Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно - правовых актов, содержащих нормы трудо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Организация федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права………………………………………………………………………….
Федеральная инспекция труда.
Федеральный государственный энергетический надзор.
Федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
2. Проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иные нормативно- правовые акты.
Обеспечение соблюдения прав работников на получение своевременной и в полном объеме оплаты труда.
Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства по вопросам оплаты труда.
Оказание гражданам правовой помощи по защите трудовых прав.
Заключение
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 65.36 Кб (Скачать файл)

      Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти.

       Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.

     Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации

      Деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные учреждения, структура, задачи, функции, порядок деятельности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иные нормативно- правовые акты.

    1. Обеспечение  соблюдения прав работников на получение своевременной и в полном объеме оплаты труда.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).12

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной  оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В систему основных государственных  гарантий по оплате труда работников включаются:

  • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.13

Выплата заработной платы  производится в денежной форме в  валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором  по письменному заявлению работника  оплата труда может производиться  и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации  и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой  в не денежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.

Выплата заработной платы  в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также  в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических  веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых  установлены запреты или ограничения  на их свободный оборот, не допускается.14 

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата  работника, полностью отработавшего  за этот период норму рабочего времени  и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.15

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий  праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В  этом случае работа в выходной или  нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.16

 

    1. Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства по вопросам оплаты труда.

       В 2012 году Гострудинспекцией было организовано и проведено 2545 проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, из которых 1263 проверки проведены по вопросам охраны труда работников. Доля обследованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в общем числе зарегистрированных на территории Красноярского края хозяйствующих субъектов составляет 1,6%. 
     Из общего количества проверок 726 (28,5%)-это плановые проверки, 1819 (71,5%) –внеплановые, которые были обусловлены необходимостью рассмотрения жалоб, заявлений и других обращений граждан, осуществления соответствующих надзорно-контрольных мероприятий в связи с причинением вреда жизни и здоровью граждан или возникновением такой угрозы; проверки исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведенных проверок, либо исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 
       В целях информирования граждан, повышения их правовой грамотности в области трудового законодательства, более полного обеспечения права граждан на получение информации в 2012 году было осуществлено 343 публикации в средствах массовой информации, 25 выступлений на радио и телевидении (в том числе 20 выступлений руководителя Гострудинспекции); организовано и проведено 886 совещаний и семинаров с руководителями, специалистами и профсоюзным активом организаций, в том числе по результатам проведенных проверок государственными инспекторами труда проведено 756 совещаний и семинаров с работодателями, ответственными должностными лицами и работниками организаций; руководитель Государственной инспекции труда и заместители приняли участие в 68 совещаниях разного уровня.  
       Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Гострудинспекции свидетельствует о том, что основными причинами возникновения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, оставались:  
- неисполнение должностными лицами работодателя своих трудовых обязанносте-59,9%; 
- непринятие работодателем достаточных мер по организации трудового процесса-26,9%; 
- не информированность по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателем-16%; 
- финансово-экономические причины, вызванные воздействием внешних факторов (конъюнктура рынка, сезонный характер деятельности и пр.)-11,2%; 
- не информированность персонала по вопросам трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права- 14,8%; 
- непринятие локальных нормативных, правовых актов, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права-7,2%; 
- несоответствие локальных актов, принимаемых работодателем, трудовому законодательству-0,7%; 
- пробелы в праве (трудовом законодательстве)-0,4%. 

    1. Оказание гражданам правовой помощи по защите трудовых прав

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной  системы бесплатной юридической  помощи имеют следующие категории  граждан:

  • граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;
  • инвалиды I и II группы;
  • ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
  • дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
  • несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
  • граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
  • граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.17

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде: правового  консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового  характера; представления интересов  гражданина в судах, государственных  и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке.

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками  государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право  на получение бесплатной юридической  помощи в рамках государственной  системы бесплатной юридической  помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы  правового характера в следующих  случаях:

  • заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  • признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  • признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  • защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

  • признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

возмещение вреда, причиненного смертью  кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам  государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

  • назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
  • установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
  • реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
  • ограничение дееспособности;
  • обжалование нарушен<span class="Normal_0020_0028Web_0029__Ch

Информация о работе Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно - правовых актов, содержащих нормы трудо