Государственное регулирование земельных отношений (на примере Белгородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Земельные отношения - результат длительного общественного развития практики использования и охраны земель, применяемых форм собственности и хозяйствования, приоритетных способов устройства территории. Они определяются национальными, социальными, экономическими и иными особенностями реализации функций земли как природного ресурса, средства производства, объекта имущества. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, ее местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.
Земельные отношения немыслимы без их государственного регулирования, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле, правильному проведению земельной реформы. Ошибки в этом недопустимы.
Во-первых, вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в России. Ограниченность и невосполнимость земельного ресурса вызывает необходимость государственного регулирования условий землепользования.
Во-вторых, вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
7

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
18

РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая ОГМУ.rtf

— 818.76 Кб (Скачать файл)

В целях совершенствования земельного законодательства подготовлены проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» (в части создания дополнительных гарантий целевого использования земель племенных организаций).

На территории Белгородской области в настоящее время реализуется значительное количество инвестиционных программ, связанных с приоритетным национальным проектом развития сельскохозяйственного производства.

В Белгородской области продолжается целенаправленная работа по комплексному регулированию земельных отношений.

Основными направлениями деятельности в этой сфере были совершенствование правового регулирование отношений собственности, рационального использования земельных участков, а также усиления государственного контроля охраны и использования земель.

В целях совершенствования государственного регулирования земельных отношений на территории Белгородской области были приняты нормативные акты:

- Закон Белгородской области от 15.03.2010 № 330 «О внесении изменений в статью 2 закона Белгородской области «Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;

- постановление правительства Белгородской области от 13.07.2009 № 247-пп «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции постановления правительства Белгородской области от 12.04.2010 № 124-пп).

Одной из важнейших задач реформирования земельных отношений на современном этапе является разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих юридическое закрепление и дальнейшее совершенствование процессов эффективного использования земель, создание юридического и технологического механизма реализации права частной собственности на землю и формировании нормативно-методической базы для дальнейших преобразований в этой области.

В настоящее время значительно активизировались процессы, связанные с оборотом земельных участков, увеличилось количество гражданско-правовых сделок с земельными участками, соответственно повысились требования к качеству услуг в части оформления землеустроительной документации, вместе с этим, повышение качества услуг не должно отражаться на увеличении их стоимости, с тем, чтобы данные услуги оставались доступными для разных социальных слоев населения Белгородской области.

В целях формирования на территории области эффективной и целостной системы управления и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения исполнительным органам государственной власти области необходимо продолжить работу по увеличению государственной доли Белгородской области в структуре земель сельскохозяйственного назначения. На сегодняшний день в государственной собственности области находятся 604 тыс. га сельскохозяйственных угодий41.

Основными источниками по дальнейшему формированию областного земельного фонда остаются:

- приобретение в результате гражданско-правовых сделок в государственную собственность области земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

- регистрация прав собственности области на земельные участки, входящие в состав фонда перераспределения земель, в порядке разграничения государственной собственности на землю;

- перевод в государственную собственность области земельных участков, формируемых в счет невостребованных земельных долей.

Предложения по усовершенствованию системы управления и распоряжения земельными ресурсами в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, о которых речь пойдет ниже.

Завершение регистрации права собственности области на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей и входящих в состав фонда перераспределения земель, и передача их в управление ОАО «Белгородский земельный фонд».

Создание на территории области действенной системы по взаимодействию исполнительных органов государственной власти области с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации при осуществлении муниципального и государственного контроля за целевым и эффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Завершение землеустройства земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципальных районов и оформления всеми собственниками, пользователями, арендаторами сельскохозяйственных земель правоустанавливающих документов в соответствии с требованиями действующего законодательства. По состоянию на 1 января 2011 года по области проведены землеустроительные работы на сельскохозяйственные угодья с постановкой их на государственный кадастровый учет общей площадью 1313,9 тыс.га., что составляет 71,75% от общей площади сельскохозяйственных угодий42.

Усовершенствование единой информационной базы данных о движении земель сельскохозяйственного назначения в границах хозяйств на территории муниципальных районов. Создание электронных карт и балансов земель сельскохозяйственного назначения по хозяйствам области.

Уменьшение арендных платежей за находящиеся в государственной собственности Белгородской области сенокосы и пастбища, передаваемые в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Привлечение инвестиций в развитие аграрного сектора экономики Белгородской области, стимулирование поступлений дополнительных средств в бюджетную систему области (департаментом разработан проект закона Белгородской области «О гарантиях прав сельскохозяйственных товаропроизводителей при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, находящихся в государственной собственности Белгородской области и муниципальной собственности»).

Внесение изменений в нормативно-правовые акты Белгородской области, регулирующие порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории области, в связи с принятием Государственной Думой Российской Федерации Федерального закона от 29 декабря 2010 года №435-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Реализация эффективно работающим и добросовестным сельскохозяйственным товаропроизводителям части арендуемых земель, находящихся в государственной собственности Белгородской области.

Проведение целенаправленной работы по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в государственной и муниципальной собственности, за счет передачи земельных ресурсов от убыточных хозяйствующих субъектов в пользование стабильно развивающихся сельхозтоваропроизводителей.

Завершение проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения и анализа движения собственников земельных долей в хозяйствах на территории области.

