Налоговый кодекс РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью является сохранение баланса интересов с одной стороны, должные поступления в доход государственного бюджета и с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.

Содержание работы

Введение
3
1.1 Характеристика Налогового кодекса
4
2.1 Налоговая нагрузка в новом Налоговом кодексе
6
3.1 Сравнительные характеристики нового Налогового Кодекса и Закона «О налогах…»
8
3.1.1 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.
8
3.1.2 Правила налогообложения корпоративного подоходного налога
9
3.1.3 Налогообложение доходов юридических лиц.
12
3.1.4Налогообложение индивидуальным подоходным налогом
15
3.1.5 Налогооблажение доходов нерезидентов
16
3.1.6 Упрощённый режим налогообложения
18
3.2 ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ
20
3.2.1 Социальный налог
20
3.2.2 Налог на имущество
23
3.2.2.1 Налог на имущество с физических лиц
25
3.2.3 Налог на транспортные средства
26
3.2.4 Налогообложение недропользователей
28
3.2.5 Налог на добавленную стоимость
29
Заключение
31
Список использованной литературы
32

Файлы: 1 файл

Ё ойЬй╜Й╕ жй╧╛жа.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

Порядок исчисления и  уплаты налогов не подлежит изменению  в течение налогового года за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК.

Обобщая, отметим, что  в Казахстане разработана и действует  до 01.01.02 г. Инструкция о применении упрощенного режима налогообложения  на основе упрощенной декларации, которая  утверждена МГД РК № 416 от 5.04.2001 г. и согласована министром финансов РК 09.04.2001 г.

В новом Налоговом  кодексе введен так называемый «специальный налоговый режим» (далее — СНР) (раздел 15, глава 63), по которому для  субъектов устанавливается упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты.

Объектом обложения  является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих к получению) на территории РК и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты и (или) разового талона.

Обязательными условиями  упрощенного режима налогообложения являются:

- государственная регистрация  в территориальном налоговом  органе по месту жительства;

- подача заявления  установленной формы;

- при осуществлении  деятельности, подлежащей лицензированию  — лицензию;

 

3.2 ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ

 

 

3.2.1 Социальный налог

 

 

 

Социальный налог является сравнительно недавно введенным  налогом в налоговой системе  Казахстана. Изначальная цель взимания данного вида заключалась в мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Введение социального налога с января 1999 г. было необходимо также и для формирования доходной части бюджет па социальные программы. За непродолжительный период существования социального налога вносилось немалое количество изменений и дополнений в размер ставок, облагаемую базу и отчетность. В частности, снижение ставки социального налога с 26 до 21% (начиная с 01.07.2001 г.) было предусмотрено Законом РК от 03.05.2001 г. № 183-Ц.

Отличительной особенностью социального налога изначально являлось то, что объектом обложения выступал фонд оплаты труда, и, следовательно, его  начисление производилось до удержания  соответствующих налогов, независимо от источников финансирования. При этом налогоплательщиками признавались организации-работодатели, которые начисляли этот налог по установленным ставкам на выплаты работникам, начисленным в денежной и натуральной формах в виде материальных и социальных льгот. Напомним, что в Казахстане существуют два вида налогообложения: начисление на оплату труда социального налога и удержание подоходного налога с оплаты труда работников.

Согласно инструкции 46 «превышение сумм начисленных  пособий, выплачивавшихся из ФГСС, над начисленной суммой отчислений в ФГСС на начало отчетного периода переносится из декларации за предыдущий отчетный период. Превышение сумм начисленных пособий, выплачивающихся из ФГСС, над начисленной суммой отчислений в ФГСС, зачитывается в счет уплаты налога в отчетном периоде с указанием наименьшей величины из строк 7 и 8 декларации.

Отметим, что для государственных  учреждений существуют особые условия  уплаты социального налога. В частности, заполняя декларации, им необходимо отразить следующие показатели:

- суммы пособий по  временной нетрудоспособности, по беременности и родам, начисленные в отчетном периоде, в том числе переносимые с предыдущего отчетного периода;

- суммы начисленных  в отчетном периоде пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий, перенесенных с предыдущего отчетного периода;

- величину пособий,  относимую в уменьшение налога  согласно п. 66 инструкции 46;

- величину пособий,  превысившую 1,5% от фонда оплаты  труда отчетного периода, переносимую  в следующий отчетный период.

При этом сумма социального налога, исчисленного государственными учреждениями за отчетный месяц, уменьшается па сумму выплаченных в соответствии с законодательством РК социальных пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, социальных пособий женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей.

К выплатам, включаемым в  фонд оплаты труда, относятся:

- заработная плата  в денежной форме;

- заработная плата  в натуральной форме;

- другие.

Подробный перечень указанных  выплат представлен в приложении 5 инструкции 46.

