По  этому признаку   от   дачи    взятки    следует    отграничивать    \преступления, предусмотренные ст. 184 и 201 УК РФ.

Взятка передается лично  либо через посредника. Если взятка  передается через посредника, то он подлежит ответственности  за  пособничество  в  даче взятки  при  условии  осознания  передачи  именно   взятки   за   совершение определенных действий (ст.34 и 291 УК РФ).

Посредником   является   лицо,   которое,   действуя   по   поручению взяткодателя (взяткополучателя)  непосредственно  передает  предмет  взятки.

При этом для квалификации не имеет значения, получил ли он  от  взяткодателя  (взяткополучателя) вознаграждения за пособничество или  нет.

Дача взятки признается оконченным преступлением с момента ее  принятия  должностным лицом. При  даче взятки в несколько  приемов  передача  хотя  бы части  обусловленной  суммы  является   оконченным   преступлением,   а   не покушением. Когда предлагаемая взятка  должностным  лицом  не  принята  либо отвергнута, действия взяткодателя следует квалифицировать  как  покушение  на дачу взятки по ст.30 и  291  УК  РФ.  Действия  посредника  в  таком  случае квалифицируются  как  покушение  на  пособничество  в  даче  взятки  по  ст. 30,33,291 УКРФ.

Взяткодатель  должен отвечать за покушение на  дачу  взятки  и  в  том случае, если посредник  которому он  вручил  деньги  или  иные  ценности  для передачи должностному лицу  в  качестве  взятки  фактически  их  присваивает (мнимый, ложный посредник).  При  этом  не  имеет  значения,  называлось  ли конкретное должностное  лицо, которому предполагалось передать  взятку,   или нет.

Если дача взятки  сопряжена  с  совершением  другого  преступления,  в частности    с    хищением    имущества,    злоупотреблением    должностными полномочиями, служебным  подлогом,  содеянное  надлежит   квалифицировать  по совокупности преступлений.С субъективной стороны дача  взятки  характеризуется прямым  умыслом.

Лицо осознает, что  вручает  должностному  лицу  взятку  за  выполнение  или невыполнение им в интересах дающего или представляемых им  лиц  какого  либо действия,  связанного  с  использованием   должностным   лицом   должностных  полномочий, и желает этого. Обязательным  является   осознание  незаконности вручения вознаграждения. Отсутствие такового  исключает  ответственность  за дачу взятки.Мотивы дачи взятки различны. Они не влияют на квалификацию.Субъектом  может  быть  должностное   или   частное   лицо,   которое добивается желательных преимуществ  для себя, своих родных,  знакомых.  Если руководитель  предприятия,  учреждения,  организации   и  их   подразделений предлагает подчиненным по  службе  и  другим  лицам  добиваться  путем  дачи взятки  желаемого   действия   (бездействия),   он   должен   отвечать   как взяткодатель. Лица, вступающие по  его  указанию  в  сговор  с  должностными лицами о выполнении за взятку тех или иных  действий  и  вручающие  взятку,  являются соучастниками дачи взятки.

Квалифицированный вид   образует  дача  взятки  должностному  лицу  за совершение  им:  а)  заведомо  незаконных  действий  (бездействия)  или   б) неоднократно.

Заведомо незаконные действия (бездействие) – новый признак  для данного состава. Его понимание  такое же, как в части 2 ст.290  УК  РФ.  Квалификация по данному  признаку возможна лишь  при  доказанности  знания  взяткодателем, что  взятка дается  за  совершение  должностным  лицом  незаконных  действий(бездействия).

Дача взятки признается неоднократной,  если: а) лицо совершило  ее  не менее  двух раз, не будучи ранее судимым  за такое преступление, при  этом  не должны истечь сроки давности привлечения  к  уголовной  ответственности  (ст. 78 УК РФ) или б) ее совершило ранее  судимое за дачу взятки  лицо,  при  этом судимость за ранее совершенную  дачу  взятки  не  должна  быть  погашена  или снята (ст. 86 К РФ).

Данный признак отсутствует, если взятка передана   группе  должностных лиц, действующих по предварительному сговору, или организованной  группе  за совершение одного действия (бездействия) в пользу взяткодателя.

В примечании к ст.  291  УК  РФ  названы  два  основания  освобождения взяткодателя от уголовной  ответственности: а) если  в  отношении  его  имело место вымогательство взятки,  либо  б)  после  дачи  взятки  он  добровольно сообщил  о случившемся органу, имеющему право  возбудить уголовное дело.

Служебный подлог

Статья 292 УК РФ определяет служебный  подлог как  внесение должностным  лицом,  а  также  государственным  служащим  или  служащим  органа  местного самоуправления, не являющимся должностным лицом,   в  официальные  документы заведомо  ложных  сведений,  а  равно   внесение   в   указанные   документы исправлений,  искажающих  их  действительное  содержание,  если  эти  деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

   В  качестве  предмета   преступления   закон    называет   официальные документы.  Под  официальным  документом  следует  понимать   исходящий   от соответствующих  учреждений,  предприятий,   организаций   письменный   акт, удостоверяющий  факты  или  события,  имеющие   юридическое  значение.  Такие  документы  содержат  необходимые   реквизиты   и   должны   быть   подписаны должностным  лицом.  Документы,   исходящие    из    коммерческих    структур,    различных некоммерческих  организаций,  не  относящихся  к  государственным   органам, органам   местного   самоуправления,   государственным    и    муниципальным учреждениям,  не являются  предметом  служебного  подлога.  Их  подлог  можно  квалифицировать по ст. 327 УК РФ  при наличии всех  признаков   этого  состава преступления.

