Налоговый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

Содержание работы

1. Понятие и значение налогового контроля
2. Формы и виды налогового контроля
3. Налоговые проверки
4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Список литературы

Файлы: 1 файл

налог контроль в рф.docx

— 32.43 Кб (Скачать файл)

В случае возникшей у налогового органа необходимости получения  информации о деятельности третьих  лиц, связанной с проверяемым  налогоплательщиком, допускается истребование у этих лиц документов, имеющих  значение для выявления фактической  финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налоговой  проверкой. Однако не следует считать  встречную проверку самостоятельным  видом налоговых проверок, поскольку  ее назначение возможно исключительно  в пределах осуществления камеральной  или выездной налоговой проверки. Тем самым истребование документов у третьих лиц (встречная налоговая  проверка) не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной  или выездной налоговой проверки.

По общему правилу запрещается  проведение повторных выездных налоговых  проверок по одному и тому же объекту - налогу, подлежащему уплате или  уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:

1) проведение налоговой проверки  в связи с реорганизацией или  ликвидацией организации-налогоплательщика;

2) проведение налоговой проверки  вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за деятельностью  налогового органа, проводившего  первичную проверку.

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип  недопустимости причинения неправомерного вреда. Названный принцип предоставляет  подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников  налоговых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику, плательщику сборов, налоговому агенту или их представителям, а также  имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реализация принципа недопустимости применения неправомерного вреда обеспечивается посредством  возмещения убытков, причиненных такими действиями. Неправомерными действиями сотрудников налоговых органов  следует считать поступки, совершенные  с превышением законно установленной  компетенцией либо при злоупотреблении  предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду неполученный доход), при этом не имеет  значения форма вины, содержащейся в действиях сотрудников налоговых  органов. Возмещение налогоплательщику  неправомерно причиненного вреда производится за счет средств казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или  муниципальной казны.

Налоговые проверки подразделяются на два вида: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля - по мере предоставления отчетности.

Камеральная налоговая проверка должна быть проведена в течение не более  трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком в налоговый орган документов, являющихся объектами налогового контроля. Продление срока проведения камеральной  проверки не допускается. Если налоговый  орган не успел осуществить сопоставление  данных финансовой отчетности налогоплательщика, то возможно назначение выездной налоговой  проверки.

Объектом камеральной налоговой  проверки служит финансово-хозяйственная  деятельность проверяемого лица за отчетный налоговый период.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе не ограничиваться документами, предоставленными фискально-обязанным  лицом, и затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, свидетельствующие о добросовестном исполнении налогоплательщиком налоговой  обязанности.

Основным способом камеральной  формы проверки является выборочный метод, предполагающий выверку точно  очерченного круга финансовых документов.

Результатом камеральной налоговой  проверки служит вывод контролирующего  должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или  противоречия между представленными  сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести в установленный  срок необходимые изменения или  дополнения. При выявлении проверяющим  лицом налоговой недоимки налогоплательщику  также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).

Выездная налоговая проверка проводится по одному или нескольким налогам на основании решения налогового органа. Основным отличием выездной налоговой проверки от камеральной, служит место ее проведения, которым является место нахождения налогоплательщика либо место занятия им предпринимательской деятельностью.

Объектом выездной налоговой проверки выступают финансово-хозяйственные  операции налогоплательщика за весь отчетный период, но не более чем  за три года, предшествующие назначению данного вида проверки.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются  все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и  помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

Инициатором проведения выездной налоговой  проверки может быть исключительно  руководитель (его заместитель) налогового органа, который и выносит соответствующее  решение.

По общему правилу налоговая  проверка по месту нахождения налогоплательщика  не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях  допускается продление процессуального  срока проведения выездной налоговой  проверки до трех месяцев.

В ходе проведения выездной налоговой  проверки сотрудники налоговых органов  имеют обширные процессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения; вызывать и допрашивать  свидетелей; привлекать специалистов и (или) переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу.

По окончании выездной налоговой  проверки контрольным органом составляется справка о проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверки и сроки ее проведения.

