Налоговый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

Содержание работы

1. Понятие и значение налогового контроля
2. Формы и виды налогового контроля
3. Налоговые проверки
4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Список литературы

Файлы: 1 файл

налог контроль в рф.docx

— 32.43 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие и значение налогового контроля

2. Формы и виды налогового контроля

3. Налоговые проверки

4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Контроль необходимо рассматривать  в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную  функцию управления, имеющую целевую  направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов  и с позиций налогового права  призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права  государства и муниципальных  образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его  понятие следует рассматривать  в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте налоговый  контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком аспекте налоговый  контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Налоговый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный  способ обеспечения законности в  налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной  деятельности фискально-обязанных  лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все  сущностные черты последнего. В то же время налоговый контроль имеет  некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений  контрольной деятельности и заключающиеся  в особенностях его объекта и  предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц целей и  задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит  от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика  и т. д.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ. Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Налоговый контроль за законностью  распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными  являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой  для осуществления контроля за правильностью  исчисления и полнотой уплаты налогов.

Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения  определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

- обеспечение экономической безопасности  государства при формировании  публичных централизованных и  децентрализованных денежных фондов;

- обеспечение надлежащего контроля  за формированием государственных  доходов и рациональным их  использованием;

- улучшение взаимодействия и  координации деятельности контрольных  органов в Российской Федерации;

- проверка выполнения финансовых  обязательств перед государством  и муниципальными образованиями  со стороны организаций и физических  лиц;

- проверка целевого использования  налоговых льгот;

- пресечение и предупреждение  правонарушений в налоговой сфере.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому  регулированию (управление портфелем  ценных бумаг, планирование прибыли  на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и  т. д.). Налоговый контроль за частным  сектором экономики затрагивает  только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов  и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования  налоговых льгот, соблюдение установленных  государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов  государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

2. ФОРМЫ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и  адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при  осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

- проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков  сборов;

- проверки данных учета и  отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения  дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля имеют большое  значение, поскольку от правильного  выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит  достижение конечного результата и  эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов  и способов налогового контроля гарантирует  соблюдение прав и законных интересов  подконтрольных субъектов, позволяет  не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных  целей и задач обусловливает  и дифференцированные подходы к  их решению, т. е. необходимость использования  тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового  состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит  и от других факторов: правового  положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных  правоотношений; особенностей ведения  бухгалтерского учета; финансово-правового  режима доходов и расходов подконтрольного  субъекта и т. д.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько  групп.

По времени проведения налоговый  контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый  контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный  контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий  налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение  хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены  в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых  льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов  и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый  контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности  и полноты исполнения налоговой  обязанности со стороны фискально-обязанных  лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать  максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной  деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние  финансовой дисциплины, выявляются налоговые  правонарушения и в конечном счете  закладывается база для дальнейшего  совершенствования государственной  и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной  деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет  определить степень эффективности  проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

Налоговый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

а) налоговых органов;

б) таможенных органов;

в) органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места  проведения выделяют налоговый контроль:

а) выездной - в месте расположения Налогоплательщика;

б) камеральный - по месту нахождения налогового органа.

3. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Налоговая проверка - это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных  операций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых  органов, право на реализацию которой  им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах  Российской Федерации». Реализация налоговыми органами предоставленных контрольных  полномочий возможна только в порядке, установленном НК РФ. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных  правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее  место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой  проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом. Основной целью налоговых проверок является контроль за соблюдением фискально-обязанными лицами законодательства о налогах  и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

В соответствии с НК РФ субъектами, уполномоченными проводить налоговые  проверки, выступают налоговые и  таможенные органы. Таможенные органы полномочны проводить налоговые  проверки только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении  товаров через таможенную границу  Российской Федерации. Таким образом, полноправными субъектами, обладающими  всеми правами на проведение налоговых  проверок относительно всех фискально-обязанных  лиц и по уплате всех видов налогов, выступают исключительно налоговые  органы.

Налоговым законодательством предусмотрены  следующие общие правила проведения налоговых проверок.

Срок давности проведения налоговой  проверки составляет три календарных  года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, который также равен трем годам.

Информация о работе Налоговый контроль в РФ