Значение деятельности участкового

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование контроля и надзора за деятельностью полиции.
Перед написанием курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
1. рассмотреть понятие, особенности и виды контроля за деятельностью полиции.
2. рассмотреть государственный контроль за деятельностью полиции. Ведомственный и вневедомственный контроль.
3. рассмотреть общественный контроль за деятельностью полиции: субъекты, направления.
4. рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, особенности и виды контроля за деятельностью полиции 5
2. Государственный контроль за деятельностью полиции. Ведомственный и вневедомственный контроль 8
3. Общественный контроль за деятельностью полиции: 13
субъекты, направления 13
4. Судебный контроль и прокурорский надзор за 21
деятельностью полиции 21
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

2092104(о) Кур.р.АДОВД 2.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

В случае необходимости проверки законности вынесенных постановлений в подразделениях, осуществляющих надзор за расследованием преступлений, решение об этом принимается соответствующим заместителем Генерального прокурора РФ, заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.

В соответствии с ч. 5 статьи 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован. Исходя из требований ст. 123 УПК РФ обжаловать соответствующее постановление вправе заявитель, пострадавший, лицо, в отношении которого решался вопрос о возбуждении уголовного дела, а также любое иное лицо, чьи интересы были затронуты вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Жалобы могут быть как письменными, так и устными, адресованными  как прокурору, в суд, так и  вышестоящему должностному лицу (начальнику отдела дознания, руководителю учреждения, наделенного статусом органа дознания, начальнику следственного отдела и даже начальнику следственной группы и др.). Причем законом не запрещено направлять жалобы одновременно в несколько инстанций.26 К примеру, одинаковые по своему содержанию жалобы на вынесенное дознавателем органа внутренних дел постановление могут быть одновременно направлены: начальнику районного органа внутренних дел и начальнику Управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, прокурору района и Генеральному прокурору Российской Федерации, а также в районный суд.

Законодатель не установил срока, в течение которого постановление  об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано.27 Следует согласиться с утверждением, что при принесении жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела нужно руководствоваться общими сроками давности, предусмотренными ст. 78 УК РФ.28

Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может  быть отменена, только если обжалуемое постановление незаконно и (или) необоснованно.

Незаконным признается постановление, вынесенное с нарушением как уголовно-процессуального, так и материального права. Незаконным, в частности, постановление может быть признано, если в нем отсутствуют дата его вынесения или подпись лица, его составившего, если оно вынесено не уполномоченным на то должностным лицом, основывается на недопустимых доказательствах и др.

Необоснованным следует считать  постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, когда в нем отсутствует мотивировка принятого решения, изложенные в постановлении сведения не соответствуют содержанию прилагаемых к нему материалов, указанные в резолютивной части выводы следователя (дознавателя и др.) не соответствуют содержанию описательно – мотивировочной части постановления и т.п.

Контроль суда за деятельностью полиции проявляется и в том, что в ходе судебного следствия устанавливается законность и обоснованность решений, принятых дознавателями — сотрудниками специализированных подразделений дознания полиции, сотрудниками оперативных подразделений полиции в ходе производства по уголовным делам в пределах их компетенции.

Особо следует  упомянуть о Конституционном  суде Российской Федерации, который  вправе проверять конституционность  правовых актов, касающихся деятельности полиции. Так, на основании его решения был отменен Указ Президента РФ от 19 декабря 1991 г. «Об образовании министерства безопасности и внутренних дел РФ». Решающую роль здесь сыграл аргумент Конституционного Суда о том, что разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечивать конституционный демократический строй и служить одной из гарантий от узурпации власти.

В заключение следует  отметить, что Суды и Прокуратура имеют собственную колоссальную нагрузку по основным видам деятельности, в силу чего оценка деятельности полиции для этих структур является факультативной, и полноценно осуществляться не может. 

 

Заключение

Можно сделать вывод, что однозначного толкования термина «контроль» в юридической науке нет. Однако из всех названных ранее определений данного термина можно сделать вывод, что контроль всегда связан с целью, т.е. контроль – это либо целенаправленные действия, либо это процесс достижения поставленных целей. Виды контроля за деятельностью полиции: государственный контроль, общественный контроль, судебный контроль и надзор, прокурорский надзор.

Предлагаю создать службу по контролю за деятельностью полиции, руководитель которой назначался бы на должность Президентом России и не находился бы в подчинении у министра внутренних дел. Сотрудники названной службы должны сконцентрировать свои усилия на проведении в отношении коррумпированных полицейских прослушивания телефонных переговоров, наблюдении за исполнением ими профессиональных обязанностей, негласной видеозаписи в служебных кабинетах. Уместно также оперативно внедрять своих сотрудников в полицейские подразделения в целях выявления так называемых «оборотней в погонах».

Именно на указанную службу необходимо возложить обязанности по установлению видеокамер в служебных помещениях полиции, поскольку большая часть недозволенных методов раскрытия и расследования преступлений совершается в зданиях и помещениях правоохранительных органов.