С  объективной  стороны  служебный  подлог  состоит  во   внесении   в официальные документы: а)  заведомо  ложных  сведений  или  б)  исправлений, искажающих их действительное состояние.

С субъективной стороны служебный  подлог характеризуется прямым умыслом. Лицо  осознает,  что  оно  осуществляет  подлог  официальных документов,  и  желает  совершить  эти  действия.  Если  лицо  предписывает, например,  фиктивную  платежную  ведомость  на  оплату  труда,  думая,   что оформляет подлинный документ,  в  его  действиях  нет  признаков  служебного подлога. При установлении неосторожной вины  и  иных  необходимых  признаков оно может отвечать за халатность.Обязательный признак  данного преступления – корыстная  или иная  личная заинтересованность.  Корыстная  заинтересованность  при  подлоге  понимается традиционно  как стремление   обогатиться   либо   избежать   имущественных расходов. Субъектом   преступления   является    должностное   лицо,   а   также государственный служащий или служащий  органа  местного  самоуправления,  не являющийся должностным лицом.

Служебный подлог нередко  выступает в качестве способа  совершения  или сокрытия другого  преступления. В частности, если  для  сокрытия,  присвоения или  растраты чужого имущества в официальных  документах совершаются  подлоги, то  содеянное   образует   реальную   совокупность   двух   преступлений   и квалифицируется по ст. 160  и  292  УК  РФ.  Если  должностное  лицо  выдало частному лицу заведомо подложный документ для получения  пенсии, пособия  или других выплат, его действия следует квалифицировать  по ст. 159 и 292  УК  РФ при условии, что оно имело цель обратить в  свою пользу или в пользу   других лиц все незаконно полученные средства или их часть.

 

2.2.Халатность  - основной вид преступлений, связанных  с нарушений своих обязанностей                                                                                          

 

Халатность, как сказано  в ч. 1 ст. 293 УК РФ –  это  неисполнение  или ненадлежащее исполнение должностным  лицом  своих  обязанностей   вследствие недобросовестного или  небрежного отношения  к  службе,  если  это  повлекло  существенное  нарушение  прав  и законных  интересов  граждан  или  организации   либо   охраняемых   законом  интересов общества или государства.

С объективной стороны  халатность характеризуется: а) неисполнением  или ненадлежащим исполнением должностным  лицом  своих  обязанностей  вследствие недобросовестного   или  небрежного  к  ним   отношения;   б)   существенным нарушением прав и законных интересов граждан и организаций  либо  охраняемых законом интересов  общества или  государства;  в)  наличием  причинной  связи между  указанными вредными последствиями  и  неисполнением  или  ненадлежащим исполнением должностным лицом  своих обязанностей.

 Неисполнение  должностным   лицом  своих  обязанностей   означает   его бездействие   при   наличии   обязанности   действовать,   т.е.    выполнять  определенные функции, вытекающие из его должностных  полномочий.  Если  лицо не совершает действий, которые не входят в круг  его  обязанностей,  оно  не может отвечать за халатность.

Ненадлежащее исполнение должностным лицом  своих  обязанностей  –  это выполнение  их  «спустя  рукава»,   несвоевременно,   неправильно,   неточно (например, начальник лаборатории  поручает  неквалифицированному  сотруднику монтировать оборудование).

Оба эти проявления преступного  деяния обычно соседствуют друг с  другом и складываются из  ряда  актов  неисполнения  или  ненадлежащего  исполнения должностных обязанностей. Не исключается  и  единичное  преступное  действие (бездействие)  (например, кассир потеря полученную в  банке большую  сумму денег).

Формы халатности разнообразны. Например, уголовную ответственность  по ст. 293 УК РФ влечет ненадлежащее  рассмотрение  писем,  заявлений  и  жалоб граждан. Оно может  заключаться в  непринятии  мер  к  устранению  выявленных недостатков  и нарушений; несвоевременном без  уважительных причин  разрешении жалоб; неосуществлении контроля за  исполнением принятого решения;  других проявлениях бюрократизма.

Ненадлежащее исполнение должностным лицом своих  обязанностей  нередко приводит  к  недостаче,  порче,  утрате  имущества.  При   этом   халатность неправильно  оценивается как хищение путем  растраты.

Если с целью сокрытия недостачи, образовавшейся в результате  халатности,  должностное  лицо  совершает   обман   потребителя, ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных  ст. 293 и 200 УК РФ.

Неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  должностным  лицом  своих служебных обязанностей образует состав рассматриваемого преступления  только в  том  случае,  если  эти  деяния  совершены  вследствие  недобросовестного (нечестного,  формального)   или   небрежного   (небрежного,   невдумчивого, нерассудительного) к  ним отношения. Для выяснения именно такого отношения  к содеянному следует тщательно изучить круг обязанностей должностного лица  и установить, относились  ли к ним невыполненные действия  (бездействия).  Это помогут сделать законодательные и иные  нормативные акты,  регламентирующие полномочия  конкретных должностных лиц.

Недобросовестное или  небрежное отношение  к  своим  обязанностям  лишь тогда  признается   преступным,  когда  должностное  лицо  имело    реальную возможность  выполнить их надлежащим образом.

Информация о работе Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)