Значение деятельности участкового

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование контроля и надзора за деятельностью полиции.
Перед написанием курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
1. рассмотреть понятие, особенности и виды контроля за деятельностью полиции.
2. рассмотреть государственный контроль за деятельностью полиции. Ведомственный и вневедомственный контроль.
3. рассмотреть общественный контроль за деятельностью полиции: субъекты, направления.
4. рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, особенности и виды контроля за деятельностью полиции 5
2. Государственный контроль за деятельностью полиции. Ведомственный и вневедомственный контроль 8
3. Общественный контроль за деятельностью полиции: 13
субъекты, направления 13
4. Судебный контроль и прокурорский надзор за 21
деятельностью полиции 21
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

2092104(о) Кур.р.АДОВД 2.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

В этот период времени  участники акции организовали проверки всех несовершеннолетних, состоящих  на учете в органах внутренних дел, а также посетили все образовательные  школы, количество которых более 700 в регионе. Основные причины, по которым дети не приходят в школу, - это семейное неблагополучие, отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие у подростков желания учиться, затруднительное материальное положение, болезнь. В отношении каждого несовершеннолетнего, не приступившего к учебе, проведена индивидуальная проверка, установлены причины, по которым дети отсутствуют на занятиях. В работе по возвращению детей «за парту» привлекаются специалисты органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, представители общественности17.

В рамках Всероссийского профилактического мероприятия  «Декада дорожной безопасности детей» 24 сентября 2012 г. сотрудниками Госавтоинспекции проведена акция «Засветись!», в  ходе которой инспекторы по пропаганде ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску призывали маленьких участников дорожного движения и их родителей к соблюдению мер безопасности при переходе проезжей части в темное время суток.

Указанных мероприятий  много, все они способствуют предотвращению совершения правонарушений, что положительным образом сказывается на работе полиции и качестве жизни самих граждан.

Таким образом, можно отметить, что общественный контроль - системная деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению. Предлагаю в ФЗ «О полиции» включить принципы общественного взаимодействия, определить основные формы и направления такого взаимодействия, имеющие открытый характер. Особое внимание уделить возможности информационного обмена, реализации на практике принципа открытости и прозрачности. Ч.6 статьи 9 ФЗ «О полиции» предлагаю изложить в другой редакции: «Оценка социально значимых результатов деятельности полиции гражданами (населением) является одним из основных элементов системы официальной оценки её работы (наряду с государственной и внутриведомственной оценкой) и учитывается при аттестации, кадровых назначениях, а также при решении вопросов поощрения сотрудников полиции».

4. Судебный контроль  и прокурорский надзор за

деятельностью полиции

В Российской Федерации  надзор за исполнением действующих  на ее территории законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. 
Как и предыдущая, комментируемая статья носит отсылочный характер. Она не определяет конкретные полномочия и содержание прокурорского надзора за законностью деятельности полиции. Для этого необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации, УПК РФ, Федеральным законам «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», другим законам, приказам и указаниям Генерального прокурора Российской Федерации.

Их анализ позволяет  выделить несколько направлений  надзора прокуратуры за полицией: 1) надзор за соблюдением в деятельности полиции прав и свобод человека и гражданина; 2) надзор за законностью приема, учета, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о правонарушениях; 3) надзор за законностью уголовно-процессуальной деятельности полиции; 4) надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности полиции.

Предметом первого  направления прокурорского надзора являются практика соблюдения полицией прав и свобод человека и гражданина, законность их ограничений. Основные права и свободы человека и гражданина определены в Конституции Российской Федерации. К ним относятся: право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свобода мысли и слова, право на охрану здоровья и т.д. Все они являются непосредственно действующими, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Поэтому предпринимаемые полицией меры по охране правопорядка, борьбе с преступностью не только не должны нарушать права и свободы человека и гражданина, но и, наоборот, содействовать признанию, соблюдению и защите данных ценностей. Иное возможно лишь на основаниях и при условиях, установленных федеральным законом, и только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции Российской Федерации18).

Закон предусматривает  ряд условий ограничения прав и свобод граждан. К примеру, применяемые полицией информационные системы, специальные и технические средства не должны причинять вред жизни и здоровью людей. Оперативные сотрудники полиции не должны разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»19).

В свою очередь, граждане вправе истребовать при  определенных условиях от полиции сведения о полученной в отношении их информации, если полагают, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий нарушены их права и свободы. Проверка соблюдения полицией прав и свобод граждан проводится прокурорами как по собственной инициативе, так и в связи с поступающими к ним жалобами и заявлениями.

Значительная  часть прокурорского надзора  касается приема, учета, регистрации  и проверки заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях. Как известно, осуществление этой работы относится к числу важнейших обязанностей полиции.

Значение данного  направления прокурорского надзора  предопределяется тем, что милиция  разрешает подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях. И здесь к полиции у общества имеются серьезные претензии, связанные главным образом с отказом в приеме заявлений и сообщений, укрытием преступлений, затягиванием сроков рассмотрения обращений, принятием по ним необоснованных решений.

В процессе прокурорского  надзора проверяется своевременность  и правильность исполнения сотрудниками полиции требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях.

