Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.
Актуальность данной темы заключается в следующем: во-первых, значение обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Правильное и точное соблюдение нормативно - правовых актов гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………………..4

1.1 Место налогового контроля в системе государственного контроля……..4

1.2 Понятие и виды налогового контроля……………………………………….9

1.3 Организация учета налогоплательщиков…………………………………..11

2. Налоговые проверки и их виды………………………………………………16

2.1 Камеральная проверка и порядок ее проведения………………………….16

2.2 Выездная налоговая проверка………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

курсовая налоговый контроль.docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

     Бюджетно-финансовый контроль осуществляют законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления5.

     Налоговый контроль заключается в проверках выполнения хозяйствующими субъектами и физическими лицами своевременности и полноты выполнения своих налоговых обязательств перед государством.

     Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах.

     Таможенный  и валютный контроль направлены на обеспечение соблюдения хозяйствующими органами и физическими лицами положений валютного и таможенного законодательства в целях обеспечения экономической безопасности государства.

     Таможенный  и валютный контроль осуществляют таможенные органы.

     Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществляются с целью повышения эффективности деятельности предприятий и предупреждения нарушений гражданского и налогового законодательства.

     Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществляют соответствующие ведомственные  подразделения и хозяйствующие  субъекты.

     Налоговый контроль, как видим, является составной  частью системы финансового контроля. Данное направление контрольной  деятельности соотносится с государственным  финансовым контролем как частное  с общим.

     Легальное определение налогового контроля дается в Налоговом кодексе в статье 82. Под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах6.

     Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством  налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах предусмотренных Налоговым кодексом.

     Налоговый контроль является одним из важнейших  направлений государственного финансового  контроля.  
 
 
 
 
 
 

1.3 Организация учета  налогоплательщиков

     В соответствии со статьей 83 и 84 НК, учет налогоплательщиков осуществляется с  некоторыми принципами.

     Первый  принцип – обязательность налогового учета. Он раскрывается в статье об обязанностях налогоплательщиков, где  написана прямая обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет (ст.23), и  в ст.31 об обязанностях налоговых  органов, где написано, что они  обязаны осуществлять налоговый  учет, и специально в ст.83,84 этот принцип  раскрывается таким образом, что  учет налогоплательщиков осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми законодатель связывает уплату налога. Другими словами, независимо от того, будет налогоплательщик платить  налоги или не будет платить вообще никогда, он обязан стоять на налоговом  учете. Вполне возможна ситуация, когда  и организация, и физическое лицо не будут платить налогов вообще. Однако это не освобождает их от обязанности состоять на налоговом  учете, а налоговые органы – вести  учет таких налогоплательщиков. Поэтому  данный принцип обязательности учета  налогоплательщиков исходит из того, что налоговый учет преследует цель именно выявления всех потенциальных  налогоплательщиков и, действительно, используется, как основа для проведения последующих мероприятий налогового контроля, но в то же время сам  по себе он имеет еще дополнительную цель – это выявление всех потенциальных  налогоплательщиков7.

     Второй  принцип – принцип множественности  учета. Мировой опыт знает два  основных принципа учета: принцип однократности  учета и принцип множественности  учета, и третий – комбинированный  учет налогоплательщиков. Налоговый  учет по принципу однократности означает, что налогоплательщик однажды встает на налоговый учет и этот учет позволяет осуществлять контроль за всеми его действиями. Но этот принцип возможен только в тех странах, где очень мощная налоговая служба, где есть компьютерные возможности охватить не только всех налогоплательщиков, но и все их операции, связанные с доходами и расходами. Это очень дорогостоящий принцип, поскольку предполагает наличие больших технических возможностей. В нашей стране применяется принцип множественности учета, поскольку он позволяет решить конкретные задачи, связанные с особенностями нашего государства. Первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахождением их недвижимого имущества (это дополнительное основание учета), еще одно дополнительное основание – это местонахождение транспортных средств, третье дополнительное основание – местонахождение обособленных подразделений юридических лиц.

     Поэтому каждый налогоплательщик независимо от того, юридическое это или физическое лицо, в зависимости от наличия  дополнительных оснований может  подвергаться многократному налоговому учету либо только один раз пройти этот учет и по другим основаниям на учет не вставать. Налоги на имущество  являются налогами региональными либо местными. Поэтому учет по этим основаниям – это как раз защита интересов  региональных и местных бюджетов. И, обособленные подразделения –  это также учет интересов всех бюджетов, поскольку по местонахождению  обособленных подразделений уплачиваются все налоги, однако в той доле, которая падает на это обособленное подразделение. Поэтому множественность  учета обеспечивается или определяется бюджетной системой, интересами регионов и муниципальных образований. И, кроме того, объясняется тем, что  на сегодняшний день пока наши налоговые  органы ограничены своей территориальной  юрисдикцией и надежной системой обмена информацией по операциям с недвижимостью, с транспортными средствами и по уплате налога на прибыль, в первую очередь8.

