Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения. Подведомственность их

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Основой любого общества является трудовая деятельность людей. Труд является условием существования человека.

Содержание работы

Введение.
Понятие и причины возникновения индивидуальных трудовых споров.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Разрешение путем переговоров с работодателем.
Рассмотрение трудовых споров в Комиссии по трудовым спорам.
Судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Подведомственность трудовых споров.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Законодатель  не предлагает перечня уважительных причин, эта оценочная категория  применяется комиссией самостоятельно.

По сложившейся  практике к уважительным причинам относятся  продолжительная болезнь самого работника или его близких родственников, переезд в другую местность, проведение длительных переговоров с работодателем об урегулировании разногласий и др27.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС  предусмотрен ст. 387 ТК РФ. Из текста статьи следует, что форма заявления должна быть письменной. Структура и содержание заявления произвольны.

Все заявления  работника, поступившие в комиссию, обязательно должны быть зарегистрированы (ч. 1 ст.387 ТК РФ). Порядок регистрации  не установлен законом. Это снижает уровень гарантий реализации права на защиту, так как работнику, решившему продолжить трудовой спор в следующей инстанции, приходиться доказывать факт обращения в КТС. Доказательством такого факта может быть отметка на заявлении работника о его принятии. Для того чтобы повысить эффективность защиты трудовых прав работника, необходимо в ч. 1 ст. 387 ТК РФ закрепить обязанность ведения КТС журналов регистрации заявлений.

КТС вправе отказать в принятии заявления или возвратить его по основаниям, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством (ст. 134, 135 ГПК РФ), а именно если:

1) индивидуальный  трудовой спор не подведомственен  комиссии (отнесен к исключительной  компетенции суда или для него  установлен специальный порядок  рассмотрения);

2) работник не  предпринял попытки урегулировать  разногласия с работодателем  путем переговоров с ним; 

3) существует  не отменное решение КТС или  суда по спору между теми  же сторонами, о том же предмете  и по тем же основаниям;

4) в производстве  КТС или суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

заявление подано недееспособным лицом;

6) заявление от  имени работника подано лицом,  не имеющим полномочий на ведение  дела.

К сожалению, трудовое законодательство не регулирует процедуру отказа в принятии заявления или его возвращения комиссией по трудовым спорам. Отказ КТС в принятии заявления или его возвращение может быть обжалован работником в суде28.

Как следует из части второй ст. 387 ТК РФ, поступившее в КТС заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней со дня его подачи.

Индивидуальный  трудовой спор рассматривается комиссией  в присутствии работника, обратившегося  за разрешением спора. Наряду с работником или вместо него участвовать в  рассмотрении спора может уполномоченный им представитель. В качестве представителя работника обычно выступает выборный профсоюзный орган или профсоюзный организатор. Однако не исключена и возможность приглашения профессионального адвоката.

Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя не допускается. В качестве исключения из этого правила предусмотрена возможность обращения работника с письменным заявлением, в котором он просит рассмотреть спор заочно.

Если работник или его представитель  не являются на заседание комиссии, рассмотрение дела откладывается, а комиссия выясняет причину неявки работника. В том случае, когда работник не явился на заседание без уважительной причины второй раз, комиссия имеет право снять заявление с рассмотрения.

Перечень уважительных причин законодательством не предусмотрен. Комиссия сама характеризует причины неявки, указанные работником, как уважительные либо неуважительные.

Снятие заявления с рассмотрения не лишает работника возможности  подать заявление повторно в пределах установленного срока исковой давности (три месяца).

Представитель работодателя также  приглашается на заседание комиссии, однако его отсутствие не влияет на рассмотрение дела. Во всяком случае, закон  не предусматривает возможности  перенесения заседания комиссии в случае неявки представителя работодателя.

Заседания комиссии по трудовым спорам могут проводиться как в нерабочее, так и в рабочее время в  зависимости от достигнутого между  работодателем и представительным органом работников соглашения. Такое  соглашение может найти отражение  в коллективном договоре, его можно оформить отдельно или закрепить в локальном положении о комиссии по трудовым спорам .

Для того чтобы обеспечить объективное  и всестороннее исследование материалов, относящихся к трудовому спору, вынесение справедливого, обоснованного  решения, комиссии по трудовым спорам предоставлено право получать необходимую для рассмотрения спора информацию. По требованию комиссии и в установленный ею срок руководитель организации обязан представить соответствующие документы - приказы, ведомости, расчеты, докладные записки и т.п. КТС должна иметь возможность ознакомиться и с локальными нормативными актами (актами о труде, принимаемыми работодателем).

Для более правильного разрешения спора комиссия имеет право в  соответствии с ч. 4 ст. 387 ТК РФ вызывать на заседание и опрашивать свидетелей, специалистов (явка указанных участников рассмотрения индивидуального трудового спора является добровольной, КТС не обладает правом применить к не явившимся свидетелям какие-либо меры принуждения, например принудительный привод)29, требовать от руководителя представления в установленный комиссией срок необходимых ей документов и расчетов. Рассматривая спор по существу, комиссия сначала, как правило, заслушивает объяснения работника по поводу заявленных им требований. Затем заслушивается работодатель или его представитель, исследуются доказательства сторон, заслушиваются специалисты и свидетели30.

Ч. 5 ст. 387 ТК РФ содержит правило, в  соответствии с которым можно  определить правомочность заседания  КТС. В настоящее время заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работодателя.