Вовлечение в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных угодий и других пригодных для этого земель в целях гарантированного обеспечения земельными ресурсами различных инвестиционных проектов среднего и малого бизнеса в агропромышленном комплексе области. (На территории Белгородской области из 320,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, не являющихся пашней, используется в сельскохозяйственной деятельности не более 30% сенокосов и пастбищ43. В большинстве случаев использование этих земель носит не системный, бесплановый характер. Для организации конкретной работы по обеспечению более эффективного использования сельскохозяйственных и не сельскохозяйственных угодий, а также других земель, департаментами имущественных и земельных отношений и агропромышленного комплекса области подготовлен «Проект вовлечения в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения (кроме пашни) на территории Белгородской области на 2010-2012 года под различные инвестиционные проекты»).

Цели проекта вовлечения в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения (кроме пашни) на территории Белгородской области на 2010-2012 года под различные инвестиционные проекты:

- гарантированное обеспечение земельными ресурсами различных инвестиционных проектов среднего и малого бизнеса в агропромышленном комплексе области;

- обеспечение рационального использования сельскохозяйственных угодий на территории области;

- создание условий для увеличения объемов сельскохозяйственной продукции;

- обеспечение доступности граждан и юридических лиц к свободным (не используемым) земельным ресурсам с целью их использования под различные виды общественно-полезной деятельности;

- введение в хозяйственный оборот неиспользуемых сельхозугодий и других групп земель, которые пригодны под реализацию проектов.

Основной смысл этого проекта - провести всю подготовительную работу по оформлению этих земель, включая проведение их землеустройства и постановку на государственный кадастровый учет, сформировать единую базу данных, что позволит предоставлять эти участки (как правило, в аренду) в кратчайшие сроки.

Основные этапы работ в ходе выполнения проекта рассмотрены ниже.

1. Завершение инвентаризации сельхозугодий. Формирование электронной базы данных конкретных земельных участков по каждому хозяйству, с указанием собственности, землепользователей, состояния землеустройства.

2. Подготовка картографического материала (электронных карт) по каждому хозяйству («баланс земель», с наглядным определением месторасположения всех участков сельхозугодий).

3. По той части земель, которая не поставлена на кадастровый учет: провести работы по землеустройству (межеванию) с постановкой их на государственный кадастровый учет.

4. Важным этапом в реализации проекта является упорядочение правового положения оставшихся земельных участков государственной собственности путем перевода их из состава «неразграниченных земель» в собственность области, так как в основном они входят в фонд перераспределения земель.

5. Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков путем их оперативного предоставления физическим и юридическим лицам для различных целей, связанных с производственной (инвестиционной), рекреационной и другой общественно-полезной деятельностью. Создание дебюрократизированного, «прозрачного» и понятного механизма их предоставления.

В целях повышения заинтересованности в использовании земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям (пастбища, сенокосы, многолетние насаждения) подготовлен проект постановления правительства области, устанавливающий размер арендной платы в размере эквивалентном земельному налогу. В связи с задействованием в оборот значительного количества дополнительных площадей, принятие данного документа не повлечет в целом сокращения поступлений средств в бюджеты.

Реализация мероприятий проекта по вовлечению в хозяйственный оборот сельхозугодий, не являющихся пашней и других групп земель позволит создать все условия для их беспрепятственного и оперативного предоставления для реализации различных инвестиционных проектов.

В области необходима дальнейшая реализация единой государственной политики в сфере земельных отношений с целью обеспечения эффективности управления земельными ресурсами, стабильности, рациональности землепользования посредством:

- обеспечения застройщиков по единым правилам, разработанным на основе действующего законодательства, земельными ресурсами при реализации стратегии развития жилищного строительства на территории области, в том числе для строительства индивидуальных жилых домов;

- эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечения стабильных долговременных условий землепользования, гармонично учитывающих интересы собственников земли, сельскохозяйственных товаропроизводителей, населения и государства;

- оптимизации регулирующей роли государства в вопросах оборота на областном уровне земель сельскохозяйственного назначения, являющегося крупным сособственником земель сельскохозяйственного назначения и гарантом прав других собственников земель;

- завершения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения;

- разработки и принятия программы сохранения сельскохозяйственных земель,

защиты их от естественных техногенных процессов и отрицательных последствий хозяйственной деятельности;

- задействования всех сельскохозяйственных угодий (пастбищ, сенокосов) путем их рационального хозяйственного использования субъектами малого и среднего предпринимательства.

В Белгородской области продолжается реализация областного закона № 331 «О родовых усадьбах в Белгородской области», принятого 15 марта 2010 года. За прошедшее время в регионе созданы необходимые организационно-правовые условия для реализации этого проекта, заинтересовавшего многих жителей области. Реализация проекта по созданию и развитию родовых усадеб направлена на использование территорий малонаселенных пунктов и бывших населенных пунктов, что будет способствовать их возрождению и развитию, а в конечном счете - более равномерному расселению, повысит эффективность использования данных земельных участков, имеющих хороший ландшафт и экологически более благополучных.

Родовая усадьба - земельный участок (земельные участки), с находящимися на нем зданиями, сооружениями, иным имуществом, на котором организуется ведение усадебного хозяйства44.

Информация о работе Государственное регулирование земельных отношений (на примере Белгородской области)