Для того чтобы проследить за изменениями, приведем сравнительную  таблицу различий между существующими и новыми законодательными предписаниями по данному налогу таблица 6.

 

 

Таблица 6 Сравнение изменений  в исчислении социального налога

 

Показатели

Закон РК   «О налогах...»

Налоговый кодекс

1

2

3

Плательщики

- Юридические  лица (включая с иностранным участием, представительства и филиалы иностранных ЮЛ); - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования ЮЛ, имеющие объекты обложения согласно пункту 3   инструкции 46 (от 30.07.01 г.).

- Юридические  лица - резиденты РК, а также нерезиденты,  осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение;

- индивидуальные  предприниматели;

-  частные нотариусы, адвокаты;

-  структурные  подразделения по решению   ЮЛ

Объект обложения

- Фонд оплаты  труда, включая все виды заработков, различных премий, доплат, надбавок, выплат, пособий, отдельных социальных  льгот, денежные суммы, начисленные работникам за неотработанное время в натуральной или денежной форме (независимо от источников финансирования)

- Расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов, в денежной и натуральной форме в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды, исходя из численности работников, включая самих плательщиков.

Ставки налога

Для ЮЛ, а также  иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно пребывающих в РК,- 21 % от фонда оплаты труда;

-  для центра  социальной адаптации и трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития - 20, 5 % от фонда оплаты труда;

- для республиканского  объединения предприятий пенсионеров  «Ветеран», детского благотворительного  фонда «SOS- детские деревни Казахстана», Общества Красного Полумесяца и Красного Креста и т.д. - 7,5% от фонда оплаты труда;

- для добровольного  общества инвалидов РК,  общества глухих, слепых и приравненных к ним, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работающих,   по ставке 6,5% от фонда оплаты труда. В случае получения ими доходов от   торгово-посреднической деятельности, производства и реализации подакцизных товаров - по ставке 7%;

- для   ФЛ, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования ЮЛ, а также на основе патента, кроме крестьянских (фермерских) хозяйств, в размере 60% от МРП за каждого работника, а также дополнительно   10 % от месячного дохода за минусом расходов, не относимых на вычеты при определении налогооблагаемого дохода;

- для ФЛ, занимающихся  предпринимательской деятельностью   без образования ЮЛ на основе патента,  в размере 49 % от МРП за каждого работника, а также 5% от предполагаемого облагаемого месячного дохода, заявленного при определении стоимости патента;

-  Для ЮЛ - резидентов РК, а также нерезидентов, осуществляющих деятельность в РК через постоянное учреждение, - по ставке 21 %;

- для ЮЛ - резидентов  РК, а также нерезидентов,  осуществляющих  свою деятельность через постоянное учреждение   за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-технического персонала, - 11%;

-  для   индивидуальных предпринимателей, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частных нотариусов, адвокатов,

- в размере  3-х МРП за себя и 2-х МРП  за каждого работника;

-  для специализированных  организаций, в которых работают   инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям п.2, ст121 НК, за инвалидов, - по ставке 6,5%;

-  для ЮЛ  и индивидуальных предпринимателей, применяющих СНР, ставки соц. налога в соответствии со статьями 374-384 НК;

- для государственных  учреждений

-  уменьшается  на сумму выплаченных в соответствии с   законодательством РК социальных пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, социальных пособий женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей.   При   превышении суммы выплаченных социальных пособий над суммой начисленного социального налога ее уплата переносится на следующий месяц;

-  для структурных  подразделений в расчете исходя  из доходов работников.

 

- для    крестьянских (фермерских) хозяйств  в размере 20% от МРП за каждого  работника, главу крестьянского хозяйства и каждого ее члена;

 

Сроки уплаты

- Подлежит уплате  в бюджет за каждый отчетный период в срок, установленный для выплаты зарплаты за вторую половину месяца, но не позднее 15 числа следующего месяца, независимо от выплаты зарплаты; - отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом   по социальному налогу является календарный месяц.

- Не позднее  15 числа месяца, следующего за отчетным по месту регистрации налогоплательщика (если иное не установлено законом); - декларация для структурных подразделений -   ежеквартально не позднее 15 числа, следующего за отчетным кварталом.


 

 

3.2.2 Налог на  имущество

Проблемным налогом  для различных субъектов хозяйствования, включая и физические лица, представляет налог на имущество, поскольку он уплачивается как гражданами, так и предприятиями. В общепринятой мировой практике существуют определенные принципы функционирования налога на недвижимость, такие как нейтральность, простота и справедливость. В частности, нейтральность налогообложения означает оказание минимального воздействия на принятие экономических решений, т.е. налогоплательщикам предоставлено право самостоятельно скорректировать свои действия в зависимости от стоимости недвижимости. Принцип простоты подразумевает неукоснительное соблюдение налогового законодательства. Причем налоговые расчеты по имуществу не требуют значительных затрат на осуществление контроля со стороны государства в лице налоговых органов. И, наконец, справедливость понимается, как его взимание по установленным правилам исходя из возможностей и платежеспособности собственника, территории региона и других аспектов.