Ч. 6 ст. 387 ТК РФ определено, что на каждом заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается  председателем или его заместителем и заверяется печатью.31 Требования к содержанию протокола ТК РФ не установлены. Несмотря на это, по всей вероятности, в протоколе должны найти свое отражение следующие сведения: дата проведения заседания КТС; список избранных и присутствующих членов комиссии с указанием числа членов от работников и от работодателя; фамилия председательствующего на заседании комиссии (при наличии председателя и заместителя председателя КТС); указание о присутствии (отсутствии) работника, его представителя, а также представителя работодателя; сведения об извещении указанных лиц о дне слушания дела; порядок ведения заседания комиссии с изложением объяснений и доводов, приводимых работником, его представителем и представителем работодателя, с изложением пояснений свидетелей, специалистов; порядок голосования за принятие решения32.

Статья 388 ТК регламентирует порядок  принятия решения КТС, которое имеет  большое правовое значение. В соответствии с частью первой данной статьи решение  принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании33. Новым для порядка принятия решения является тайное голосование. Некоторые авторы считают, что такое решение более предпочтительно, так как позволяет членам комиссии объективно подойти к решению рассматриваемого вопроса и не опасаться при этом негативного воздействия со стороны работодателя34.

Решения комиссии должны быть мотивированы и основаны на действующем законодательстве, коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре и локальных нормативных  актах организации.

Настоящая статья содержит перечень сведений, которые обязательно должны быть указаны в решении комиссии по трудовым спорам.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

1) наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность,  профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

2) даты обращения в комиссию  и рассмотрения спора, существо  спора;

3) фамилии, имена, отчества членов  комиссии и других лиц, присутствовавших  на заседании;

4) существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

5) результаты голосования.

Решение включает описательную, мотивировочную и резолютивную части. Описательная часть содержит сведения о: наименовании организации (подразделения), в которой  действует КТС, фамилиях, именах, отчествах членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании, в т.ч. обратившегося в комиссию работника, датах обращения в комиссию и проведения заседания, существе спора, результатах голосования. Мотивировочная часть посвящена обоснованию принятого решения со ссылкой на соответствующие законы и иные нормативные правовые акты. Резолютивная часть отражает существо решения, которое должно быть изложено кратко и четко. В этой части указывается, какие нарушенные права работника подлежат восстановлению, какие денежные суммы подлежат выплате, в какой срок и т.п.

В отличие от ранее действовавшего законодательства Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает права  члена комиссии на изложение особого  мнения. Очевидно, только принятое большинством голосов решение и протокол заседания комиссии, в котором отражен ход рассмотрения дела, являются документальными свидетельствами деятельности комиссии35.

Существенной поправкой статьи 389 ТК РФ «Исполнение решений комиссии по рудовым спорам» является определение срока, в течение которого работник может обратится за удостоверением36.

Статьей 389 ТК РФ предусмотрены две  формы исполнения решения КТС, вступившего  в законную силу: добровольная и  принудительная.

Работодатель вправе добровольно  исполнить принятое решение в сроки, установленные частью первой ст. 389 ТК РФ, - в течение трех дней по истечении десятидневного срока, установленного на обжалование.

Неисполнение работодателем решения  в установленный срок допускает  применение принудительного способа его исполнения. Это обусловлено тем, что решение КТС обязательно для сторон.

В целях принудительного исполнения решения КТС выдает работнику  удостоверение, которое имеет серьезное  правовое значение, поскольку является исполнительным документом. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ (в редакции от 29 июня 2004 г.) «Об исполнительном производстве»37 удостоверения КТС, выдаваемые на основании ее решений, внесены в перечень исполнительных документов, принудительное исполнение которых возлагается на службу судебных приставов.

Ч. 2 ст. 389 ТК РФ предусмотрено правило, когда удостоверение работнику  не выдается. Это бывает только в  одном случае: если работник или  работодатель в установленный законом  срок обратился с заявлением о перенесении трудового спора в суд, в связи с чем решение комиссии не вступило в законную силу и не может быть приведено в исполнение.

Удостоверение, выданное КТС, работник должен предъявить в течение трех месяцев со дня его получения  судебному приставу для принудительного исполнения.

В случае пропуска срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, вправе восстановить этот срок. 3акон не содержит примерного перечня причин, которые могут считаться уважительными. Полагаем, что к таким обстоятельствам можно отнести болезнь работника или его близких родственников, командировку, переезд в другую местность, иные заслуживающие внимания обстоятельства.

На основании удостоверения, выданного  КТС, судебный пристав приводит его  в исполнение в принудительном порядке. Исполнение решения КТС осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-Ф3 (в редакции от 22 августа 2004 г.) "0 судебных приставах"38 и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве"39.

Требования судебного пристава-исполнителя  обязательны для работодателя, за невыполнение требований работодатель несет юридическую ответственность  в установленном законом порядке40.

В законодательстве не предусмотрена  возможность пересмотра решения КТС. Даже вновь открывшиеся обстоятельства, которые могли бы повлиять на решение комиссии, не позволяют повторно рассмотреть спор в КТС41.

Таким образом, на основании всего  вышеизложенного можно сделать  следующий вывод о том, что  комиссия по трудовым спорам является досудебным юрисдикционным органом, наделенным правом разрешать индивидуальные трудовые споры. КТС формируется на паритетных началах, т. е. из равного числа представителей работников и работодателя. Решение КТС не нуждаются в дополнительном утверждении и должно быть исполнено работодателем.

 

2.3.

СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.

 

Как известно, при рассмотрении трудовых дел в суде используется процедура, предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ)42.

В соответствии с ч. 1 ст. 391 ТК РФ в  судах общей юрисдикции рассматриваются  индивидуальные трудовые споры по заявлению  работника, работодателя или профессионального  союза, выступающего в защиту прав работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам, либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение КТС по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Информация о работе Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения. Подведомственность их