Значение деятельности участкового

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование контроля и надзора за деятельностью полиции.
Перед написанием курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
1. рассмотреть понятие, особенности и виды контроля за деятельностью полиции.
2. рассмотреть государственный контроль за деятельностью полиции. Ведомственный и вневедомственный контроль.
3. рассмотреть общественный контроль за деятельностью полиции: субъекты, направления.
4. рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, особенности и виды контроля за деятельностью полиции 5
2. Государственный контроль за деятельностью полиции. Ведомственный и вневедомственный контроль 8
3. Общественный контроль за деятельностью полиции: 13
субъекты, направления 13
4. Судебный контроль и прокурорский надзор за 21
деятельностью полиции 21
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

2092104(о) Кур.р.АДОВД 2.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Ведомственный контроль, в отличие  от межотраслевого или вневедомственного, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций – внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц.

В отличии от организационного, ведомственный контроль реализуется участниками процесса в процессуальных формах и на основе возникающих правоотношений. Субъектами этого контроля являются начальник  следственного отдела и следователь.

Начальник следственного  отдела, в соответствии со ст.127-1 УПК  Российской Федерации обязан осуществлять контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию и предупреждению преступлений, в том числе, и за правильностью и своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, а также обеспечением при этом прав и законных интересов граждан.

Начальник следственного  отдела в пределах своей компетенции  может, в частности, поручить следователю  проверить наличие оснований  для возбуждения уголовного дела по поступившему заявлению или сообщению о преступлении, передавать первичные материалы от одного следователя другому, давать указания по существу проверки, а также принятии мер к предотвращению или пресечению преступления, по закреплению его следов. Кроме того, начальник следственного отдела может как участвовать в проверке заявлений или сообщений, проводимой следователем (например, в получении объяснений от граждан или должностных лиц), так и лично рассматривать и разрешать первичные материалы, выносить по ним соответствующие решения.12

Таким образом, предлагаю создать службу по контролю за деятельностью полиции, руководитель которой назначался бы на должность Президентом России и не находился бы в подчинении у министра внутренних дел.

 

3. Общественный контроль за деятельностью полиции:

субъекты, направления

Общественный контроль - системная деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению.

Общественный  контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих  органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации  общественного контроля большую  роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность - важнейший принцип деятельности.13

Органы общественного  контроля не наделены властными полномочиями, они действуют, как правило, опосредованно - либо через соответствующие государственные  органы, либо апеллируя к общественному  мнению. Тем самым можно сделать вывод о том, что субъекты общественного контроля в равной степени могут использовать и правовые, и социальные контрольные механизмы. В первом случае субъекты общественного контроля в случае выявления нарушений законности со стороны государственных органов и должностных лиц гражданской службы применяют правовые механизмы, реализуя конституционное право на обращение в различные органы государственной власти для принятия соответствующих мер. В другом случае при обнаружении недостатков в деятельности гражданских служащих контрольное воздействие осуществляется через институт общественного мнения.

Особое значение это взаимодействие имеет для  выявления конфликтов между государственной  властью, ее аппаратом и гражданами. Государство в своей контрольной деятельности зачастую использует информацию, поступающую от субъектов общественного контроля, а общественный контроль нередко реализует свою функцию через обращение в соответствующие государственные органы. Сочетание государственного и общественного контроля позволяет власти и обществу получать объективную информацию о существующих противоречиях в сфере государственного управления, требующих своего разрешения, стимулирует действия, способные преодолеть проблемные ситуации и трудности. Тем самым обеспечиваются корректирование существующих и поиск новых путей развития системы государственных органов, в большей мере отвечающих потребностям демократического государства и гражданского общества14.

Предлагаю в  ФЗ «О полиции» не просто продекларировать то, что полиция взаимодействует с общественными объединениями, организациями и гражданами, но и включить принципы такого взаимодействия, возможно для начала определить основные формы и направления такого взаимодействия, имеющие открытый характер. Особое внимание уделить возможности информационного обмена, реализации на практике принципа открытости и прозрачности. По моему мнению, граждане должны быть главными экспертами в оценке эффективности деятельности полиции.