Общественный контроль - системная деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению. Предлагаю в ФЗ «О полиции» включить принципы общественного взаимодействия, определить основные формы и направления такого взаимодействия, имеющие открытый характер. Особое внимание уделить возможности информационного обмена, реализации на практике принципа открытости и прозрачности. Ч.6 статьи 9 ФЗ «О полиции» предлагаю изложить в другой редакции: «Оценка социально значимых результатов деятельности полиции гражданами (населением) является одним из основных элементов системы официальной оценки её работы (наряду с государственной и внутриведомственной оценкой) и учитывается при аттестации, кадровых назначениях, а также при решении вопросов поощрения сотрудников полиции».

Именно общественный контроль сможет помочь современной полиции избавиться от недоброго наследия прошлых лет и сохранить то лучшее, что в эти сложные прошлые годы было придумано и создано.

Также следует  отметить, что Суды и Прокуратура имеют собственную колоссальную нагрузку по основным видам деятельности, в силу чего оценка деятельности полиции для этих структур является факультативной, и полноценно осуществляться не может. 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О полиции» // «Российская газета», № 28, 10.02.2011.
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета», № 160, 18.08.1995.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012) // «Российская газета», № 229, 25.11.1995.
  5. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» //  «Российская газета», № 122, 08.06.2007.

Научная и учебная литература

  1. Андреев А., Никольский Д. Этапы развития: Уроки прошлого // Президентский контроль: Инфор. бюллетень. М., 2006.
  2. Атаманчук Г. В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000. С.56; Теория государственного управления. М.: Юридическая литература, 1997. С.124.
  3. Величко А. Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и ее элементы // Государство и право. — 2008. — № 1.
  4. Голубев В.В. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. В.И. Радченко. – М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. – С. 335.
  5. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. 2010. № 3. С. 32 - 39.
  6. Денисов С. А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право. 2002. № 3.
  7. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // http://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=2354.
  8. Кальницкий В.В. Ведомственный процессуальный контроль за деятельностью следователей органов внутренних дел: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук. М.,2002.-С.18.
  9. Козлов Ю. М., Попов Л. Л. Административное право. М.: Юрист, 1999. С.437.
  10. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (поглавный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. – Москва: Проспект, 2011.
  11. Москалькова Т.Н. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; Научн. ред. В.П. Божьев. – М.: Спарк, 2002. – С. 303.
  12. Тарасов А. М. Президентский контроль, понятие и система. СПб., 2004.
  13. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2005.
  14. Шохин С.О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. М.: Финансы и статистика, 1997. С.7.

1 Атаманчук Г. В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000. С.56; Теория государственного управления. М.: Юридическая литература, 1997. С.124.

2 Шохин С.О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. М.: Финансы и статистика, 1997. С.7.

3 Атаманчук Г. В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000. С.56; Теория государственного управления. М.: Юридическая литература, 1997. С.124.

4 Величко А. Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и ее элементы // Государство и право. — 2008. — № 1.

5 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 25/06/2012) «О полиции» // «Российская газета», № 28, 10.02.2011.

6 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 25/06/2012) «О полиции» // «Российская газета», № 28, 10.02.2011.

7  Тарасов А. М. Президентский контроль, понятие и система. СПб., 2004.

8 Тарасов А. М. Президентский контроль, понятие и система. СПб., 2004.

9 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.

10 Козлов Ю. М., Попов Л. Л. Административное право. М.: Юрист, 1999. С.437.

11 Андреев А., Никольский Д. Этапы развития: Уроки прошлого // Президентский контроль: Инфор. бюллетень. М., 2006.

12 Кальницкий В.В. Ведомственный процессуальный контроль за деятельностью следователей органов внутренних дел: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук. М.,2002.-С.18.

13 Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. 2010. № 3. С. 32 - 39.

14 Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // http://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=2354.

15 Официальный сайт УМВД России по Омской области // http://55.mvd.ru/gumvd/sovet/

16 Официальный сайт УМВД России по Омской области // http://55.mvd.ru/gumvd/

17 Официальный сайт УМВД России по Омской области // http://55.mvd.ru/gumvd/

18 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.

19 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета», № 160, 18.08.1995.

20 Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» //  «Российская газета», № 122, 08.06.2007.

21 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета», № 160, 18.08.1995.

22 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012) // «Российская газета», № 229, 25.11.1995.

23 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета», № 160, 18.08.1995.

24 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета», № 160, 18.08.1995.

25 Приказ Генпрокуратуры РФ «О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел» от 04.08.2000 № 115 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. – Т. 1. – 2004.

26 Аналогичной точки зрения придерживаются многие ученые. См., к примеру: Голубев В.В. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. В.И. Радченко. – М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. – С. 334.

27 К такому выводу приходят многие ученые. См.: Москалькова Т.Н. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; Научн. ред. В.П. Божьев. – М.: Спарк, 2002. – С. 303.

28 См.: Голубев В.В. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. В.И. Радченко. – М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. – С. 335.


Информация о работе Значение деятельности участкового