     Третий  принцип – принцип единого  ИНН и единого реестра налогоплательщиков. С одной стороны, принцип множественности  учета, а с другой стороны, принцип, как бы опровергающий его, принцип  единого ИНН и единого реестра. Поэтому отрицательные стороны  принципа множественности учета  ограничиваются тем, что есть единый ИНН и есть единый реестр налогоплательщиков. Наличие единого ИНН при последующем  наращивании мощи налоговых органов  позволит на каком-то этапе перейти  к однократному принципу налогообложения, поскольку станет возможным контроль за всеми операциями, но едва ли мы с  вами доживем до этих времен. Четвертый  принцип – заявительный характер постановки на налоговый учет. Налоговый  учет осуществляется на основании заявления  налогоплательщика, то есть в основе лежит добровольность действий по постановке на налоговый учет. Поэтому организации  и граждане- предприниматели встают на налоговый учет в заявительном порядке, что косвенным образом  указывает на то, что здесь предусматривается  добровольный характер этой постановки. Но в то же время предусматривается  и ответственность за не постановку на учет либо за несвоевременную постановку на учет. Поэтому добровольный заявительный характер подкрепляется совершенно конкретными мерами ответственности.

     При этом заявительный характер пока не распространяется на обычных граждан, которые не являются предпринимателями. Они становятся на налоговый учет в результате действий самих налоговых органов. Итак, это  основные принципы, на которых построен налоговый учет. НК устанавливает  специальные сроки для постановки на налоговый учет на первичный и  на дополнительный. При первичной  регистрации граждан по месту  жительству или организаций (неважно) они должны подать заявление не позднее 10 дней со дня их государственной регистрации. При этом в отношении физических лиц такая обязанность распространяется только на индивидуальных предпринимателей и на лиц, приравненных к ним. Что касается остальных физических лиц, то, имея государственную регистрацию по месту жительства, они не обязаны вставать на налоговый учет в заявительном порядке, а на налоговый учет их ставят налоговые органы, и, кроме того, налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщиков о том, что они поставлены на налоговый учет.

     Второй  срок, который предусмотрен в НК, 1 месяц со дня создания обособленного  подразделения. Такой день создания может быть определен только приказом руководителя или решением коллегиального органа о создании такого обособленного  подразделения в соответствии с  учредительными документами. Последний срок, который предусмотрен, это 30 дней для постановки на учет по местонахождению имущества либо по месту регистрации транспортных средств со дня их регистрации.

 

     2. Налоговые проверки и их виды

2.1 Камеральная проверка  и порядок ее  проведения

 

     Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (далее - налоговая  отчетность). Кроме того, в ходе проверки эти документы сопоставляются с  другими документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа. Об этом гласит статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)9.

     Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством  периодичности представления налоговой  отчетности.

     Проверка  проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. О начале проверки налогоплательщик не информируется.

     О ее результатах он узнает только в  том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между  содержащимися в них сведениями (подробнее об этом ниже).

     Проверка  проводится в течение трех месяцев  со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством  о налогах и сборах не предусмотрены  иные сроки. Так, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена  до 20 июня.

     Факт представления  отчетности - первое, что проверяется  в ходе камеральной проверки. Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, налогоплательщику  грозит ответственность по статье 119 НК РФ. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

     Кроме того, Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи 31 и 76 НК РФ).

     Если  такое решение принято, налоговый  орган направляет его в банк и  одновременно уведомляет об этом налогоплательщика. После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление  операций по счетам отменяется. Это  делается не позднее одного операционного  дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

     Случается, что в представленной налоговой  отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), нечетко заполнены отдельные  реквизиты, что делает невозможным  их однозначное прочтение, или они  заполнены карандашом. Также встречаются  исправления, не оговоренные подписью налогоплательщика или его представителя. В этих случаях налоговый орган  должен уведомить налогоплательщика  о необходимости представить  документ, входящий в налоговую отчетность, по форме, утвержденной для данного документа, в установленный налоговым органом срок10.

     Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

     Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями  без какого-либо специального решения  руководителя налогового органа в течение  трех месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах  и сборах не предусмотрены иные сроки.

     Если  проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между  сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  срок.

Информация о работе Налоговый контроль