Ч.6 статьи 9 ФЗ «О полиции» предлагаю изложить в другой редакции: «Оценка социально значимых результатов деятельности полиции гражданами (населением) является одним из основных элементов системы официальной оценки её работы (наряду с государственной и внутриведомственной оценкой) и учитывается при аттестации, кадровых назначениях, а также при решении вопросов поощрения сотрудников полиции».

Следует также  отметить, что среди основных направлений  общественного контроля следует  назвать Общественный совет. Во исполнение указа Президента РФ, приказа МВД России, приказа УВД по Омской области в октябре 2007 года при УВД по Омской области создан Общественный совет. В его состав вошли 15 известных в регионе людей – представители культуры, науки, спорта, политики. Возглавил Общественный совет директор Омского государственного академического театра драмы Виктор Прокопьевич Лапухин.

Основным направлением работы Общественного совета при УВД  стало обеспечение взаимодействия между органами внутренних дел и  общественностью региона, формирование у населения объективной оценки работы милиции, всестороннее освещение в СМИ деятельности ОВД.

12 октября 2011 г. состоялось заседание обновленного  состава Общественного совета, на  котором было выбрано руководящее  звено совещательного органа. На  должность председателя избрана  Соколова Валентина Николаевна, директор бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский театр для детей и молодежи», заслуженный работник культуры РФ. Заместители председателя – Лапухин Виктор Прокопьевич и Петров Анатолий Александрович. Кроме того, на заседании утвержден Регламент и план работы Общественного совета на 4 квартал 2011 г15.

Сегодня среди основных, одновременно действующих способов так называемого контроля за законностью  деятельности органов внутренних дел, следует считать мнение и критику  общества, что обусловлено их существенным влиянием на эффективность не только управленческой, но и административно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности.

Контроль и оценка деятельности полиции имеют между собой тесную взаимосвязь, это объясняется необходимостью получения объективных результатов. Так как объективная оценка возможна при наличии достоверной, неискаженной информации от первоисточника, которым являются полиции. Контроль это своего рода процесс, позволяющий получить не только информацию, но и соответствующие знания (в частности о деятельности полиции в целом, конкретных подразделениях и сотрудниках в частности). Контроль помогает судить о качестве работы в целом. Важно понимать, что только поддержка и контроль со стороны населения является определяющим условием успеха всех реформационных мероприятий по повышению эффективности работы полиции в нашей стране.

Следует отметить, что укрепление авторитета органов внутренних дел  в глазах населения нашей страны возможно лишь при наличии возможности последних знать как работают органы правопорядка в целом и в частности, то есть наличие своего рода подотчетности их населению позволит судит о сделанном непосредственно и напрямую. Это своего рода объективная предпосылка в налаживании доброжелательных и эффективных взаимоотношений общества и полиции в целом.

Оценка деятельности органов  внутренних дел напрямую зависит  от общего впечатления и восприятия гражданами полиции в целом. Если ранее систему оценки деятельности полиции можно было охарактеризовать как палочную, то сегодня этот вопрос получил в корне новое решение.

В частности, уже  сейчас можно сделать определенные выводы. Например, в мае 2012 г. Общественный совет при УМВД России по Омской области провел социологическое исследование среди населения г. Омска. Среди основных задач работы явились, в частности, анализ и оценка уровня общественного доверия и поддержки граждан органов внутренних дел, анализ социальных рисков и опасений граждан, а также исследование состояния защищенности граждан от противоправных посягательств.