Прокурорский  надзор за уголовно-процессуальной деятельностью  органов внутренних дел в настоящее  время распространяется в основном на производство дознания. Федеральный  закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»20 исключил функции прокуратуры, дублирующие судебный контроль за производством следственных действий, а также существенно расширил полномочия руководителя следственного органа в обеспечении законности при производстве предварительного следствия.

Предметами  прокурорской проверки на сегодня выступают  следующие направления уголовно-процессуальной деятельности полиции: 
полнота раскрытия преступлений, обеспечение принципа неотвратимости уголовной ответственности; обоснованность привлечения к уголовной ответственности или иных ограничений прав лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства; соблюдение порядка и наличие оснований, установленных законом, для задержания граждан по подозрению в совершении преступлений; соблюдение сроков расследования, правил проведения следственных действий, прав участников уголовного судопроизводства и иных граждан; своевременность и качество выполнения поручений следователя, суда; полнота выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер к их устранению.

Прокурорский  надзор за оперативно-розыскной деятельностью  милиции охватывает следующие ее существенные стороны: 
законность и обоснованность заведения, ведения и прекращения дел оперативного учета; компетентность проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение оснований и условий их проведения; 
соблюдение в ходе оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина; законность и обоснованность решений должностных лиц оперативных аппаратов полиции; обеспечение защиты сведений об оперативных аппаратах и сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, гражданах, сотрудничающих с ними; 
состояние социальной и правовой защиты оперативных работников милиции, а также граждан, содействующих им.

Прокурорский  надзор за оперативно-розыскной деятельностью полиции распространяется, и это важно подчеркнуть, только на сферу исполнения и соблюдения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».21 Нормативные правовые акты МВД России по вопросам оперативно-розыскной деятельности подлежат прокурорской проверке лишь относительно соответствия этому Закону.

В предмет прокурорского  надзора не входят сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности. Однако если организационно-тактические приемы работы полиции противоречат задачам и принципам оперативно-розыскной деятельности, основаниям и условиям проведения оперативно-розыскных мероприятий, установленных законом, то они не только могут, но и должны быть проверены прокуратурой.

Полномочия  прокуроров, методы и формы прокурорского  надзора регламентированы Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации»22, уголовно-процессуальным законом, другими законами, приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзор за исполнением  полицией законов осуществляют Генеральный  прокурор Российской Федерации и  подчиненные ему прокуроры в  соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.  Хотя, законом и предусмотрен надзор за законность нахождением лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения «Предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно–трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. 

Основной формой контроля, опять же является заявительная, по средствам рассмотрения жалоб и сообщений граждан. Непосредственные, прокурорские проверки мест содержания задержанных лиц, лиц подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений, положительно влияют на независимую оценку деятельности полиции. Однако этих мер недостаточно для полноценной и объективной оценки деятельности полиции.

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, ФЗ «О прокуратуре», а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.

Вневедомственный контроль за деятельностью полиции вправе осуществлять и суд. Прежде всего это рассмотрение различного рода жалоб граждан и должностных лиц, касающихся деятельности служб, подразделений и учреждений полиции. Здесь следует упомянуть, что суд разрешает вопросы о правомерности проведения полицией оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан согласно ст. 8, 9 Федерального закона  «Об оперативно-розыскной деятельности»23, а также решает вопросы, связанные с жалобами граждан — объектов ОРД, оспаривающих действия подразделений полиции, проводившей в их отношении оперативно-розыскные мероприятия. Подобного рода возможность предусмотрена ст. 5 Федерального закона  «Об оперативно-розыскной деятельности»24.

Прокурор не только надзирает за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, он вправе и самостоятельно осуществить проверку заявления (сообщения) о преступлении, а также принять по нему решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В такой ситуации в ч. ч. 1 и 2 статьи 148 УПК РФ речь идет о прокуроре, к которому поступило заявление (сообщение) о преступлении (на территории которого имело место деяние, о котором идет речь в поводе для возбуждения уголовного дела), а в ч. ч. 5 и 6 статьи 148 УПК РФ – о вышестоящем прокуроре.

Если решение об отказе в возбуждении  уголовного дела вынесено непосредственно прокурором, копия соответствующего постановления должна быть направлена лишь заявителю. На прокуроре, вынесшем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не лежит обязанности направлять копию данного документа вышестоящему прокурору. Между тем в целях проверки законности и (или) обоснованности решения нижестоящего прокурора вышестоящий прокурор может истребовать не только копию данного документа, но все материалы проверки вместе с подлинником постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Жалоба на постановление об отказе может поступить не надзирающему, а вышестоящему прокурору. Соответственно как минимум в ч. 6 статьи 148 УПК РФ закреплены полномочия не только надзирающего за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования прокурора, но и всех вышестоящих по отношению к нему прокуроров. Согласно требованиям Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 4 августа 2000 года № 115 «О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел»25 в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах проверку законности постановлений об отказе возбуждения уголовных дел осуществляет каждое подразделение, исходя из принадлежности материала.

Информация о работе Значение деятельности участкового