В отдельных странах  определение базы налогообложения  имущества связано с делением ее на такие категории, как:

- недвижимое (земля и  связанные с ней непосредственно  строения);

- движимое персональное (все виды собственности, кроме недвижимости). Данный вид имущества в свою очередь делится па материальное (объекты, которые можно осязать и перемещать) и нематериальное (сертификаты, счета, которые содержат информацию о стоимости имущества).

В целом налог на имущество является важным источником поступления в местный бюджет. Поэтому местные налоговые органы объективно определяют базу налогообложения, ставки налога в зависимости от присущих свойств и стоимости имущества, придерживаясь указанных принципов. Основная задача налогоплательщиков, связанная с его уплатой, заключается в оптимальном определении базы и правильном измерении имущества.

Характеризуя перемены в уплате данного вида налога, остановимся  на порядке и новых правилах его уплаты в налоговом законодательстве юридическими лицами РК, представив нижеследующую таблица 7

 

Таблица 7. Сравнение особенностей налога па имущество 

 

№ п/п

Показатели

Закон РК «О налогах...»

Налоговый кодекс

1

2

3

4

1

Плательщики

Юридические лица (в том  числе нерезиденты), их филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, и физические лица

Юридические лица (в том  числе нерезиденты), индивидуальные предприниматели, физические лица

2

К плательщикам налога на имущество не относятся

1. Плательщики единого земельного налога в пределах нормативов потребности в имуществе, устанавливаемых Правительством РК;-

2. Имеющие льготы по  уплате данного вида налога согласно ст. 134 закона.

1.  Плательщики единого  земельного налога в пределах  нормативов потребности в имуществе, устанавливаемых Правительством РК; 2. Недропользователи, налогообложение которых   осуществляется по второй модели   налогового режима   (ст. 283 НК); 3. Организации, содержащиеся за счет госбюджета; 4. Нац. банк РК, его филиалы и представительства; 5. Госпредприятия исправительных учреждений; 6. Религиозные объединения.

3

Объект обложения

1.   Остаточная  стоимость  амортизируемых   активов юридических  и физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью   без   образования юридического лица, кроме транспортных средств, облагаемых  транспортным налогом; 2. Стоимость жилых помещений, дачных строений, гаражей, иных строений, сооружений, помещений физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, находящихся в личном пользовании граждан, расположенных на территории РК.

Основные средства (в  том числе объекты, находящиеся в составе жилого фонда) и нематериальные активы, определенные в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством РК

4

Налоговая база для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Остаточная стоимость  амортизируемых активов

Среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета

5

Налоговые ставки

Ежегодно 1%  от стоимости амортизируемых активов в порядке и на условиях, предусмотренные законом (ст. 135)

1.   1%  к среднегодовой   стоимости объектов налогообложения  для юридических лиц (за исключением указанных в п.2 ст.355); 2. 0,1%   к среднегодовой стоимости объектов  налогообложения для   госпредприятий, осуществляющих функции в области аттестации научных кадров,   библиотечного обслуживания, по объектам водохранилищ, гидроузлов, и т.д., финансируемых за счет средств госбюджета,    и другие   (перечень в ст.355)

6

Уплата налога

Осуществляется   равными  долями не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового периода.

Осуществляется равными  долями не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового периода. Уточнен порядок уплаты по приобретенным и по выбывшим объектам налогообложения


 

 

 

3.2.2.1 Налог  на имущество с физических  лиц

 

 

Следует подчеркнуть, что  в ранее действовавшем законе «О налогах...» отсутствовало детальное деление данного вида налога с указанием отдельно его уплаты физическими лицами. В новом Налоговом кодексе отмечается, что его плательщиками считаются физические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности. Объектом обложения налогом на имущество физических лиц являются неиспользуемые в предпринимательской деятельности следующие объекты: 1) жилые помещения, дачные строения, гаражи и иные строения и сооружения, помещения, находящиеся на территории РК; 2) объекты незавершенного строительства, находящиеся на территории РК, — с момента проживания (эксплуатации).

3.2.3 Налог на  транспортные средства

 

 

Нормативно-правовое регулирование  налога на транспортные средства определяется инструкцией 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на транспортные средства», утвержденной приказом министра финансов РК от 21 июня 1995 г. № 149, в содержание которой периодически вносятся дополнения и изменения, и действующей до 01.01.2002 г.