Опрос показал, что доля людей, считающих, что жизнь в России в целом за последние 2 года стала безопаснее. Анализ динамики конкретных беспокоящих событий и явлений показывает отсутствие резкого роста или падения актуальности какой-либо проблемы (не более 8%). В то же время стоит отметить определённые тенденции. Достаточно высокий уровень опасений связан с угрозами, непосредственно исходящими от представителей маргинальных групп и лиц с антисоциальным поведением. По мнению респондентов в 2011 г., наиболее опасны наркоманы (66%), экстремистские молодежные группировки (57%), алкоголики (48%). При оценке эффективности работы полиции по обеспечению защищенности от противоправных посягательств свыше половины опрошенных (52%) выразили мнение, что склонны доверять полиции в обеспечении своей личной и имущественной безопасности, противоположной позиции придерживается около трети респондентов. Опрос показал, что за последние 3 года уменьшилась доля респондентов, отмечавших нарушения прав граждан со стороны сотрудников полиции - с 22% в 2009 г. до 15% в 2012 г. (в основном это касалось таких служб как ГИБДД и патрульно-постовая служба). Следует также отметить наметившуюся тенденцию к снижению актуальности такой причины нарушений со стороны сотрудников полиции как низкое качество отбора кадров - с 46% в 2009 г. до 31% в 2012 г. Большинство опрошенных (88%) высказались за готовность оказывать помощь полиции.

Наиболее важными  задачами респонденты считают повышение качества отбора сотрудников полиции, борьбу с коррупцией в полиции и профессиональную подготовку кадров. На уровне государства в целом приоритетными мероприятиями граждане считают борьбу с коррупцией в органах власти (причем важность этой задачи растет), усиление ответственности граждан за правонарушения, обеспечение равенства всех перед законом, улучшение морально-нравственного климата в стране, а также снижение безработицы и повышение уровня жизни.

Анализ результатов изучения общественного мнения в 2012 году позволяет сделать вывод о необходимости развивать и укреплять партнерские отношения с обществом, совершенствовать формы и методы информационного сопровождения деятельности полиции. В ряду важнейших стратегических целей развития полиции считать укрепление доверия населения, расширение и укрепление делового сотрудничества с государственными, общественными, частными, благотворительными организациями, непрерывный поиск новых форм ее участия в решении комплекса социальных проблем (в сфере борьбы с наркоманией, беспризорностью, безработицей и т.д.), правовом воспитании граждан; утверждение в процессах взаимодействия полиции со всеми субъектами гражданского общества принципов открытости, гласности, «прозрачности», отчетности, обратной связи, позволяющей вырабатывать действенные критерии оценки эффективности полиции.

Следует также  назвать основные профилактические проведенные мероприятия по борьбе с правонарушениями. Например, очередное профилактическое мероприятие по проверке соблюдения водителями правил перевозки детей в транспорте сотрудники ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску завершили неожиданным образом – посетили роддом. Целью визита в родильный дом №1, расположенный на ул. Герцена, стало привлечение большего внимания молодых матерей к мерам безопасной перевозки детей, в том числе и новорожденных, в автотранспорте. К сожалению, многие родители еще проявляют беспечность, которая, порой оборачивается непоправимыми последствиями. Только 28 сентября, в день проводимой акции, у школ и на остановках всего за несколько часов сотрудники ГИБДД выявили более 50-ти нарушений: перевозку малолетних детей на переднем сиденье, а также на заднем сиденье, но без детских удерживающих устройств.  В роддом сотрудники Госавтоинспекции приехали не с пустыми руками: одним из счастливых молодых родителей – семье Шенкаренко, у которых родился сын Владимир, начальник отдела ГИБДД полиции УМВД России по г. Омску Дмитрий Зырянов вручил автомобильную люлечку для новорожденного16.

С 17 по 26 сентября 2012, сотрудники полиции подвели итоги целевой оперативно-профилактической операции «Забота». В мероприятии совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции приняли участие представители органов государственной власти и общественных организаций, впервые – члены  Общественного совета при УМВД России по Омской области.

Название операции не случайно. Основная ее цель - выявление несовершеннолетних, которые до сих пор не приступили к занятиям в общеобразовательных  школах и других учебных заведениях, оказание своевременной помощи и содействия в организации их обучения, обеспечение мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также предупреждение правонарушений среди детей и подростков. Поэтому традиционно уже последние несколько лет мероприятие проходит в сентябре.

Информация о работе Значение деятельности участкового