Не позднее двух месяцев после  составления данной справки должностное  лицо налогового органа обязано оформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта. В акте налоговой  проверки фиксируются выявленные и  документально подтвержденные факты  налоговых правонарушений либо отсутствие фактов нарушения налогового законодательства. В случае выявления в ходе проведенной  проверки налоговых правонарушений в акте налоговой проверки обязательно  отражаются выводы и предложения  проверяющих по устранению выявленных деликтов, а также указываются  статьи НК РФ, на основании которых  квалифицируются деяния налогоплательщика.

Акт налоговой проверки подписывается  должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, а также  руководителем проверяемой организации  либо индивидуальным предпринимателем или их представителями. Налогоплательщик имеет право не подписывать акт  налоговой проверки и предоставить письменное объяснение о причинах подобного  отказа. В случае несогласия налогоплательщика  с фактами или выводами, содержащимися  в акте налоговой проверки, он имеет  право в двухнедельный срок представить  в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или  по его отдельным положениям, а  также вправе приложить к своим  возражениям документы (заверенные копии), свидетельствующие об обоснованности его возражений.

Руководитель (его заместитель) налогового органа обязан в течение двух недель рассмотреть акт выездной налоговой  проверки и принять мотивированное решение о наличии или отсутствии в деяниях проверяемого субъекта состава налогового правонарушения либо о необходимости проведения дополнительных контрольных мероприятий.

 

4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговым кодексом РФ существенно изменены действовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. Эти нормы применялись при отсутствии ясного и четкого налогового законодательства, предупредительных процедур, а также при нечеткости и расплывчатости формулирования составов налоговых нарушений. В этих условиях зачастую не закон, а налоговые инспекторы и их руководители определяли сам факт нарушения налогоплательщиком налогового законодательства и соответственно размер штрафных санкций за это нарушение.

Процедура определения нарушения  законодательства о налогах была чрезмерно проста для налоговых  органов, они сами могли трактовать налоговое законодательство при  том, что отсутствовала точная процедура  доведения до каждого налогоплательщика  многочисленных и нередко противоречивых циркуляров, которые издавали уполномоченные органы исполнительной власти.

Вследствие этого, а также непомерно  раздутых размеров штрафных санкций  не только за уклонение от уплаты налогов, но и за неточность или небрежность при составлении налоговых отчетов, а то и просто за ошибку в расчете налогов, предприятия-налогоплательщики сурово наказывались.

Все это привело к тому, что  к моменту принятия Налогового кодекса  задолженность предприятий-налогоплательщиков во все виды бюджетов и внебюджетные фонды по штрафам и пеням оказалась  в два раза больше, чем основная недоимка предприятий. Поэтому при  подготовке и принятии Налогового кодекса  было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности  за налоговые нарушения.

В результате в Кодексе установлено  около 30 видов составов налоговых  правонарушений, в то время как  до принятия Кодекса их было фактически только два. При этом меры ответственности  в одних случаях устанавливаются  в процентном отношении к сумме  налоговых нарушений, а в других - в четко фиксированной сумме.

Принципиально новым в Налоговом  кодексе является и то, что впервые  в российской налоговой практике дано достаточно четкое определение  понятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговым правонарушением  является виновно совершенное противоправное, т. е. в нарушение законодательства о налогах и сборах, действие или бездействие налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлены соответствующие меры ответственности.

Основополагающими принципами привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, определенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:

- ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, предприниматель или налогоплательщик - физическое лицо, не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ;

- к налогоплательщику не могут  быть повторно применены меры  налоговой ответственности за  совершение одного и того же  нарушения налогового законодательства;

- ответственность за действия, предусмотренные Налоговым кодексом, совершенные физическим лицом,  наступает только в том случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ;

- привлечение налогоплательщика  - юридического лица к ответственности  за совершение налогового нарушения  не может освобождать его должностных  лиц (при наличии соответствующих  оснований) от административной, уголовной или иной ответственности,  предусмотренной законами РФ;

- в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства он не освобождается от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;

- налогоплательщик не может считаться виновным в нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу;

- на налогоплательщика не может быть возложена обязанность доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы;

- все сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения согласно Налоговому кодексу РФ всегда должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Принципиально новым моментом при  определении меры ответственности  налогоплательщика за нарушение  налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: умышленное правонарушение и совершенное по неосторожности.

Умышленным считается такое  правонарушение, когда совершившее  его лицо, осознавая противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно допускало наступление их вредных последствий.

Информация о работе Налоговый контроль в РФ