Данный вид налога ввиду специфичности имеет свой установленный порядок исчисления и уплаты. В частности, налогоплательщики согласно налоговому законодательству исчисляют сумму налога, самостоятельно исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки и поправочных коэффициентов по каждому транспортному налогу. При этом уплата налога должна производиться и бюджет по месту регистрации объектов обложения. Существуют отдельные правила уплаты налога на транспортные средства по новому Налоговому кодексу, представленные в таблице 8

Таблица 8  Правила уплаты налога па отдельные виды транспортных средств

№ п/п

Особенности исчисления налога

Порядок уплаты

1

По приобретенным  транспортным средствам, не состоящим ранее на учете на территории РК в уполномоченном органе

Налог уплачивается до или в момент его постановки на учет в сумме, исчисленной за период с начала месяца, в котором возникло право собственности на транспортное средство, путем деления годовой суммы налога на 12 и умножения на количество месяцев, оставшихся на конец налогового периода

2

По транспортным средствам юридических лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом в СНР для производителей сельскохозяйственной продукции

Регулируется  статьями 385-390 Налогового кодекса

3

При передаче прав собственности на объекты налогообложения транспортным налогом в течение налогового периода

Сумма налога исчисляется за фактический период реализации прав собственности и должна быть внесена в бюджет до или в момент государственной регистрации прав на объекты обложения. При этом первоначальному плательщику предъявляется сумма налога, исчисленная на 1 января текущего года до начала месяца, в котором он передает транспортное средство. Последующий плательщик исчисляет сумму транспортного налога за период с начала месяца, в котором у него возникло право собственности на   транспортное средство.

4

По транспортным средствам при отчуждении

Годовая сумма налога может быть внесена в бюджет с одной стороны (по согласованию) до или в момент государственной регистрации права собственности на объект обложения. При уплате годовой суммы налога при передаче прав собственности в последующем суммы налога вторично не уплачиваются

5

По транспортным средствам, находящимся во владении на праве доверительного управления собственностью от имени

Уплата налога является исполнением налогового обязательства  собственника транспортного средства за данный отчетный период.


Таблица 9. Различия в  исчислении транспортного налога

Показатели

Закон РК «О налогах...»                            

Налоговый кодекс

Плательщики

Юридические и физические лица, имеющие на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного и оперативного управления транспортные средства, которые состоят на государственном учете

Физические лица, имеющие  объекты обложения на праве собственности, и юридические лица, их структурные подразделения, имеющие объекты обложе-ния на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты обложения

Технические характеристики транспортных средств в зависимости   от их видов: объем двигателя, количество посадочных мест, грузоподъемность, мощность двигателя

Транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в уполномоченном органе

Ставки налога

В зависимости от объекта  обложения ставки налога устанавливаются в месячных расчетных показателях (МРП), а в некоторых случаях - в процентах (%) к МРП с единицы объекта обложения

Исчисление налога производится по следующим ставкам, установленным  в месячных расчетных показателях, согласно статье 347 НК

Налог не уплачивают или  подлежат льготному налогообложению

Освобождаются от уплаты налога, на транспортные средства   следующие категории физических лиц (по одному транспортному средству): - инвалиды всех групп; г Герои Советского Союза, Герой Социалистического Труда, имеющие

звание «Халык Кахарманы», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», - многодетные матери, удостоенные звания «Алтын алка» и «Мать-героиня» - участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица Налог не уплачивают - Нацбанк   и его подразделения, - производственные предприятия, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников и при условии фактического использования не менее 50%   полученных в отчетном периоде доходов на социальную защиту инвалидов, - добровольное общество инвалидов РК, КОС, КСТ, Центр социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии, а также производственные предприятия, созданные за счет этих обществ, Казахская республиканская   организация ветеранов   войны в Афганистане

Не являются плательщиками  налога на транспортные средства. - плательщики  единого земельного налога в пределах нормативов потребности в транспортных средствах, устанавливаемых Правительством РК;

- организации, содержащиеся  только за счет государственного бюджета, - участники   Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица -по одному транспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом, - инвалиды, по имеющимся   в собственности   мотоколяскам и автомобилям - по одному   автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом, - Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, имеющие звание «Халык Капарманы», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан» многодетные матери, удостоенные звания «Алтын алка» «Кумыс алка», «Мать-героиня» - по одному автотранспортному    средству,     являющемуся объектом обложения налогом, - физические лица по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации более семи лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования

Налогом не облагаются

- Специализированная  сельхозтехника у сельхозпроизводителей, - карьерные автосамосвалы грузоподъемностью свыше 40 тонн, - специализированный медицинский транспорт, - транспортные средства - объекты комплекса «Байконур

- Карьерные автосамосвалы  грузоподъемностью 40 тонн и выше, - специализированные медицинские транспортные средства

Срок уплаты

Один раз в год  не позднее 1 июля   В случае регистрации, перерегистрации транспортных средств уплата производится   до совершения указанных действий по месту учета

Налоговый период для   исчисления и уплаты налога на транспортные средства   определяется согласно статье 136 НК

Информация о работе Налоговый кодекс РК